Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

КРАТКИЙ ИПАТЬЕВСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ Версия для печати

III. ПУБЛИКАЦИИ

КРАТКИЙ ИПАТЬЕВСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ
КОНЦА XV—НАЧАЛА XVI в.

Ю. К. Бегунов

Летом 1980 г. во время занятий древнерусскими рукописями в Го­сударственном архиве Костромской области наше внимание при­влекла сборная рукопись конца XV—начала XVI в., форматом в четвертку, происходящая из Ипатьевского Троицкого монастыря (ныне хранится в ф. 558, оп. 2, № 214/225) Г

Ее состав весьма разнообразный. Здесь имеются сочинения писа­теля XII в. Кирилла Туровского, «Наказание», или Поучение твер­ского епископа Симеона, адресованное полоцкому князю Констан­тину Безрукому (конец XIII в.) [1] [2], Повесть о явлении иконы богоро­дицы на Тихвине в 1383 г., Послание грека Дмитрия Траханиота к архиепископу новгородскому Геннадию (конец XV в.), Индекс ложных и отреченных книг, древнерусские апокрифы — Притча

0     Соломоне, Слово о 12-ти снах царя НІахаиши, Повесть об Адриане- царе, отрывки из Палеи, древнерусские богослужебные книги Псал­тырь и Часословец, молитва «Скитское покаяние», древнерусский перевод Слова «отца церкви» Нила Синаита «о осьми помыслах», выписки из книги Старчества и многие другие.

В конце 760-листной рукописной книги (на л. 733—737 об.) оказался текст неизвестного ранее исследователям Краткого Ипать­евского летописца под заглавием «Лѣтописецъ от начала миру сице». Он начинается счислением от Адама до потопа и до «раздѣления языкъ», затем следует сильно сокращенный и отредактированный текст известий Повести временных лет от начала и до 987 г. вклю­чительно (предпоследняя статья — «Речь Кирилла Философа», обра­щенная к князю Владимиру Святославичу). Текст Краткого Ипать­евского летописца близок к тексту Повести временных лет в редак­ции Московского летописного свода 1479 г. (см., например, Эрмитаж­ный список) [3]. Так, князь Рюрик и его братья названы немцами, а не варягами, это подчеркивается. А вот Аскольд и Дир названы варягами, людьми другого роду-племени, чем Рюрик. Упомянут так же, как и в своде 1479 г., новгородский старейшина Гостомысл. В Кратком Ипатьевском летописце нередко сообщаются известия, отсутствующие в своде 1479 г., но имеющиеся в старших редакциях Повести временных лет. Это может говорить о том, что костромской книжник пользовался не одним, а по крайней мере двумя источни­ками или, что менее вероятно, в распоряжении монастырского ле­тописца был текст свода 1479 г. с дополнениями по старшей редакции Повести временных лет. В новонайденном тексте встречаются и такие известия, которых не имеется в двух упомянутых источниках; например, сообщение о том, что Игорь взял себе в жены Ольгу, когда той исполнилось десять лет.

В распространенной редакции по сравнению со сводом 1479 г. читается в Кратком Ипатьевском летописце «Речь философа». По сравнению с текстом Повести временных лет под 986 г. в костромском источнике содержится много интересных и разнообразных чтений. Особенно это касается повествования о шести днях сотворения мира и человека, об Адаме и Еве, их грехопадении, изгнании из рая и дальнейшей жизни на земле Адама с Евой и их потомков. Возникает предположение, не пользовался ли монастырский книжник «Речью философа» в редакции более полной, чем летописец Нестор. Если это предположение подтвердится, то новонайденный текст будет иметь значение для восстановления литературной истории первого памят­ника русской литературы до его включения в Древнейший (по Б. А. Рыбакову) Киевский летописный свод 997 г. Если же это пред­положение не подтвердится, то тогда все особенности чтения «Речи философа» из новонайденного источника следует отнести на счет ко­стромского книжника, который в таком случае обращался к древ­нерусской апокрифической традиции в целях дополнения своего текста. Пока данный вопрос остается открытым.

Последняя статья Краткого Ипатьевского летописца — родо­словие великих князей под заглавием «Лѣтописецъ великых князей рускых». Перечисление великих князей русских доведено здесь до Дмитрия, сына Ивана Ивановича Молодого и Елены Волошанки, внука Ивана III, венчанного на царство в 1498 г. Хорошо известно также, что весной 1502 г. девятнадцатилетний Дмитрий со своей матерью были отправлены в заточение, а наследником великого князя московского был объявлен двадцатитрехлетний Василий, сын Ивана III от Софьи Палеолог [4].

Значит, интересующая нас родословная статья составлялась между 1498 и 1502 гг. Возможно, что и весь летописный свод, который послужил источником Краткого Ипатьевского летописца, тоже да­тируется этим временем.

Новонайденный источник — любопытный образчик местной ле­тописной работы в крупнейшем и богатейшем книжно-рукописном центре Руси — Ипатьевском Троицком монастыре. Последний, как видим, сохранил до нашего времени не только ценнейшую и древ­нейшую южнорусскую летопись в списке начала XV в., называемую ныне Ипатьевской. Из стен монастыря, надо полагать, вышло не­мало летописцев, ценных исторических документов и литературных памятников, повествующих о судьбах Руси. В числе них находится и Краткий Ипатьевский летописец.

Мы издаем текст Краткого РІпатьевского летописца по правилам современной орфографии, но с сохранением букв «ъ», «ь» и «ѣ»; буквенные обозначения цифр заменяются арабскими. Записи па каждый новый год начинаются с нового абзаца. Киноварные буквы и слова передаются полужирным шрифтом. Утраченные буквы ц слова восстанавливаются нами в квадратных скобках.

733                                         Лѣтописець от начала миру сице

Бысть от Адама до потопа лѣт 2242. Тѣ бо лѣта бяшо люди умно- жени лѣты и долговѣчни того ради, поноже в тая лѣта не знаяху нити вина, ни меду, ни пива, ни рыбы ядяху, ни соли знаяху. От потопа до раздѣления языкъ лѣт 586.

Егда Ной умре, осташеся ему три сынове Сим, Хам, Иафет. Въсточная страна достоашеся Симови, Хамови же — полуденьнаа, Афетови же полунощныя страны вся, иже в нѣп сѣдоша русь, чюдь, мѣря, мордва, пермь, югра, литва, ляхове, варязи, волоси, римляне, нѣмци, фрязи и вѣнеци от запада и к полунощию пресѣдят и с племе­нем Хамовым. От того же Афетова племени суть словенѣ, и сѣдоша по Дунаю.

Волохом же нашедшим и насиляющпм ихъ, словенѣ же ніедпіе сѣдоша в Вислѣ-ръцѣ, а ииии — но Днепру, а ипии сѣдоша около Илмѣряозера и поставиша Великий Новъгород и учиниша себѣ старѣй­шину Гастомысла. И тако распространишася словенѣ и грамота ело- вѣньская.

И тогда в них быта нѣции три браты Кий, Щокъ, Хоривъ, и сѣдоша в лесѣх, на горах, по брегу Днепрьскому, и град Киевъ по­ставиша.

И по сих наидоша на нихъ козари и взяша на них дани, мечь князю своему, и ркоша старци его: «Не добра намъ, княже, дань сия, обою- дуостра, впроцѣ имут сии на нас дань имати и на иных странах», еже и бысть по сих.

Во царство великаго Михаила, царя греческаго, начат прозыватися Руская земля.

От раздѣления языкъ до Авраама лѣт 542, от Авраама до исхода Моисеова 502, от исхода до Давида — царя лѣт 630, от начала царства л. 733 об. Давидова и Соломона, сына его, до // пленения Иерусалимова лѣт 448, от пленения Иерусалимьскаго до Александра, царя макидоньскаго, лѣт 318, от Александра-царя до Христова рожества лѣт 333, от Хри­стова рожества до царя Костянтина лѣт 318, от Костянтина-царя до Михаила-царя лѣт 542.

Той бо великий царь Михаилъ в седмое лѣто своего царства Ко- стянтинополского ходилъ на болгары ратми, и дашася во всю волю его, и крестишася, и того ради с ними ствари миръ великъ.


В лѣто 6366 тогда бо имаху дань варязи из заморья на люди, на словенѣх и на мери, и на кривичах по белѣ, вѣверицѣ, с человѣка. Потомъ за три лѣта сташа кривичи и словенѣ, и чюди, и мѣря, а ва­ряги — изгнаша их за море и не дата им дани, и начата сами собою владѣти, и городы ставити, и въста род на род со оружьем, и не бѣ в них правды, и совѣщавшеся послаша за море к варягом, ркуще: «Пойдите к намъ жити и владѣти нами». И тогда изобрашася от немець три браты с роды своими, и вземше с собою дружину многу, и при- шед старѣ[й]дшй Рюрикъ сѣдѣ в Новѣгородѣ, а другий Синеусъ — на Белѣозерѣ, а Труворъ — в Ызборьсцѣ, и начата воевати всюду, и от тѣхъ варягь прозвася Русь и земля Руская, а пришли суть из немець. И бы[сть] по двою лѣту Синеусъ умре и Труворь, брат его, начат Рюрикъ единъ обладати всею землею, и начат раздаяти грады мужемъ своимъ, и испросистася два его мужа Асколдъ и Диръ ити ко Царюграду с родомъ своим, и на Днѣпрѣ наеха Киевъ, градок 734 малъ, и сѣдо//[ста] в нем, и многа к себѣ варягь собравше, и быта ратникъ всѣм, и начаста владѣти Поляньскою землею.

Рюрикъ же княжа в Новѣгородѣ и роди сынъ, и нарече имя ему Игорь, и бѣ у него воевода, именем Олег, мужь храборъ и мудръ.

И по четырех лѣтехъ киевскаго взятья Асколдъ и Диръ, шедше на Царьград во двоюсот кораблих, и град оступиша, и много зла со- твориша, и паки истопота в мори, а сами в малѣ в Киевъ приидоша.

Рюрик же княжив лѣт 16 и умре, а княжение свое предастъ Олгу, воеводѣ своему, и сынъ свой вдасть в руцѣ его: бѣ бо еще Игорь дѣ- тоскъ велми. И бысть от перваго лѣта Михаила-царя до Олга, князя рускаго, лѣт 29.

По смерти же Рюрикове поиде Олегъ съ Игоремъ, сыномъ его, къ Смоленьску и взя град, и посади в немъ свои мужи. И оттуду Дне­пром прииде к горамъ Киевьским, и увѣдавъ Асколдъ и Диръ кня­жит в Киевѣ, и потаився в лодьяхъ, назвашася «гости подугорьскые, идем въ Царьград», и вызваша их к собѣ из града и побита. Сѣде Олегъ в Киевѣ, и рече: «Се буди мати всѣмъ русскымъ градом».

И оттолѣ нача владѣти Русскою землею и дани устави и пошлины. И приведе Игорь жену от Плескова, именем Олгу, 10 лѣт сущу. А самъ Олегъ уяденъ от змия изо лба коня его, и умре в Киевѣ, княживъ лѣт 33.

В лѣто 6421 нача княжити Игорь Рюрикович и великого князя Романа Греческаго данью обложи, и к себѣ примири, якоже Олег многи земли к себѣ приведе под руку свою, и роди сынъ, Святославъ именемъ, и убьенъ бысть под градом Коростенѣмь, княживъ лѣт 43.

И по немъ нача княжити Олга съ своим сыномъ Святославом и 734 об. многи грады // копием примири, и посади Святославъ сыны свою Про­полка в Киевѣ, а Олга в Древлянѣх, и приидоша к нему новогородци, просяще князя собѣ, и отрѣкошася Яраполкъ и Олегъ поити к ним не восхотѣша. И рече Добрыня: «Просите собѣ Владимера», и ноугородци просиша его, и дастъ имъ Святославъ Владимера, а самъ [Свято]славъ поиде княжити к Переяславлю к Волыньскому. Тогда бо бѣ царие Василей, Костянтинъ въ Царѣградѣ, и бися с ними Святославъ 10 000 съ стом тысущ греков, и одолѣвъ и данья обложи, и многи к себѣ земли примири, и убьенъ бысть в порозѣх печенѣжьскых, и ту умре, княживъ лѣт 28.

В лѣто 6481 почя княжити Яраполкъ в Киевѣ, и по осми лѣтехъ отбѣже за море, смерти ради Олговы, брата своего. И притед Влади- меръ Святославич, сѣдѣ в Киевѣ на великом княжении, а Добрыню посади в Новѣгородѣ, а самъ иде на Лядскую землю, и зая грады их, и вятичи побѣди и данью обложи. А потом поиде на ятвиги и побѣди их, и на рядимичи дань возложи, и болгары омири.

В лѣто 6495-е приидоша к нему болгары бохмичи вѣры, даже от Рима нѣмци и от казаръ жидове послы, о вѣрѣ глаголюще, яко да послушает ихъ и внидет в законъ их. Тогда от грек прииде к нему Кирил Философ, о вѣрѣ православнѣй рече ему, яко да святое креще­


ние приимет и спасенъ будет. Слышавъ Владимеръ, яко в распятаго вѣруют, и репе ему: «Повѣжь ми, философе». И репе ему философ: «Азъ ти повѣмъ вся изначала, еже бысть преже».

Речо философ: «Вначалѣ богъ сотвори небо и землю, земля же бѣ невидима и неукрашона, и тма верху безднъ, и духъ божий но- л. 735 шашеся // верху воды. И рече богъ: «Да будет свѣт», и быстъ свѣт.

И видѣ богъ, яко добро, и разлучи богъ межу свѣтом и мѣжи тмою, и нарече богъ первый день недѣлю.

Въ вторый день, в понеделник, сътворивъ твердь долѣ от нас, нас же покрывъ въ сѣни, и се пол-воды возведена твердь, а пол-воды остави на земли, и рече богъ: «Буди твердь», и абие и згустися вода в лѣдовидно, акы хрусталь, и того ради твердь нарече, понеже от житки вод и сладких межи небомъ и землею господь вся утверди.

Въ третий день, во вторник, рече богъ: «Да сонметца вода, яже на земли в сонмы своя и да ся явит суша», и бысть море и рѣки, и ис­точники, и озера, и блати, и прозябе земля траву сѣменную и древа плодовитая.

Въ четвертых^ день, въ среду, сътвори богъ свѣтило великое солнце и дал есть око дни, свѣтилникъ озаренъ от свѣта первород­наго сияти сюду под твердию, и луну, и звѣзды сътвори на просвѣще- ние нощи движимо и обращаемо на поясѣх небесных, их же естества тонка, аки дымна, на коем же поясѣ единая планит седмь, и тако украси богъ небо. Той же день отпаде дияволъ сана своего и с чином сущим под нимъ, бѣаше же имя его Сатанаилъ, противник богу на- речеся.

В пятый день, четвергъ, сътвори богъ киты великия и рыбы, и птица пернатыя, всякъ гадъ и звѣри, и скоты земныя.

Шостый день, пяток, рече богъ: «Сътворим человѣка по образу нашему и по подобию», и взят богъ от земля не груду, ни кал, не персть, тлъсту, своима рукама размѣсивъ, и създа человѣка по образу своему и по подобию, и душу словесну своим духновением вдохнувъ, и нарече имя ему Адамъ, и бысть царь всѣм сътвореным на земли. Бысть в шостой час дни, и рад бысть Адам, божий свѣт узрѣвъ. Потом л. 735 об. приде вечеръ и бысть // нощь, и печален бысть Адамъ, начат злѣ ту- жити всю нощь, и бысть пред свитаниемъ яви ему дьявол, и рече: «Адаме, что тужишь?» И рече Адам: «Како ми мощно не тужити, от- неле же господь созда мя и паки видѣх свѣт вѣлий пречюденъ, а ны- няча тма объятъ мя, и злѣ стражю сѣтуя». И рече диявол: «Хощоши ли да сотворю ти свѣт». И рад бысть Адамъ, и дьявол взем двѣ скрижали камены и рече Адаму: «Сице глаголи, и азъ ти пишу: се аз, рабъ божий Адам, записываю род свой сотонѣ, аще кто родится от моего колѣна, да вси идут въ адъ по скончании урочных лѣт своих». И взем диявол скрижали каменныя, написанныя, отнесъ и скры их на усть рѣкы Иердана в глубинѣ. И в то время дасть господь богъ свѣт, якоже и преже бысть, то бысть первая соблазна от диявола на человѣчскый род. Того ради во адѣ пребываніе праведных душа от Адама и до рас­пятья Христова.

Седмый день, в суботу, почи богъ от всѣх дѢл своих и насади богъ рай въ Едемѣ на встоцѣ, и введе ту человѣка, его же созда, и повелѣ ему от всѣхъ древъ ясти, а от древа, еже есть посреди раа, от того единого древа не ясти, да не смертью, рече, умрета. И бѣ Адам в рай со ангелы вкупѣ сѣдяше и славяше бога, и вложи богъ сонъ въ Адама, и успе, и взят едино от ребръ его, и сътвори ему помощницю жену, и приведе ю ко Адаму, и рече Адам: «Се кость от кости моею и плоть от плоти моею, и се наречеся жена, яко от мужа своего взята бысть си».

И нарече Адам имена всѣмъ скотомъ и всѣмъ птицамъ небеснымъ, и звѣремъ, и гадомъ, и рѣкамъ, и рыбамъ, и обладавши ими и по- слушеше его вся.

ВидѢв же диявол, яко ничтоже успе съблазнъ его, яко почте богъ человѣка, и взавидѣвъ ему, и превратися въ змию, и прииде къ Евзѣ,

и рече ей: «Почто но ясте от древа, сущаго посредѣ рая?» И рече жена ѵг. 736' къ зми//и: «Заповѣда намъ богъ от того единого древа не ясти да не смертию, рече, умрета вѣдяше бо богъ, якоже вон же день, аще снѣста от него и отверзутся очи ваго и будете аки бози, разумѣвающе добро и зло». И видѣ жена, яко добро въ снѣдь, и вземъ от него и снѣсть, и дасть мужу своему, и отверзостася очиима, и разумѣста, яко нага еста, и сшиста листвие смоковное, и сътвориста себѣ препоясание, и услышаста глас господа бога, ходяща в рай полудне, и убоявшеся, скрыста от лица божия, и възва господь богъ Адама, и рече ему: «Адаме, Адаме, гдѣ бѣ?» И отвѣща Адамъ, рече ему: «Господи, глас твой услышах и убояхся, яко нагъ есмь и скрыхся». И рече ему гос­подь богъ: «Кто тн повѣда, яко нагъ еси? Аще не бы ялъ еси от древа, сущаго посродѣ раю, от того единого древа не ясти, от него же ялъ еси?» И рече Адамъ: «Господи, жена, юже ми еси дал, та ми даде и ядох». И рече господь богъ к женѣ: «Что се сътворила еси?» И рече жено: «Змия прелстн мя и ядох, и дах мужу своему». И рече господь богъ къ змии: «Яко се створи, прокляаты от всѣхъ звѣрий земных на порсѣх своего чрева ходиши, пресмыкаюся по земли, яси землю вся дни живота твоего, вражду положю межу тобою и между женою и мѣжи сѣменем твоимъ, человѣкъ да зрит главы твоею, а ты зриши его пяты».

К женѣ рече: «Множаа умножу печали твоея и въздыхания твоя и в печалѣх родишп чада, к мужу твоему възвращение твое. И тъи тобою да обладает». Адаму рече: «Занѣ послушалъ еси гласа жены твоея и снѣлъ еси от древа, его же ти заповѣдах единого не ясти, от него же ялъ еси, проклята земля в дѣлех твоих и в печали яси хлѣбъ вся дни живота твоего; терние и волчець възрастот тебѣ, яко земля // л. 736 об. еси и в землю пакы поидеши», и изгнанъ бысть Адамъ из рая. И при- стави господь хѣрувимъ, пламенное оружье, стрѣщи вратъ Едемь- скых. И сѣдѣ Адам прямо раю, плачася дѣлая землю, от нея же взят бысть. И порадовася сатана о проклятии земли и о преступлении Адамли. Се бысть на ны первое отпадение ангельскаго жития.

Роди Адам Каина и Авеля. Бѣ Каинъ ратай землѣ, Авель же пастырь овцам, от них же богу жертву принесе. И принят богъ дары его, зане бо той первенца господеви ос[вя]тивъ. Каинъ же ратай сый, той на прьвие числа сътвори и уставы, и мѣжи землям замысли. И бысть по диох принесе Каинъ от плода земнаго, и того ради обличен от бога и изгнанъ бысть, яко от врьхов плодных принесе богу, но по днех вторых. И того ради Каинъ, ревнуя брату своему, и убий его. И тогда чотвертаа часть мира умре [5], и рече господь богъ к Каину: «Гдѣ еси Авель, брат твой?» Он же рече: «Не вѣдѣ, егда стражъ брату моему есмь аз?» И рече ему господь богъ: «Что се створилъ еси? Се кровь брата твоего вопиет ко мнѣ, от земля прокляты на земли, по­неже разверже уста своя прольяти кровь брата твоего от рукы твоея, дѣлаа землю, и не приложити ти силы твоея, да ти тобѣ стѣня и тря- сыйся будеши на земли». И рече Каинъ к господу богу: «Господи, луче бы ми вина смерть сказанию, нежели отпущение животу и злому пре­быванию.

Аще мя изгониши днесь от лица земли, от лица твоего скрыюся и буду стѣнян трясыпся на земли, и будет всякъ обрѣтый мя убиет мя». И рече ему господь богъ: «Не тако, всякъ убивый Каина седмь мщении разрушит». — «Кии мщение?» — рече. «Первое — бога раз- гнѣви, второе — отца опечали, третье — матерь обезчадова, четвер- л. 737 тое — брата уби, пятое — // кровь пролья, шестое — богу солга, седмое — не прията быша жертва его» [6]. И положи господь богъ зна­мение на каменѣ, еже не убити его всякому обрѣтающему его. А егда же убьенъ бысть Авель от Каина, Адам же и Евга плачющися зѣло. А врагъ диявол радовашеся и рече в собѣ: «Его же богъ почте, а яз


сътворихъ ему отпасти от бога, и еще ж и плача ему налѣзох». И тако плачющеся по Авели 30 лѣт, лежаше бо на земли неизгнило тѣло его, ниже умѣяста погрести его. Повелѣнием же божиим двѣ птицѣ при- лѣтеста, и едина ею умре, а другая ж ископа в землицю и погребе ю. Видѣв же Адам и Евга и ископаста яму и вложиста в нее Авеля, и по- гребоста его с плачем великым, отдавающи земли четвертую часть мира. Жив же Адам двѣсти и 30 и родиста Сифа и двѣ дщери, Азору и Асуаму. И поять Каинъ первую сестру свою Азору, Сифѣ же вторую Асуаму. И вселися убо Каинъ в земли наидъ прямо Едему, и познавъ жену свою и заченши роди Еноса, и създа град во имя его. Роди же ся Еносови Гайд адъ, Гайд адъ же роди Малелѣиля, Малелѣил же роди Мафусалу, Мафусал же роди Ламеха, и поят Ламехъ собѣ двѣ жены, Елдану и Силу, и роди от нихъ Увѣла и Фовеля, Увел же замысли пѣсни и мысли, Фовел же молотобиение, мѣдь и желѣзо и прочая ина ■на брань, оружья и копия сътвори. Каинову же роду до сея памяти все число отиде, даже ни с первыми чтется, ни от прочих исповѣданъ бысть».

Рече Владимиръ:        «Уяш ты, философе, много глаголеши, сла­

достна ми суть словеса твоя, толико едино ми еще исповѣжь: что ради л. 737 об. богъ сынъ // сниде и от жены родися или водою крестися, или на древѣ распятся, или во адъ сниде?»

И рече философ: «Послушай, кпяже, исповѣм ти сия вся яснѣ, яже вѣдаль о том. Понеж бо человѣческый род исперва согрѣшил, зане бо диявол взавидѣвъ человѣку и прельсти Евгою Адама, и Адамъ отпаде святаго рая, и богъ отместие дияволу рая, того ради с небесъ на землю сниде и от жены родися, а еже богъ на древѣ распятся, того ради да разрушит [7] рукописание Адамле и праведных душа отвѣта тамо сущих от ада свободит, и пакы, еже заповѣдь преступи Адам и снѣсть от древа ис породы отпада, и тѣм миру всему смерть нанесе, яко да диявол от дрова побѣженъ будет, и адьскыя твердости разру­шатся, а еже богъ водою крещение прият, понеже бо грѣхъ ради че- ловѣческых потопъ бысть на земли и погуби вся живущая на земли водою паки обновление богъ всему миру дарова».

Князь философскую бесѣду всласть прият, а инѣх со студом от­пусти.

Лѣтописець великых князей рускых

Подпись: расплЖАПервый князь в Руси Рюрикъ, Рюрикович Игорь, Игоревич Свя­тославъ, Святославич Владимерь, Владимерович Ярославъ, Влади- мерович Юрьи, Юрьевич Всеволод Великий. От того ж Всеволода московские князи Всеволодич Ярославъ, Ярославич Александръ Нѣвский, Алексанрович Данило, Данилович Иванъ Калита, Иванович Иванъ, Иванович Дмитрей, Дмитреович Василей, Васильевич Васи­лей, Васильевич Иванъ, Иванович Иванъ, [И]ванович Дмитрей, 12-е колѣно от Всеволода.



[1]   Краткое описание рукописи выполнено Л. М. Хлебниковым (Москва) и опуб­ликовано в кн.: Бочков В. Н. Коллекция рукописей Государственного архива Костромской области. Кострома, 1964, с. 38 (под № 214/225). Эта рукопись была передана в ГАКО из Костромского областного краеведческого музея, где первоначально хранилась Библиотека Ипатьевского Троицкого монастыря, в 1949—1950 гг. вместе с другими рукописными книгами. В результате ста­ринный фонд (Библиотека и Архив) Ипатьевского монастыря оказался разде­ленным на две части между двумя учреждениями.

Водяные знаки (филиграни) бумаги Ипатьевского сборника, писанного разными полууставными, переходящими в скоропись почерками, не противо­речат датировке всего сборника концом XV—началом XVI в. В их числе буква «Р» с четырехлистником как № 8665—8682 альбома филиграней французской бумаги Брике из рукописей 80-х годов XV—первой четверти XVI в.

[2]  Издание текста см.: Кучкин В. А. Особая редакция «Наказания» Симеона Твер­ского. — В кн.: Изучение русского языка и источниковедение. М., 1969, с. 243—251.

[3]  Московский летописный свод конца ХУ в. — ПСРЛ. М.; Л., 1949, т. 25, с. 337— 361.

[4]  Вологодско-Пермская летопись — ПСРЛ. М.; Л., 1959, т. 26, с. 295.

[5] В рпп. перед этим словом написано и зачеркнуто погибе.

[6] В рпп. перед этим ■словом написано и зачеркнуто твоя.

[7]  В ркп. первоначально было написано расплжлзрушит, затем было зачеркнуто.

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены