История Руси. Глава 11. IV "Их можно назвать самыми яростными воителями... Это подвижной и неукротимый народ", - писал Аммиан Марцеллин о гуннах. И гунны вполне оправдывали эту характеристику. Аттила, хорошо знавший обычаи славян и русов, расселившихся на огромной территории от Лабы до Дуная и от Дуная до Волги, не хотел задевать близких ему по духу воинственных русов, ибо тогда ему пришлось бы идти войною на Европу по враждебной территории. Целью его похода в Европу было уничтожение готов и покорение римлян, что отвечало интересам славянских народов. Племенами, подчиненными князю Кию, были иверцы, покутцы, уличи, хорваты и везунча, т. е. потомки венедов, выведенные князем Бодричем на Голунскую землю. Эти последние носили бороды и высокие бобровые шапки. Ушли из Сарматии и кельтские племена, временно проживавшие вместе со славянами в Северской земле не одно столетие. Почти все славянские племена признавали власть гуннов и потому были вынуждены время от времени участвовать в их военных походах. Иордан так пишет об Аттиле: "Соединив под своей властью всех гуннов и собрав вместе все народы, подчиненные им, Аттила задумал покорить себе две первые нации в мире - римлян и вестготов. Его войско доходило до 500 000. Этот человек родился в мир для потрясения народов и внушения страха всему миру; не знаю, каким образом одно его имя наводило ужас на всех. Он выступал гордо, озираясь вокруг, чтобы казаться страшным в самых движениях выпрямленного тела. Аттила был умерен в деле, тверд в совете, снисходителен к просьбам и благосклонен к тем, кого однажды принял под свое покровительство. Рост его был невелик, грудь широкая и большая голова, глаза узкие, редкая борода с проседью, плоский нос и тело смуглого цвета, обличающего его происхождение. Хотя уже по самой своей природе он был настроен к великим замыслам, но найденный меч Марса, который все короли скифов считали священным, увеличил самоуверенность Аттилы". Аттила был смелым и свирепым правителем, превосходно владевшим боевой тактикой и обладавший стратегическим мышлением. Однако опереться ему было не на кого. В империи гуннов не было национального единства: конгломерат различных народов ни-что не скрепляло, т. е. не было ни государственной идеологии, ни национальной идеи. Не было и экономики, которая бы цементировала государство. А были колоссальные денежные средства, полученные от бесконечных грабежей и даней. В 447 г. состоялось второе вторжение Аттилы в пределы Восточной Римской империи. Причиной был новый отказ императора Феодосия II от выплаты дани. В ответ гунны сожгли 70 городов от Сирмия до Наисса и истребили все греко-римское население, какое им встретилось на пути. Стремительный бросок конной армии Аттилы был остановлен после битвы при Уте византийской армией под командованием Феодосия II. Аттила должен был отступить и направиться в Грецию. Но там гунны были остановлены возле укреплений в Фермопильском ущелье. Феодосий II опять предложил мир и добился своего (448 г.). Но на этот раз дань была утроена: 2000 фунтов золота ежегодно. К тому же греки были вынуждены согласиться отдать гуннам широкую полосу земли вдоль правого берега Дуная, протянувшуюся от Сингидунума (современного Белграда) до г. Новы (современного Свиштова в Болгарии). Война с Византией постепенно перерастала в завоевание Европы. Приск Панийский (ок. 410 - ок. 475 гг.) в 448 г. посетил ставку Аттилы, которая находилась на левом берегу Тиссы. Он был секретарем посольства Восточной Римской империи во главе с Максимином. Приск отмечал, что Аттила был вождем не только гуннов, но и славян и что в его ставке находилось много славян. Приск рассказывает, что двор Аттилы - огромное селение, в котором находились хоромы Аттилы, "построенные из бревен и хорошо выструганных досок и окруженные деревянной оградой, опоясывающей их не в видах безопасности, а для красоты. За царскими хоромами выдавались хоромы Онагнисия, также окруженные деревянной оградой, но они не были украшены башнями подобно Аттилиной". Богатыми были и хоромы Креки, жены Аттилы: "Внутри ограды было множество построек, из коих одне были из красиво прилаженных досок, покрытых резьбою, а другие - из тесанных и выскобленных до прямизны бревен, вставленных в деревянные круги; эти круги, начинаясь от земли, поднимались до умеренной высоты". Он описывает также бани, кладовые, терема и т. п. явно славянского происхождения, как и пищу, которую посланникам подавали. Так по-славянски были названы напитки: "мед", "квас", а также “страва”, т. е. “поминки”. Все это говорит за то, что славяне играли значительную роль в Гуннской империи и в войске. В 450 г. Феодосий II скончался, и его вдова Пульхерия, которая фактически правила государством с 414 г., вышла замуж за простого солдата по имени Маркиан. Взойдя на трон, тот немедленно прекратил платить дань гуннам и заявил, что у него есть подарки для друзей, а для врагов - оружие. Аттила был взбешен. Но поскольку он уже составил план вторжения в Западную Римскую империю, то решил отложить войну с Маркианом на будущие времена. В 450 г. король вандалов Гейзерих стал просить помощи у Аттилы, опасаясь нападения короля вестготов Теодориха из Толозы. Гейзерих, мечтавший отомстить Риму за уничтожение Карфагена 600 лет тому назад, намекнул ему на то, что Испания и Галлия открывают куда более широкие возможности для грабежа, нежели не раз опустошенные за столетие Балканские провинции. В то же самое время между двумя сыновьями франкского короля Хлодиона вспыхнула ссора из-за трона: первый из них, Меровей, обратился за помощью к римскому полководцу Аэцию, тогда как второй, Хлодобод, призвал на помощь гуннов. Дополнительной причиной действия являлось для Аттилы его неудачное сватовство к Гонории, сестре императора Валентиниана III (425-455 гг.); в качестве приданного он рассчитывал получить часть Римской империи. Гонория была не прочь соединиться брачными узами, несмотря на наличие у гуннского вождя многочисленных наложниц. Она даже посылала ему через верного раба обручальное кольцо. Но все было тщетно: война помешала их браку. Воинские успехи вскружили Аттиле голову, и он говорил о себе, что он "Бич Небесный", "Млат вселенной" и что "звезды падают и земля трепещет от его взора". Однако Господь не любит гордыни, самомнения и хвастовства. Гордых Он наказывает, а смиренных милует, что и случилось. Немецкий народ сделал Аттилу героем своего эпоса "Сказание о Нибелунгах". восточные же булгары сохранили в своих летописях предания и песни об Аттиле. В 451 г. Аттила с громадной армией в 700 000 человек, сопровождаемой большим обозом с припасами и семьями, переправился через Рейн у Могонциака (современного Майнца) на территорию союзников-франков. Основную массу его войск составляла гуннская легкая кавалерия, а также полки верноподданных и союзников германских: остготов, бургундов, гепидов, аллеманов, скирров, а также рейнских франков, тюрингов, турклингов, ругов, баварцев (бывших квадов и маркоманнов); полукельтских народов, а еще тюркских: булгаров и акациров; сарматских: аланов; финно-угорских: черной угры; кроме того, участвовали и славяне, и некоторые римляне, и греки, презиравшие корыстолюбие и произвол своих властей. Что же касается славян, то в войске Аттилы были анты, с которыми у него сложились дружественные отношения. Об этом же свидетельствует "Велесова книга" и уточняет следующее: "Строй наш крыльями на две стороны раскинулся. И Аттилы воины в середине. И был он главой ясуней, а по плечам (т. е. по флангам. - Ю. Б.) воевали славяне, которые не жалели в сече голов своих и не берегли их в те дни" (11, 7). В войске Аттилы были и другие славянские племена: карпы, тиверцы, покутцы , белые хорваты. Одним словом, битва на Каталаунских полях была фактом не только гуннской и римской истории, но и истории славянской. Понять сражавшихся славян можно: они воевали против рабства и его оплота - Рима. Так или иначе, часть славян была с Аттилой. "Велесова книга" свидетельствует: "И тогда Аттила одерживал победы над врагами нашими. И тьмы лихих (т. е. воинов Аттилы. - Ю. Б.) неслись на нас из Синьи-Синьбири. И они нападали и на врагов наших, и на нас" (1, 26). Гунны и их союзники наступали фронтом, растянувшимся более чем на 150 км северо-западнее реки Мозелла (современный Мозель). Вся эта орда нахлынула на Северную Галлию. Большая часть городов была разграблена и разрушена, за исключением Лютеции (Парижа). По преданию, город спасся благодаря заступничеству св. Женевьевы, которая заставила всех горожан молиться и каяться; войска же гуннов так и не приблизились к городу. Тем временем римский полководец Флавий Аэций (около 390-454 гг.) собирал войска, которые должны были противостоять Аттиле и отстоять владычество дряхлеющего Рима. Назад История Руси. Глава 11. IV Далее |