Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

История Руси. Глава 19. VI Версия для печати

История Руси. Глава 19. VI

За утверждением - "Рюрик - не русич" - вероятно, скрывается тот факт, что Рюрик, будучи сыном Умилы Гостомысловны, называл себя русичем, но ему не верили, так как видели его повадки разбойника, увлекавшегося грабежами и не верившего ни в Христа, ни в Огнебога.
Историк В. Е. Шамбаров предполагает, что акции Рюрика были направлены против хазарских купцов-рахдонитов и что "войну Рюрик вел по привычным ему пиратским правилам, где и грабеж играл не последнюю роль. И если по степным кодексам чести, священным даже у татаро-монголов, убийство доверившегося купца было несмываемым преступлением, то по западным меркам подобные поступки оценивались как обычная военная хитрость". Вероятно, так и было.
Не лучше вел себя и Аскольд.
"И вот Аскольд пришел с варягами своими к нам, - пишет "Велесова книга". - И этот Аскольд - враг наш. Он говорил нам, что он идет защищать нас и лжет, ибо он такой же, как и греки, крещеный. Сей же Аскольд был варягом-наемником, который с оружием сохранял купцов эллинских, шедших до Непры-реки" (III, 29), т. е. он исполнял обычную для варяга работу - "варяигачичь", т. е. "охранять купца с товарами".
Поражение под Константинополем в 860 г. смутило многих русов и варягов, решивших, что христианский Бог сильнее их языческих богов Перуна и Одина. Дир, тяготившийся даннической зависимостью от хазар, первым из князей принял христианство от греков. С ним вместе это сделали некоторые влиятельные русские бояре. Анты же удержались от этого соблазна, вспоминая золотые времена булгарского правления. Но в борьбе против хазар они готовы были поддержать кого угодно. Вскоре этот случай им представился.
К 862 г. Хазария ослабела из-за неудачной войны 860-861 гг. с мадьярами. Сложились благоприятные условия для освобождения народов Кара-Саклана и Хазарии от иудейского ига. Первыми восстали русы. Киевляне-анты в 863 г. подняли восстание против ненавистной хазарской власти: их тяготили бесконечные дани. Восстание началось с перепалки антов с хазарскими таможенниками, безжалостно обдиравшими народ для себя и своего кагана. Возмущенные несправедливыми поборами, анчийцы разгромили таможню, а после ворвались в Хазарский квартал, где жили евреи, купцы и ростовщики. Там они устроили погром лавок и меняльных контор. Их поддержали христиане.
И тут Аскольд, испугавшись, что победа восставших усилит позицию Дира в борьбе за единовластие, решил отвлечь внимание народа от хазар и призвал к погрому мусульманской мечети. Несколько десятков христиан устремились к мечети Эль-Бейда на холме Джок, устроенной при булгарах еще старым Шамсой, тебиром канцелярии кана и поэтом, около 820 г. Его сын Микаиль одним из первых преградил путь толпе. Русы и анчийцы обнажили мечи, чтобы убить муллу, но вдруг появился сам Дир с несколькими воинами и предотвратил кровопролитие. Тем не менее Микаиль, потрясенный видом озлобленной толпы, вместе с несколькими мусульманами удалился в пещеру отца, т. е. туда, где ныне находится Киево-Печерский монастырь. Там он начал в 865 г. писать свой дастан "Шан-кызы", используя древние сказания земли трех бахадуров, и закончил его в
882 г.
Один из антов бежал в Кан-Караджар (ныне - г. Чернигов) и сообщил булгарскому балтавару Габдулле Джилки ложную весть о том, что русы громят мечеть. Балтавар возмутился и стал собирать булгарские войска, чтобы двинуться против восставших. Узнав об этом, Аскольд бежал в Новгород, где находился его сын Турма. Дир же немедленно вышел из города навстречу балтавару с изъявлением покорности. Довольный балтавар вернулся в Батавыл, назначив своим представителем при русском князе Микаиля Башту. Хазарский же бек Ильяс Бурнаш, в руках которого находилась вся реальная власть в Хазарии, решил вмешаться в борьбу и в 864 г. выступил походом на Хорысдан с 75 000-ым войском, основу которого составляли куманы (половцы) и баджанаки (печенеги). Целью Ильяса было восстановление хазарского господства и наказание балтавара Джилки. Получив об этом известие, в Киев спешно прибыло из Новгорода русско-варяжское войско во главе с Аскольдом и Турмой. Но когда Турма отделился и попытался силами одного своего полка взять штурмом Батавыл (т. е. Полтаву), он потерпел поражение. Булгары же на-голову разбили его войско, а сам Турма был поражен копьем анчийского головы Нанкая и погиб под копытами коня.
Тем временем балтавар Джилки понял, что Киев стал для него слишком горячим местом, и уехал со своей свитой и десятитысячным войском на берега Волги, в г. Булгар. В тот год умер последний кан Волжской Булгарии Борис и престол был вакантным. Джилки взошел на трон, провозгласив себя царем (865 г.). В Киев он больше не вернулся, оставив в Кара-Булгаре своего сына Алмыша в качестве наместника.
Так была восстановлена бывшая Волжско-Камская держава наследников кана Котрага, приемного сына кана Аспаруха, или Государство серебряных булгар-темтюгов.
Между тем, хазарскому кагану не нравилось поведение Дунайской Болгарии и, напротив, нравилось поведение князя Аскольда, который постоянно изъявлял ему покорность, за что получил от кагана титул князя-наместника Киевской области, или бейлика, с почетным именем Мышдауллы, т. е. Мстислав, по-русски. Однако кагану не могли нравиться частые заигрывания Аскольда с Византией и просьбы о крещении. Ильяс даже приказал Диру идти походом на Дунайскую Болгарию, но тот отказался, сославшись на "ослабление земли".
В 866 г. после второго неудачного похода русов на город Константина, Русь постиг страшный голод как кара Божия, и Аскольд стал просить у греков крещения. Откликнулся на эту просьбу византийский император Василий I.
Патриарх Фотий в своем "Окружном послании" (конец 866 - начало 867 г.) утверждает, что народ росс, получив в том году дань от византийцев, согласился принять от них крещение, и после этого русы "сменили нечастливое языческое суеверие на чистую и неблазную христианскую веру и ведут себя яко послушные сыны и друзья, несмотря на то, что незадолго перед сим тревожили нас своими разбоями и учинили великое злодеяние".
Под 867 г. в Никоновской летописи сохранился следующий рассказ:
"О князе русском Аскольде.
Роди же, нарицаемые русами, которые, как и куманы, жили около Эвксинского Понта, и начали пленити страну Римлянскую, и хотели войти и в Константиноград; но возбранил им Бог эту мысль, и более - пал на них гнев Божий, и тогда возвратились тщетно, не преуспев, князья их Аскольд и Дир. Василий же много воевал с агарянами и манихеями. Заключил же мир с вышеуказанными русами и склонил их к христианству. И обещали они креститься, и просили архиерея, и послал к ним его царь. И когда пришла пора креститься, снова уныли, и сказали архиерею: "Если не увидим от тебя чуда, то не станем христианами". Архиерей же сказал им: "Просите, чего хотите". Они же отвечали: "Хотим, чтобы ты святое Евангелие, содержащее учение Христа, положил в огонь; если не сгорит, станем христианами, и все, чему научишь нас, сохраним в себе и не откажемся от этого". И сказал архиерей: "То, что вы просите, будет вам". Повелел он развести большой огонь и, воздев руки к небу, архиерей сказал: "Христе Боже, прославь имя свое!” И положил святое Евангелие в огонь, и пробыло оно в нем много времени, и не прикоснулся к нему огонь. Видели это русы и удивились чудесной силе Христа, и все крестились".
Симеон Логофет говорит, что русы подошли к Царьграду "на девятом году единодержавия Михаила и на десятом вошли в Иерон", т. е. в 866 г. Нестор Печерский относил возвращение князей в Киев к 867 г. Письмо Фотия об этом событии написано тогда, когда некоторые епископы собрались на церковный собор. А этот собор, по свидетельству Никиты Пафлагонянина, был тогда, когда Василий Македонянин был принят в соправители Михаила III. А это произошло 26 мая 866 г. 23/24 апреля 867 г. Василий собственноручно убил своего благодетеля Михаила, а 23 сентября того же года низвел с кафедры Константинопольской обличителя Фотия. Архиепископ Филарет называет дату первого крещения: май или июнь 867 г.
Император Константин Багрянородный так описывает происходившее в самом Киеве событие: "Когда епископ прибыл в столицу русов, государь русов собрал совет (вече). Тут было множество народа; сам государь председательствовал с боярами и старейшинами, которые по давней привычке к язычеству, более других были привержены к язычеству. Стали рассуждать о вере своей и христианской, и пригласив архипастыря, спросили: чему он хочет учить их? Епископ раскрыл Евангелие и стал говорить им о Спасителе и Его чудесах, говорил и о разных чудесах, совершенных Богом в Ветхом завете. Русы, слушая проповедника, сказали: "Если и мы и не увидим чего-нибудь подобного тому, что случилось с тремя отроками в пещи, мы не хотим верить". Служитель Божий не поколебался; он смело отвечал им: "Мы ничтожны перед Богом, но скажите, чего хотите вы?" Они просили, чтобы брошена была в огонь книга Евангелия, и обещались обратиться к христианскому Богу, если она останется невредимой. Тогда епископ воззвал: "Господи! Прослави имя Твое пред сим народом", и положил книгу в огонь. Прошло несколько времени; огонь истребил материал, а Евангелие осталось целым; сохранились даже ленты, которыми оно было связано. Видя это, грубые люди, пораженные Чудом, начали креститься".

Назад История Руси. Глава 19. VI Далее

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены