Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

История Руси. Глава 19. VII Версия для печати

История Руси. Глава 19. VII

О чуде с Евангелием сообщают византийские авторы: Иоанн Куропалат, Георгий Кедрин, Иоанн Зонара, Михаил Глика, переводчик Манассиевой летописи. Летопись Константина стишь са Руси". ýМанассии подтверждает: "При сем Василии цари кр Георгий Кедрин подтверждает сообщение Фотия о том, что после замирения русы прислали послов и просили "сподобить их народ крещением" (XII в.). Католический кардинал Цезарь Бароний в «Церквоных анналах» подтверждает, что русов крестил митрополит Михаил (конец XVI – начало XVII в.в.).
Так называемая "Легенда Ансельмо Бандури” (XVII в.), восходящая к греческому источнику XIII в., в первой части текста подтверждает факт крещения русов во второй половине IX в. при патриархе Фотии. Однако происшедшее крещение было частным, а не всеобщим, оно носило локальный характер, и коснулось немногих. Евангельская благодать еще не воссияла в Русской земле и не даровала всем спасения.
Итак, судя по летописному тексту, первое крещение русов произошло в Киеве в 867 г. Крещение не было массовым, а касалось лишь ближайшего окружения двух киевских князей и их дружин. Оно, скорее всего, совершилось "в Козарех", где стояла церковь св. Ильи. Предполагают, что греческого епископа звали Михаил. Он известен в русских сочинениях: в Кормчей книге, в дополнительных статьях, переведенных при св. великом князе Владимире (XI в.), в предисловии к Киево-Печерскому Патерику (начало XIII в.), в Великих Минеях-Четьях св. митрополита Макария (XVI в.).
Имя Михаила как первого русского митрополита называет и Густынская летопись, XVII в.
В. Н. Татищев встретил это имя в некоторых древних списках летописей и отметил его в своей истории так: после крещения "Михаил же возблагодари Бога, иде в Болгары" , т. е. в Дунайскую Болгарию.
Тогда же, согласно предположению академика Б. А. Рыбакова, по приказанию новообращенного князя Аскольда-Николая, над одними крепостными воротами Киева было прибито изображение крылатого воина - Архистратига Господня Михаила якобы в память о некоем богатыре Михайлике, который оборонял эти ворота. С тех пор Архистратиг Михаил стал небесным покровителем Киева.
С 867 г. Русская епархия как 61-я по счету была внесена в список епархий Константинопольского патриархата, а Русь номинально была объявлена вассальным государством Империи, хотя таковым не являлась, а напротив, часто нападала на Вечный город: в 904, 907, 941, 944, 1043 годах.
В том же 867 г. князь Рюрик возвратился на Северное море и вместе с датчанами и фризами угрожал королю Лотарю новыми морскими набегами на его владения, если он не отдаст ему Фризию. Но Лотарь не желал ни в чем уступить, и Рюрик вернулся в Новгород ни с чем, потеряв звание маркграфа Фризского.
В 867-868 гг. князья Аскольд и Дир, вспомнив о князе Кие, некогда дружившим с мораванами, ходили походом в Моравию на выручку моравского князя Ростислава и сражались с немцами близ столицы Велеграда (современный г. Угорске Градиште), на реке Мораве, и победили.
В 870 г. Аскольд решил завоевать Волжскую Булгарию и Кара-Саклан для своих наследников и направил туда сына Булата с войском. Булату удалось захватить г. Джир (ныне г. Ростов Великий), далее его войско не пошло. В Никоновской летописи сохранилась одна фраза, посвященная этому событию: "убиенъ бысть от болгар Оскольдов сынъ". На самом деле Булат Аскольдович не пострадал.
Тем временем князь Рюрик послал послов из Новгорода в Булгар к кану Габдулле Джилки с предложением оставить за ним, Рюриком, Ростов в обмен на службу булгарскому царю и уплату дани в невоенное время. Джилки с радостью согласился, и Рюрик вместе со своим союзником бием Алабугой отправился в поход на Киев. Однако в пути случилась заминка: войска союзников не соединились. Алабуга стал действовать самостоятельно и освободил часть Кара-Саклана от хазар. Аскольд же дал Алабуге выкуп, чтобы тот ушел из-под Киева.
Приблизительно в 872 г. в Новгороде против князя Рюрика поднял мятеж сын изборского князя и старшей дочери новгородского посадника Гостомысла Вадим Храбрый. Его противники распространили слух, что его имя происходит от глагола "вадить", т. е. "распространять ложный слух", "клеветать", и что он якобы "вадил", т. е. возмущал народ против Рюрика, говоря, что он имеет больше прав на княжеский стол, чем Рюрик, так как является старшим внуком посадника.
Восставшие штурмом взяли новгородский Кремль и засели в нем. Согласно одному местному сказанию, записанному ростовским краеведом А. Я. Артыновым, "дружины князей Синеуса и Брячислава окружили Новгородский кремль, где засели мятежники. Это навело великий страх на сообщников Вадимовых, и они, спасая свои жизни от разгневанного князя Рюрика, предали Вадима в руки новгородского князя. И убил Рюрик Вадима Храброго и иных многих избил новгородцев, советников его" , в том числе богатыря Буислава Бисопега и многих иных, не захотевших быть под самовластием Рюрика. В том же 872 г. некоторые жрецы, купцы и люди новгородские бежали в Киев. Автор "Велесовой книги" описывает правление Рюрика самым нелицеприятным образом: "И вот пришли варяги к Днепру, и забрали землю нашу, и увели людей. И земля теперь под ними. Не угоняйте людей! И мы не согласимся на иное - только на меч! Отвадьте Рюрика от земель наших, гоните его назад туда, откуда пришел!" (III, 14).
В том же году Рюрик послал своих наместников по городам: в Полоцк, Ростов и на Белоозеро, в Изборск, а также в Муром.
Рюрик был столь активен, что не упускал случая поинтересоваться, что творится в его бывших владениях во Фрисландии. Он постарался вернуть себе эти владения при первом удобном случае. По сообщению Фульденских анналов, Рюрик осенью 870 г. в Нимвегене вел переговоры с Карлом II. А осенью 872 г. состоялась встреча Рюрика с сыном конунга Харальда Клака Родульфом в г. Трейэктуме (современный г. Маастрихт). В итоге Рюрику были возвращены его земли во Фризии, которые после его смерти достались в 882 г. его родственнику конунгу Готфриду. Еще в 872 г. Рюрик признал себя вассалом Карла II, а в июне 873 г. - императора Людовика Немецкого. Однако оставаться в Западной Европе Рюрик не пожелал и вернулся в Русь, где продолжал княжить в Великом Новгороде.
Не следует забывать, что путь на весельном судне от Новгорода до Дорестадта занимал тогда всего лишь два месяца, и Рюрик не чувствовал себя отделенным от Фризии. У него еще теплилась надежда не только полностью вернуть себе во владение лен, но и править им. Но, видно, не судьба: дела словенские, новгородские требовали полной отдачи, и на Фризию не оставалось ни сил, ни времени.
Между тем отношения между киевскими князьями и Рюриком обострялись. В 873 г. князья Аскольд и Дир со стотысячной ратью пошли на Полоцк и воевали с полочанами и кривичами, которые платили дань Рюрику. И "много зла сотвориша" , желая только себе, а не Рюрику обладания властью над восточнославянскими племенами. Этими раздорами поспешил воспользоваться другой находник.
Приблизительно в это время, или позже, Палтескью, или Полтеск, или Полоцк, расположенный близ верховьев Западной Двины, на реке Полоте, захватил варяг Рогволод (Rognvaldr) со своей дружиной. Это был важный форпост близ торгового пути "Из Варяг в Греки". Род Рогволода оставался в Полоцке около столетия, и только в 977 г. князь Владимир взял Полоцк, убил престарелого Рогволода и двух его сыновей, а дочь Рогволода Рогнеду взял себе в жены.
В 874 г. состоялся третий поход Аскольда и Дира на Константинополь. Но буря разметала русский флот. "Велесова книга" сообщает, что Аскольд "посадил воинов своих на ладьи и пошел грабить и другие места", "пошел на греков, чтобы унизить их города и приносить жертвы богам в их землях" (III, 8/1). "Но это неправильно, - продолжает автор "Велесовой книги", - ибо Аскольд не русич, а варяг, и хочет он попрать землю Русскую, но погибнет, делая зло" (III, 8/1). Когда киевские князья вернулись из похода "в мале дружине", в Киеве был "плач велий". Император Василий I призвал русов на переговоры и убедил креститься тех русов, которые еще не были крещены.
Бояр и старших дружинников он щедро одарил золотом, серебром, шелковыми одеждами. Тогда был заключен мирный договор между Киевом и Константинополем.
Встав под покровительство Византии, Русь Аскольда и Дира была вынуждена выполнять приказания византийского императора, в частности, воевать с мадьярами, которые перекрывали Византии и Руси торговые пути, особенно возле Днепровских порогов.
Князя Аскольда император Василий называл "скифским воеводой прегордого кагана северных скифов", имея в виду под последними хазар, таким образом подчеркивая зависимость Аскольда от Хазарии, которая существовала одновременно с зависимостью от Византии.
Несмотря на состоявшееся, по крайней мере, двукратное крещение русов, Русь не стала провинцией Империи или ее захудалой окраиной. Русь не стала страной Симфонии между Вселенским царем и Вселенским Патриархом, потому что автократическое государство еще не сформировалось на Руси. Это произошло позже, более, чем через 150 лет, при великом князе Киевском Ярославе Мудром, когда Византийская Симфония преобразовалась в Русскую Гармонию духовной и светской власти, провозглашенную митрополитом Киевским Илларионом в 1051 г.
В Византии союз Священства и Царства нашел отражение в "Эпанагоге", которая составлялась при участии патриарха Фотия. На Руси этот союз отразился в Кормчей книге и в "Просветителе" св. Иосифа Волоцкого (начало XVI в.).

Назад История Руси. Глава 19. VII Далее

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены