Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

История Руси. Глава 19. VIII Версия для печати

История Руси. Глава 19. VIII

В 876 г. в Хазарии произошло событие, которое повлияло на события в Киевской Руси: буртасский бий Худдада убил Ильяса Бурнаша. Этому очень обрадовался новый хазарский каган Арслан, который ненавидел Ильяса и мечтал освободиться от его опеки. Когда весть о гибели Ильяса достигла Киева, слуга кагана Аскольд убил Дира и его старшего сына и "один занял его место", как сообщает "Велесова книга".
Булгарский летописный свод Наримана (XVI в.) сообщает некоторые подробности о гибели Дира: каган Хазарии Арслан решил наказать Дира "за старые и новые грехи", имея в виду его непослушание кагану и самостоятельную политику. Он повелел двум биям Шам-Аскалу, сыну Барыса Шам-Алана, и Урум-Аслану (т. е. Аскольду) арестовать Ди-ра. Во время ареста один из воинов Шам-Аскала, заметив сопротивление князя Дира, выстрелил из лука и убил Дира. С двоевластием было покончено. "Аскольд силою разгромил нашего князя и победил его, - сообщает "Велесова книга". - Аскольд после Дира уселся у нас как непрошенный князь. И начал княжить над нами, и стал вождем самого Огнебога, очаги хранящего. И потому Он (т. е. Огнебог. - Ю. Б.) отвратил свой лик от нас, что мы имели князя, крещеного греками" (II, 6е).
Здесь речь идет о том, что Аскольд, будучи верховным жрецом Огнебога как властитель русичей, одновременно стал для видимости христианином с именем Николай, что противоречиво само по себе. Русичи-язычники никогда не были согласны с этим. Однако Аскольд доказывал свою правоту тем, что одной из главных мистерий Огнебога было обретение солнечного креста и всезнающей книги. А он якобы обрел их путем духовного отождествления Крышеня и Христа. Крестом же стало второе крещение 874 г., а книгой - Евангелие, которое не горит в огне. Однако не все русичи с ним согласились, а потому рекли так: "Аскольд - темный воин, - продолжает "Велесова книга". - И так сегодня греками просвещен, что никаких русов нет, а есть варвары" (II, 6е). Сперва русичи высмеивали двуличного Аскольда, но после того как Аскольд разгромил языческое святилище в Киеве, разогнал жрецов и стал насильно крестить русичей, им стало не до шуток и они поняли отвратительную суть Аскольдова лицемерия. Аскольд же, как его научили греки, "приносил жертвы чужим богам, - поведает "Велесова книга", - а не богам нашим, как было заведено отцами нашими". Это были службы по православному греческому обряду в храме св. Ильи в Киеве. Тогда русы поняли, что "греки хотят нас окрестить, чтоб мы забыли богов наших и так обратились к ним, чтобы стричь с нас дань, подобно пастырям, обирающим Скифию" (II, 6е). Пращуры прознали и про то, что Аскольд стал верным слугой хазарского кагана, и после изъявления своей покорности иудейской Хазарии, принял титул Русского бека вместе с обещанием признать все завоеванные Аскольдом земли у соседей-славян находящимися под покровительством звезды Давида, т. е. Иудейской Хазарии. Беспринципному Аскольду этого было мало. Он мечтал завоевать всю Великую Скифию с тем, чтобы установить в ней хазарскую власть. А это противоречило национальным устремлениям русичей, которые дружили с народами Кара-Саклана. И "Велесова книга" приговорила его: "Он погибнет, делая зло" (III, 8/1).
Тем временем князь Рюрик стал задумываться о необходимости продолжения своего рода в Русской земле. В. Н. Татищев рассказывает, опираясь на Иоакимовскую лето-пись, что "имел Рюрик несколько жен, но паче всех любяше Ефанду (или Сфанду, или Алфинду. - Ю. Б.), дочь князя урманского (т. е. норвежского. - Ю. Б.), и егда та роди ему сына Ингоря, даде ей обесчаный при море град с Ижорию (современный г. Усть-Ижора. - Ю. Б.) в вено". В поздних русских летописях Рюрик однозначно именуется варяжским князем, обладающим высшей властью на Руси: "Первый убо от тех князей варяжских Рюрик... сотвори себе едино владетеля. Роксоланию или Русу всю раздели на Великую, еже стольный град Новгород Великий, на Малую, еже стольный град Киев, на Красную, еже стольный град Галич, на Белую и Черную, их же столица град Мстислав. И сподобился века своего близ ста лет, наследника по себе остави сына Игоря или Георга".
Алфинда была из норвежского рода Сэммингов.
Вскоре случилось неминуемое. Русь попала в беду. Наши праотцы идут по высохшей земле, сетует автор "Велесовой книги" и добавляет: "И так мы не имеем края того и земли нашей. И крещена Русь сегодня" (III, 38б).
Русичам-язычникам ничего не оставалось, как ходить "на старые погребалища" и там вспоминать князей Божа и Кия, которые соблюдали и стерегли Русскую землю, и не давали ее на глумление жестокому врагу.
А на самом деле оставалось еще свыше сотни лет до окончательного крещения Руси в 990 г. Князья-язычники, возглавлявшие эту Киевскую Русь в Х веке, - Олег Вещий, Игорь Старый, Святослав Игоревич - отстаивали вместе со своими дружинами и волхвами старый русский ведизм с его идолами. Так они сопротивлялись христианизации, в которой видели порядок греческий, а не русский, чуждый вере отцов.
"...И не должны мы поддаваться прежде иным", - призывает "Велесова книга" (III, 29). Однако этот призыв не дошел до сердец русичей. Он опоздал. Настали худые времена. Русичи подчинились силе. Возвращаясь из похода за данями, умер князь Рюрик в 79-летнем возрасте. По преданию, его тело положили в золотую гробницу и опустили ее в воды Волхова.
По своему значению правление князя Рюрика было значительным событием, во-первых, потому, что имело место основание пятого по времени Русского государства - Новгородского княжества, ставшего при нем сильным и процветающим началом национальной государственности; во-вторых, потому, что с рождением у Рюрика сына Ингвара была основана правившая Русью более 700 лет династия Рюриковичей.
Положительный характер дел князя Рюрика на Новгородчине отмечает Олонецкое сказание, записанное и изданное Е. В. Барсовым. Оно повествует о том, что князь Юрик (sic!) приехал из "северной стороны и распоселился жить в Ладоге". Но "тут ему место не полюби и приезжает он в Новгород Великий, и не с голыми руками, и в союз вступает". Князь Юрик понравился новгородцам и они согласились платить ему небольшую дань; новогородцы"и поныне помнят этого домового хозяина".
По словам Н. М. Карамзина, "память Рюрика как первого Самодержца Российского, осталась бессмертною в нашей истории и главным действием его княжения было твердое присоединение некоторых финских племен к народу Славянскому и России, так что Весь, Меря, Мурома наконец обратились в Славян, приняв их обычаи, язык и веру".
По преданию, сохранившемуся в булгарском летописном своде XVI в. "Нариман тарихы", хазарский каган якобы назначил князя Рюрика улугбеком, т. е. наместником, провинции Шуд , т. е. северо-западной провинции Руси, которую булгары и хазары считали зависимой от них территорией и собирали с нее дань. На самом же деле князь Рюрик никому не выплачивал дань, а сам собирал ее для себя с подвластных ему племен, названных поименно в "Повести временных лет".


 Увеличить



Восточные славянские племена в IX-XII вв. Ареалы: а – словен ильменских; б – кривичей псковских; в – кривичей смоленско-полоцких; г – ростово-суздальской ветви; д – радимичей; е – племен юго-востока Русской равнины (В – вятичи, С – северяне); ж – дулебских племен (В – волыняне, Д - древляне, П – поляне); з – хорватов.


Из: Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. С. 362.


 Увеличить



Из: Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. С. 222.

Назад История Руси. Глава 19. VIII Далее

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены