| 
				  История Руси. Глава 19. II Таким образом, в 862 г. на территорию Словенской Руси, еще не ставшей  княжеством, прибывает Рорик, датский конунг из Хедебю. Всего  вероятнее, он прибыл в Ладогу и был там, по всей видимости, торжественно  встречен всем народом с местными боярами и князьями и со старейшинами. В  большинстве списков русских летописей указывается, что три брата  избрались сами и вызвались идти на новые места. В некоторых списках  летописи говорится, что они пришли с родами своими и многочисленной  дружиной. По прибытии Рюрик вначале поселился в крепости Ладога и два  года жил в ней, а потом перебрался в Новгород. По другим сведениям,  Рюрик сразу же обосновался в Новгороде, который он якобы и построил.  Однако, было ли это на самом деле или нет - неизвестно. О времени  возникновения Новгорода существуют противоречивые известия. Одни -  легендарные, сохранившиеся в новгородских преданиях XVII в. и в  Мазуринском летописце XVII в. , а также в Сулакадзевском списке  Новгородской летописи, хранящейся в фонде рукописей Г. Р. Державина ,  сообщают, что "лета 3113 (2578 г. до н. э. - Ю. Б.) великий князь  Словен поставиша град и именоваша его по имени своем Словенск, яже ныне  зовется Великий Новград, от устие великого езера Ильмера по реце  Волхову полтретья поприща. И от того времени новопришельцы скифы начаша  именоватися словяня". Об этом же событии упоминает и В. Н. Татищев в  "Истории Российской": "Славен з братом Скифом, имея войны многие на  востоце идоша к западу, многи земли о Черном мори и на Дунае себе  покориша... И от старшего брата прозвашеся славяне... Славен князь...  иде к полусночи и град великий созда, во свое имя Словенск нарече". А  новгородские князья, утверждает Иоакимовская летопись, ведут свой род  от сына Словена Вандала! Эта генеалогическая легенда не подтверждена  документально: она носит сугубо мифологический характер.   Таковы легенды, которые ничего общего не имеют с реальной историей.  Словенск, а затем Новгород, могли быть основаны не раньше, чем словене  пришли на Словенскую землю, в бассейн озера Ильмень и на реку Волхов. А  пришли они не ранее IV в.   "Велесова книга" и ее издатель и комментатор А. И. Асов полагают,  что Новгород был основан в 790 г. выходцами из земли вагров (потомков  вандалов) из Старграда, который в 789 г. разрушил Карл Великий. В  жреческой книге об этом говорится так: "Мы пришли от Старого града к  озеру Ильмень и основали Новгород. И отныне мы здесь пребываем. И тут  Сварога - Первого Пращура молим".    Об основании Новгорода без указания даты сообщает Московский  летописный свод конца XV в.: "Словяне же пришедше с Дуная седоша около  озера Ильмеря и лаша град и нарекоша ú Новъгород иýпрозвашась своим им  нем и зд посадиша старейшину Гостомысла".    Поскольку Гостомысл умер приблизительно в 861-862 гг., время  основания Новгорода должно быть отнесено к более раннему времени.  Однако, пока отсутствуют достоверные археологические данные, трудно  судить о том, в какое же время был основан Новгород на самом деле.  Раскопки Рюрикова городища, произведенные археологом Е. Н. Носовым ,  свидетельствуют о том, что во второй четверти - середине IX в. Новгорода  еще не существовало. Во всяком случае при князе Рюрике и, может быть, в  864 г., как указывают летописи, Новгород уже был основан, и Рюрик  занял в нем княжеский стол. Рюри-ковым временам предшествуют времена  Гостомысловы.   Иоакимовская летопись рассказывает как о временах Гостомысловых,  так и предшествующих им временах отца Гостомысла князя Буривоя.  Последний "имел тяжелую войну с варягами, много раз побеждал их и  завладел всею Биармиею (т. е. Карелией. -    Ю. Б.) до Кумени (т. е. до реки Куммийоки, вытекающей из озера  Неянда и впадающей в Финский залив. - Ю. Б.). Потом возле этой реки он  был побежден, потеряв всех своих воинов, а сам едва спасся, пришел в г.  Биармию (современный г. Корелу - Кексгольм - Приозерск. - Ю. Б.),  который был построен на острове как крепость, и там правил с помо-щью  подвластных князей, пока не умер. Варяги затем пришли и взяли город  Великий (т. е. Старую Ладогу, по мнению В. Н. Татищева. - Ю. Б.) и  прочие города, и возложили тяжелую дань на славян, русь и чудь.   Народ, будучи не в силах терпеть тяжелый гнет варягов, послал к  Буривою просить у сына его Гостомысла, чтобы тот пришел и княжил в  Великом городе. И когда Гостомысл принял власть, то он убил тамошних  варягов, а других прогнал, от дани варягам отказался, и пошел на них  войною и победил, и построил город на берегу моря, назвав его в честь  своего старшего сына Выбором, заключил с варягами мир, наступила тишина  по всей земле.   Этот Гостомысл был мужем очень храбрым, а также мудрым, для всех  соседей своих был страшен, а людьми своими - любим, так как судил  справедливо. Потому и соседние народы его уважали и давали ему дары и  дани, живя с ним в мире, и многие князья из далеких стран приходили  морем и сушею насладиться его премудростью и увидеть его правый суд,  просить у него совета и научиться от него, и потому прославился он  повсюду".    Но вот что сообщают Новгородский хронограф по Забелинскому списку 1680 г. и Иоакимовская летопись:   "О пространстве земли Руссия и о княжении князя Гостомысла.   И тако нача расширятися страна Руская вельми и общим именем  прозывахуся старейшего князя Гостомысла сына его младшего Словена. Сей  убо отъиде от отца своего в Чудь и тамо постави град во имя свое под  рекою на месте, нарицаемом Ходницы, и нарече имя граду Словенск, и княжи  в нем 3 лета и умре. Сын же его Избор змием уяден умре. Земля же  Русская тогда сверже с себе ризы сетованные и паки облечеся в порфиру и  виссон, и к тому уже не вдовствуя, ниже сетуя, но паки по сем и дети  расплоди, и на многа лета опочивая пребывшим с премудрым Гостомыслом.  Еда же сей в глубоку старость прииде и не могий уже разсуждати, ниже  владети таковыми многочисленными народы, ниже уменшити многомятежных  кровопролитий в роде своем; тогда убо сей премудрый муж, седый умом и  власы, призывает к себе вся властеля русския, иже под ним, и рече к ним  осклабленным лицем: "О мужи и братие единокровницы, се аз уже состарился  вельми, крепость моя исчезает, и ум отступает, но токмо смерть  приближается. А ее вижу, яко земля наша добра и всеми благами изобильна  ноне имать себе властодержца и государя от роду царскаго; сего же ради  воста мятеж велик и неутешен и междуусобица зла; молю убо вас: по смерти  моей идите за море в Прусскую землю и молите там живущих самодержцев,  иже от рода Кесаря Августа, кровницы суще, да идут к вам княжити и  владети вами; несть вам срама таковым покоритися и в поддании у них  быти".   И возлюбиша вси речь старейшинску, и егда сей умре, то всем градом  проводиша до гроба честно, до места, нарицаемого Волотово, и погребоша  его. По смерти же Гостомысла послаша всею Русскою землею послы своя в  Прусскую землю; они же шедше и обретоша тамо курфистра или князя  великаго, именем Рюрика, рода суща Августа, и молиша его, да идет  княжити к ним; и умолен бысть князь Рюрик и поиде на Русь с двема  братома с Трувором и с Синеусом, а третий с ними Олег, и от того  времени начаша княжити первый великий князь Рюрик".    Очевидно Гостомысловы времена относились ко второй четверти -  середине IX в. С этим временем якобы соотносится легенда о призвании  варягов, расцвеченная новыми подробностями в Новгородском хронографе  1680 г. и в Иоакимовской летописи, предположительно 1030 г., а на самом  деле, скорее всего, конца XVII в., как настаивают П. А. Лавровский, С.  Г. Шамбинаго и С. Н. Азбелев. Гостомыслово предание здесь дополнено  сведениями из "Сказания о великих князьях Владимирских", XVI в., чью  основу текста сочинил инок тверской Сава-Спиридон, впоследствии  митрополит Киевский, по прозванию Сатана. Это из-под его пера  появляется Прусская земля и курфюрст Прус из рода кесаря Римского  Октавиана Августа, который якобы и был одним из предков Пруса и по-томка  его Рюрика. Такую же легенду, совершенно неправдоподобную, мы читаем в  источниках книжника-собирателя XIX в. А. Я. Артынова, а именно: в  недошедшем до нас в полном виде сочинения князя Константина  Всеволодовича Ростовского "Дела Ростовских князей" (XIII в.). Приводим  две фантастические родословные князя Рюрика в качестве примера  мифотворчества отечественных историографов:   1. Родословная по матери                2. Родословная по отцу            Источник последней Родословной - Сборник А. Я. Артынова - не имеет документальных подтверждений. Ее удел - мифотворчество.   Назад История Руси. Глава 19. II Далее 			 |