Ю.К. Бегунов Чтобы свеча не погасла... В защиту «Книги Велеса» и русской национальной культуры Ю.К. Бегунов, доктор филологических наук России и Болгарии, Санкт-Петербург Русские хотят знать свою историю. Они желают знать, где скрыты тайны происхождения славянского рода, чем живы были люди тысячи лет тому назад. В седой старине, в наш суровый век, русские люди ищут спасения и утверждения самих себя в вере в то, что Свеча Рода не погаснет и Земля Русская не погибнет. Это понятно каждому. Народ имеет право на свою историю, ибо, как сказал А.С. Пушкин, «история — основа национальной культуры». Сегодня невозможно оставаться Иванами да Марьями, не помнящими своего родства, когда Возрождающаяся Россия объявляет беспощадный бой бездуховности, антикультуре, растлению и с надеждой смотрит в будущее. Серебряные нити исторической памяти протянулись от прошлого к настоящему и будущему, потому что, без этого, нет ныне народу счастливой жизни на своей земле. Русь возвышалась потом и трудами старейшин, князей и бояр, полководцев и царей, дворян и купцов, крестьян и ремесленников, кто строил государственность, на полях сражений, с оружием в руках защищал свободу, кто лелеял национальную культуру, заботился о родном языке и книжности. И ныне Возрождению России мог бы помочь наш сохранившийся богатый восточно-славянский фольклор. Это старины (былины), исторические песни, сказания, предания и прочее. Они восходят к эпохе ласкового князя Владимира Красно Солнышко, ко временам Новгородской вечевой республики. Но, в этом замечательном богатом фольклоре ничего нет о том, что было с Русью до князя Рюрика, где Русь тогда обиталась, как она объявилась. Волнует тайна рождения Руси. Откуда ты пришла и куда идёшь, что хочешь и чего достигла? Ведь, ничто не исчезает бесследно. Здесь — на Восточно-Европейской равнине — под невидимым куполом России хранится твоё достояние — великая сила, что питает нас и побуждает на свершение славных дел, на продолжение Рода. Эти дела воплощены в строительстве древних и новых столиц — Новгорода, Киева, Владимира, Москвы, Санкт-Петербурга, тысяч городов и весей, словом, во всех своих творениях, «о, светло-светлая и украсно-украшенная земля Русская»! И потому, очень важными и своевременными представляются нам поиски древних рукописных, а также, дохристианских рунических книг со сказаниями о ранней истории Руси. Скажем, в рукописном наследии сказителя А.Я. Артынова (середина XIX века), сохранилось 80 сборников, содержащих 50 000 листов великолепных сказочных повестей. Из таких добрых народных славянских книг люди прочитают, к чему стремится, чем живёт неуёмная славянская душа, как переполняет её молодецкая тоска по давно ушедшим героическим временам Василия Буслаева и много древнее. Одна из таких древних книг, древнейшая из нам известных, это «Велесова книга» («Влес-книга»), составленная, предположительно, жрецами славянского бога Велеса в IX веке, перед тем, как новгородский князь Олег Вещий завоевал древний Киев и объявил его «матерью городов русских». Это — подлинное произведение, принадлежащее восточнославянской народной традиции. Подобно тому, как «Библия» является собранием фольклорных произведений, легенд народов Востока, так и «Книга Велеса» является собранием фольклорных (народных) легенд и сказаний предков славян, и, прежде всего, восточных славян: русских, украинцев и белорусов. Эта книга рассказывает о наших далёких предках за 1500 лет до Вещего Олега и князей киевских Аскольда и Дира, хотя, знает и о них. «Велесова книга» отражает древнейшие события русской истории, приход славян на Русь в первые века до нашей эры и первые века нашей эры. Вот что говорит она о переселения славянских родов: «И вот отец Орь шёл впереди нас, а Кий вёл русов, а Щек вёл свои племена, а Хорев своих хорватов... (хорваты ушли с верхнего Днестра к Серету и Дунаю в 517 г. н.э. — Ю. Б.). И были у нас иные соплеменники, и богатства нажили великие. Потому, враги напали на нас, и потому мы бежали к Киеву-граду (был основан в 430 г. н.э. князем Кием) и до Голуни (град Гелон — Бельское городище на реке Ворскле на Полтавщине — Ю.Б.). И там поселились, возжигая огня в благодарность богам... И тут Кий умер, после того, как владел нами в течение тридцати лет. А после него был Лебедян, названный Славер, и правил двадцать лет. А потом, был Сережень десять лет... И так мы от богов: внуки Сварога и нашего Даждьбога» (перевод Ю.К. Бегунова). «Книга Велеса» также рассказывает о союзе древних славян и аланов, приведшем к образованию государства Русколань. И это — исторический факт, отмеченный также готским историком Иорданом (VI в. н.э.). Рассказывает также о славяно-готских войнах, и эти рассказы относятся к событиям 4-6 веков н.э. Эти известия похожи на фольклор, на переживание исторических событий, кои свойственны также германо-скандинавскому эпосу и эпосам многих других народов. Однако, главное богатство «Велесовой книги» — не легендарная история (известная и по иным не-легендарным источникам), а изложение мировоззрения славян, сведения о славянской ведической вере, которые вполне соответствуют нашим представлениям о древней вере славян и руси. Тайна Руси — в её вере, в её богах: Триглаве (древнейшей Троице), который у древних славян есть Сварог, Перун и Велес, у новгородцев — Сварог, Перун и Святовит, у киевлян — Сварог, Дажьбог и Велес. Ценными дополнениями к известному нам оказались свидетельства «Книги Велеса» о трёх субстанциях мира: Яви, Прави и Нави. Боги русов были повсюду в «Яви», т.е., в видимом мире. Свет, тепло, молния, дождь, родник, река, ветер, дуб, земля, дававшая пищу, — всё это, большое и малое, поддерживающее жизнь Рода, было проявлением силы Бога — Творца-Дажьбога и, вместе с тем, оно и само было Богом. И был у славян другой мир — «Правь». Это — истина и законы Сварога, управляющие «Явью». И был у них третий мир — «Навь». Это — мир нематериальный, потусторонний, мир мертвецов. После смерти, душа, по верованиям русов, покидала «Явь» и переходила в мир невидимый — «Навь». Там она странствовала, пока не достигала «Ирья» или Рая, где правил Сварог. Сварожичи, по «Книге Велеса» и есть предки русов. Понятия Ада, «Пекла», нет в «Книге Велеса», потому что не было зла в душах последователей ведической славянской традиции, в их кровнородственном бытии. Бог был Сам их бытие. Зло явилось позже. Оно вошло в мир от врагов. Так окончилось время «Ведов» или «Ясуни», сокровенного, доброго и герметичного, т.е., закрытого собственного знания от «чужаков». Это случилось тогда, когда новый жрец острым кинжалом безжалостно перерезал нить времён, соединявшую пуповину с материнским лоном Матери Сва. Ведь, некогда жили славяне своими семьями, родами и племенами «вервию», то есть, общинами, по красным берегам рек и озёр, среди «нераленых» лугов и некопаных земель, вблизи густых пущ и дремучих лесов, пахали землю, пасли скот, собирали плоды, охотились, ловили рыбу, добывали мёд в дуплах дерев. Всего было вдоволь на Русской земле, и не было богатству ни конца, ни края! Украшалась земля красными городами и высоким кремлём, крепкими стенами и узорчатыми теремами дубовыми. Укреплялась Русь князьями грозными и боярами честными, мужами доблестными, молодцами верными. Защищалась Русь острым мечом со щитом, луком и стрелами, копьём и дротиком, топором и секирою, кистенем и булавою, кинжалом и засапожным ножом, панцирем и шлёмом, которые носили, а оружие держали в руках храбрые русские воины, больше всего любившие свободу и богов Руси и потому, готовые умереть за них! Святые идеи восточно-славянского братства вдохновляли создателей «Велесовой книги». Ради них они и создали особый язык, особое письмо, особую дощатую книгу. Драгоценные крупицы духовности, народного мудрования Руси, Украины мы ищем в этом бесценном творении неизвестных людей, неизвестного времени Руси... |