| 
				 История Руси. Глава 12. XI Во дворе князя напротив кутьни (т. е. псарни) и тюрьмы было  возвышение, куда приходил князь для вершения суда. Перед возвышением рос  дуб. Сюда приносили княжеское кресло, большой серебряный котел с  землей, собранной со всех уголков Руси, серебряную секиру, меч и  изрядный кий. Этим кием били виновного, а когда он благодарил князя за  науку, - отпускали. Мечу предавали разбойников и убийц, а топором рубили  головы изменникам. Кий щедро платил сторожам, которые вылавливали  римских и греческих разведчиков. От них он получал нужные сведения. Так  однажды Кий узнал, что легионы собираются перейти в наступление и с  боями пройти до Волги и до Оки. Тогда он предупредил об этой опасности  все народы в степи и лесостепи и на берегах рек и приказал им  готовиться отразить непрошенного гостя. Узнав о происках Рима в  отношении Кавказа, он предупредил армян, персов, абхазов, грузин,  аланов, албанцев и прочих.   Кий вставал на заре, умывался холодной водой, шел в конюшни,  смотрел, как кормят и чистят лошадей. Затем пил чашу горячего "сыта"  (мед, взбитый с водой) и съедал лепешку, одевался, садился на коня и  ехал с дружиною на гору, где все воспевали славу восходящему солнцу.  После второго завтрака (снеданья) князь принимал воевод и бояр с  докладами. А после шел на смотр войск и наблюдал их ученье. В полдень  князь возвращался во двор, надевал чистую рубаху и шел к обеду. Кий  садился за большой стол на возвышении, кругом садились бояре и воеводы, а  на ступеньках - гусляры, волынщики, певцы. Во дворе внизу стоял длинный  гостевой стол, за который мог сесть любой голодный человек, и его  потчевали. Остатки со стола отдавали заключенным и на кухню. Все блюда  сначала пробовал князь, а затем их переносили на общий стол. У каждого  были свои ложка, нож и деревянная "шпичка", род вилки, на которую  накалывали кусок мяса. За обедом пили квас и мед. Если кто себя плохо  вел, скандалил, - выводили из-за стола и он более не смел появляться  перед князем.   После обеда князь отдыхал один час. Затем вставал, выпивал кухоль  кваса и отправлялся с дружиною в степь на сторожу. За готами следил  строго и посылал разведчиков, чтобы узнать, что они делают.   После полдника, состоящего из жбана сыченого меда с пирогом или  ватрушкою с сыром, шел к столбу во дворе разбирать жалобы. После суда  снова выезжал в степь проверять дозоры, вернувшись к вечеру, ужинал. На  ужин бывали блины, оладьи с творогом, вареники. После заката все  ложились спать, слушали сказителей-певцов, пока не засыпали.   В дни войны и нападений расписание было другое: все для войны.  Рассказывают, что однажды степняки сделали набег на Киев и стали долбить  его стены, проделали проломы, начался пожар. А князь с дружиною отбил  приступ, прогнал врага в степь, а землю из промежутков в городечне  приказал выбрать и положить туда камни на извести. А на месте сгоревших  деревянных домов и лавок приказал строить каменные. Таким образом, Кий  вел каменное строительство в Киеве.   Кий заметил, что у кого из его воинов медное вооружение, а у кого  железное. Кий приказал всем перейти на стальное, которое в избытке  ковали киевские кузнецы.   При Кие Русь перешла от родового правления к государственному, княжеско-общинному.   Для оповещения населения города о нападении врагов был сделан  огромный круг из 15 воловьих шкур, и когда в него били, то было слышно  за 50 верст. Один раз ударят - значит "князь", два - "требует", три -  "помощь". А если часто бьют - значит "срочная по-мощь" нужна. А помощь  требовалась постоянно, так как в Великой степи шло переселение народов в  Европу, убивали всех тех, кто не умел или не мог защищаться. Поэтому  мирным земледельцам-русам пришлось научиться защищаться, и это благодаря  военной государственной системе князя Кия, стоявшего на страже Русских  рубежей. Форпостами служили города и городища, построенные как крепости.  Городища (а их было очень много) стояли боевой стороной к степи, т. е.  на полдень. Русы принимали к себе беглецов из других городищ и селений.  Князь Кий заботился о всех, ни кого не выделяя, только ездил он на  белом коне со своей храброй дружиной тоже на белых конях, да имел лучшие  броню и саблю. Всю жизнь он провел в седле, и почти не было времени  мира. Вернувшись в Киев из похода, он спрашивал много ли народилось  хлопцев, а киевским матерям дарил меха и ткани. Первым делом он шел в  капище благодарить Дажьбога, потом отправлялся в баню, после правил  тризну по убитым, затем расспрашивал о делах бояр да воевод,  составлявших Совет старейшин.   Князь Кий первый указал на Трезубец как на эмблему Киевской Руси: у  булгар была своя эмблема, у Руси - своя. Кий указал, что Русский  Трезубец идет от северного созвездия Ориона. Это священный знак  Дажьбога, Перуна, Велеса (Пушана), Сварога, Три-глава вместе взятых. С  помощью Ориона в ночном небе жрецы устанавливали час и знали о том,  сколь близка Утренняя Заря, узнавали и по Стожарам и Возу, но чаще всего  по Ориону - Трезубцу, провозвестнику богов.   Князь Кий был человеком прозорливым. Узнав, что готы хотят  поссорить его с антами, он предупредил антов, чтобы те не поддавались  на провокации. Своих же бояр он предостерегал, что если будет захвачен в  плен, то пусть бояре не принимают на веру его писания и не исполняют  приказов, продиктованных врагом. Он проявил много смекалки для того,  чтобы жить в мире со степными народами. Аланам он внушил мысль о  необхо-димости продуманных действий против Рима, в которых участвовал бы  весь Степной союз с борусками и всеми русами. Рим тогда ненавидела вся  Великая Сарматия как рабовла-дельцев и захватчиков. Потому-то славяне  вместе с Аттилой и потом с Одоакром ходили на завоевание Рима. Эти  походы способствовали сплочению варварских племен и образованию вначале  племенных союзов, а потом и государств. Время Великой Блудницы  заканчивалось, и недалек был полный закат Империи и становление  варварских государств Европы. И Русь Кия была одним из них.   Государство Кия, порожденное Родом Русским, было воистину народным  государством, защищавшим всех русов от мала до велика, от старого и  малого, от вдовицы и сиромашицы до простого труженика и знатного  боярина или князя. Взаимовыручка и поддержка, помощь до самоотвержения и  жертвенности были законом жизни древних русов. Это было особое  Славянское Народное Государство, которое потом продолжалось в  восточнославянских государствах Волыни, Русском каганате, 2-й Киевской  Руси до крещения 990 г. Его воистину называют "Вооруженный народ" или  "Народная демократия в действии".   Это было государство раннефеодального типа. Согласно И. Я.  Фроянову, имеется три отличительных признака государства, а именно: "(1)  размещение населения по территориальному принципу, а не на основе  кровных уз, как это было при старой родовой организации; (2) наличие  публичной власти, отдаленной от основной массы народа; (3) взимание  налогов на содержание публичной власти". Все эти признаки имеются в  Государстве Кия. Весьма важен вопрос о формах, в которых реализуются  признаки государства. Ведь Держава Кия это так называемое "племенное  княжение", которое, по В. Д. Королюку, есть наиболее ранняя и  примитивная форма феодальной славянской государственности. По Б. А.  Рыбакову, от союза племен один шаг до суперсоюза, а от последнего до  государства восточных славян, которое всегда осуществляет две функции -  внутреннюю и внешнюю. Это прежде всего защита граждан государства -  свободных русов и других граждан союза от внешнеполитической угрозы со  стороны других государств и племенных объединений. Это затем  строительство национального государства в интересах всех граждан этого  государства, признающих его законы. Так Русь создали сами русы, а  никакие не варяги за 400 с лишним лет до прихода норманнов в Ладогу.   Память о князе Кие была долгой. Народ увековечил его в своих  сказаниях и прозвал "Вещим" и "Красным Солнышком". Вот что поведает о  нем кобзарь Олекса:   "Отожъ, коли князю Кiю подалося   усихъ ворогихъ побыты,   почали люде го зваты "Красне Сонечко"!   Бо де князь Кiй бувъ, тамъ Сонечко свитыло.   Бо де Кiй прався, тамъ побiда була,   а побiда була, Слава Сонечкомъ свiтыла!"    Через несколько столетий эти же прозвания были даны князю Олегу и  великому князю Владимиру I Святославичу. Одно из этих прозваний  подтверждают арабские авторы. "Князь Куяба называется Святмалик", -  утверждали они. А это и есть "Свет-князь", или "Солнце-князь". Ведь  славяне выше всего чтили Солнце, дающее жизнь и тепло, по-тому они  называли своих князей светлыми и солнечными именами.    А новгородский летописец XV в. возвеличил князя Кия, сравнивая его с  основателем Рима Ромулом, Александром Македонским и с полководцами  последнего, основателями государств - Антиохом и Селевком.    Здесь уместно привести слова кобзаря Олексы, который приходил к Миролюбовым (в начале ХХ в.) и пел им свои сказы:   "О Земля наша, Мати-Сурае, Великая!   Что была бы ты без Кия, князя нашего?   Та была бы ты без роду-племени,   Та была бы ты чужими отуркована!   А як стал твой князь Кий-богатырь,   Так и вороги повтикалы,   А землю нашу, Руськую, Киевскую   Нам, детям ее, понехали!"   Назад История Руси. Глава 12. XI Далее 			 |