История Руси. Глава 12. XI Во дворе князя напротив кутьни (т. е. псарни) и тюрьмы было возвышение, куда приходил князь для вершения суда. Перед возвышением рос дуб. Сюда приносили княжеское кресло, большой серебряный котел с землей, собранной со всех уголков Руси, серебряную секиру, меч и изрядный кий. Этим кием били виновного, а когда он благодарил князя за науку, - отпускали. Мечу предавали разбойников и убийц, а топором рубили головы изменникам. Кий щедро платил сторожам, которые вылавливали римских и греческих разведчиков. От них он получал нужные сведения. Так однажды Кий узнал, что легионы собираются перейти в наступление и с боями пройти до Волги и до Оки. Тогда он предупредил об этой опасности все народы в степи и лесостепи и на берегах рек и приказал им готовиться отразить непрошенного гостя. Узнав о происках Рима в отношении Кавказа, он предупредил армян, персов, абхазов, грузин, аланов, албанцев и прочих. Кий вставал на заре, умывался холодной водой, шел в конюшни, смотрел, как кормят и чистят лошадей. Затем пил чашу горячего "сыта" (мед, взбитый с водой) и съедал лепешку, одевался, садился на коня и ехал с дружиною на гору, где все воспевали славу восходящему солнцу. После второго завтрака (снеданья) князь принимал воевод и бояр с докладами. А после шел на смотр войск и наблюдал их ученье. В полдень князь возвращался во двор, надевал чистую рубаху и шел к обеду. Кий садился за большой стол на возвышении, кругом садились бояре и воеводы, а на ступеньках - гусляры, волынщики, певцы. Во дворе внизу стоял длинный гостевой стол, за который мог сесть любой голодный человек, и его потчевали. Остатки со стола отдавали заключенным и на кухню. Все блюда сначала пробовал князь, а затем их переносили на общий стол. У каждого были свои ложка, нож и деревянная "шпичка", род вилки, на которую накалывали кусок мяса. За обедом пили квас и мед. Если кто себя плохо вел, скандалил, - выводили из-за стола и он более не смел появляться перед князем. После обеда князь отдыхал один час. Затем вставал, выпивал кухоль кваса и отправлялся с дружиною в степь на сторожу. За готами следил строго и посылал разведчиков, чтобы узнать, что они делают. После полдника, состоящего из жбана сыченого меда с пирогом или ватрушкою с сыром, шел к столбу во дворе разбирать жалобы. После суда снова выезжал в степь проверять дозоры, вернувшись к вечеру, ужинал. На ужин бывали блины, оладьи с творогом, вареники. После заката все ложились спать, слушали сказителей-певцов, пока не засыпали. В дни войны и нападений расписание было другое: все для войны. Рассказывают, что однажды степняки сделали набег на Киев и стали долбить его стены, проделали проломы, начался пожар. А князь с дружиною отбил приступ, прогнал врага в степь, а землю из промежутков в городечне приказал выбрать и положить туда камни на извести. А на месте сгоревших деревянных домов и лавок приказал строить каменные. Таким образом, Кий вел каменное строительство в Киеве. Кий заметил, что у кого из его воинов медное вооружение, а у кого железное. Кий приказал всем перейти на стальное, которое в избытке ковали киевские кузнецы. При Кие Русь перешла от родового правления к государственному, княжеско-общинному. Для оповещения населения города о нападении врагов был сделан огромный круг из 15 воловьих шкур, и когда в него били, то было слышно за 50 верст. Один раз ударят - значит "князь", два - "требует", три - "помощь". А если часто бьют - значит "срочная по-мощь" нужна. А помощь требовалась постоянно, так как в Великой степи шло переселение народов в Европу, убивали всех тех, кто не умел или не мог защищаться. Поэтому мирным земледельцам-русам пришлось научиться защищаться, и это благодаря военной государственной системе князя Кия, стоявшего на страже Русских рубежей. Форпостами служили города и городища, построенные как крепости. Городища (а их было очень много) стояли боевой стороной к степи, т. е. на полдень. Русы принимали к себе беглецов из других городищ и селений. Князь Кий заботился о всех, ни кого не выделяя, только ездил он на белом коне со своей храброй дружиной тоже на белых конях, да имел лучшие броню и саблю. Всю жизнь он провел в седле, и почти не было времени мира. Вернувшись в Киев из похода, он спрашивал много ли народилось хлопцев, а киевским матерям дарил меха и ткани. Первым делом он шел в капище благодарить Дажьбога, потом отправлялся в баню, после правил тризну по убитым, затем расспрашивал о делах бояр да воевод, составлявших Совет старейшин. Князь Кий первый указал на Трезубец как на эмблему Киевской Руси: у булгар была своя эмблема, у Руси - своя. Кий указал, что Русский Трезубец идет от северного созвездия Ориона. Это священный знак Дажьбога, Перуна, Велеса (Пушана), Сварога, Три-глава вместе взятых. С помощью Ориона в ночном небе жрецы устанавливали час и знали о том, сколь близка Утренняя Заря, узнавали и по Стожарам и Возу, но чаще всего по Ориону - Трезубцу, провозвестнику богов. Князь Кий был человеком прозорливым. Узнав, что готы хотят поссорить его с антами, он предупредил антов, чтобы те не поддавались на провокации. Своих же бояр он предостерегал, что если будет захвачен в плен, то пусть бояре не принимают на веру его писания и не исполняют приказов, продиктованных врагом. Он проявил много смекалки для того, чтобы жить в мире со степными народами. Аланам он внушил мысль о необхо-димости продуманных действий против Рима, в которых участвовал бы весь Степной союз с борусками и всеми русами. Рим тогда ненавидела вся Великая Сарматия как рабовла-дельцев и захватчиков. Потому-то славяне вместе с Аттилой и потом с Одоакром ходили на завоевание Рима. Эти походы способствовали сплочению варварских племен и образованию вначале племенных союзов, а потом и государств. Время Великой Блудницы заканчивалось, и недалек был полный закат Империи и становление варварских государств Европы. И Русь Кия была одним из них. Государство Кия, порожденное Родом Русским, было воистину народным государством, защищавшим всех русов от мала до велика, от старого и малого, от вдовицы и сиромашицы до простого труженика и знатного боярина или князя. Взаимовыручка и поддержка, помощь до самоотвержения и жертвенности были законом жизни древних русов. Это было особое Славянское Народное Государство, которое потом продолжалось в восточнославянских государствах Волыни, Русском каганате, 2-й Киевской Руси до крещения 990 г. Его воистину называют "Вооруженный народ" или "Народная демократия в действии". Это было государство раннефеодального типа. Согласно И. Я. Фроянову, имеется три отличительных признака государства, а именно: "(1) размещение населения по территориальному принципу, а не на основе кровных уз, как это было при старой родовой организации; (2) наличие публичной власти, отдаленной от основной массы народа; (3) взимание налогов на содержание публичной власти". Все эти признаки имеются в Государстве Кия. Весьма важен вопрос о формах, в которых реализуются признаки государства. Ведь Держава Кия это так называемое "племенное княжение", которое, по В. Д. Королюку, есть наиболее ранняя и примитивная форма феодальной славянской государственности. По Б. А. Рыбакову, от союза племен один шаг до суперсоюза, а от последнего до государства восточных славян, которое всегда осуществляет две функции - внутреннюю и внешнюю. Это прежде всего защита граждан государства - свободных русов и других граждан союза от внешнеполитической угрозы со стороны других государств и племенных объединений. Это затем строительство национального государства в интересах всех граждан этого государства, признающих его законы. Так Русь создали сами русы, а никакие не варяги за 400 с лишним лет до прихода норманнов в Ладогу. Память о князе Кие была долгой. Народ увековечил его в своих сказаниях и прозвал "Вещим" и "Красным Солнышком". Вот что поведает о нем кобзарь Олекса: "Отожъ, коли князю Кiю подалося усихъ ворогихъ побыты, почали люде го зваты "Красне Сонечко"! Бо де князь Кiй бувъ, тамъ Сонечко свитыло. Бо де Кiй прався, тамъ побiда була, а побiда була, Слава Сонечкомъ свiтыла!" Через несколько столетий эти же прозвания были даны князю Олегу и великому князю Владимиру I Святославичу. Одно из этих прозваний подтверждают арабские авторы. "Князь Куяба называется Святмалик", - утверждали они. А это и есть "Свет-князь", или "Солнце-князь". Ведь славяне выше всего чтили Солнце, дающее жизнь и тепло, по-тому они называли своих князей светлыми и солнечными именами. А новгородский летописец XV в. возвеличил князя Кия, сравнивая его с основателем Рима Ромулом, Александром Македонским и с полководцами последнего, основателями государств - Антиохом и Селевком. Здесь уместно привести слова кобзаря Олексы, который приходил к Миролюбовым (в начале ХХ в.) и пел им свои сказы: "О Земля наша, Мати-Сурае, Великая! Что была бы ты без Кия, князя нашего? Та была бы ты без роду-племени, Та была бы ты чужими отуркована! А як стал твой князь Кий-богатырь, Так и вороги повтикалы, А землю нашу, Руськую, Киевскую Нам, детям ее, понехали!" Назад История Руси. Глава 12. XI Далее |