История Руси. Глава 9. VI Большой производной от Этно-культурной цепи является Этическое, т. е. нравственное государство, где совесть и чистота помыслов доминируют над всем и определяют здоровье и величие нации во имя мира, правды и справедливости. Крепость и выживаемость нации прямо зависят от чистоты и силы национальной идеи, направленной на достижение счастья на Земле, каждым отдельным человеком и всеми людьми. Животворный, в данном случае русский, патриотизм рождает постоянно национальное чувство. Национальное чувство и вера - это самое великое, что было, есть и всегда будет у Русского народа. Рожденные вместе с рождением народа много тысяч лет тому назад, они были и есть и пребудут в нас вечно. Ведь национальное чувство и веру нельзя ни запретить, ни погасить, они возникли вместе с народом и, пока народ жив, никогда не умрут. Пробуждение веры и национального чувства в любую историческую эпоху ведет к новому национальному осознанию происходящего, к новой национальной силе, сопряженной с верой, - к русскому национализму в самом добром и здоровом его понимании. Прав Б. С. Миронов, когда он пишет: "Каждый народ имеет национальный инстинкт, данный ему от природы. У каждого народа инстинкт и дух живут по-своему и создают драгоценное своеобразие. Этим русским своеобразием мы должны дорожить, беречь его, жить в нем и творить из него. Оно дано нам было искони, в зачатке, а раскрытие его было задано нам на протяжении всей нашей истории. Раскрывая его, осуществляя его, мы исполняем наше историческое предназначение, отречься от которого мы не имеем ни права, ни желания. Национализм проявляется прежде всего в инстинкте национального самосохранения, и этот инстинкт - состояние верное и оправданное. Не следует стыдиться его, гасить его или глушить его. Этот инстинкт должен не дремать в душе народа, а бодрствовать. Он подчинен законам добра и духа. Он должен иметь свои проявления в любви, жертвенности, храбрости и мудрости. Он должен иметь свои радости, свои истоки и свои мнения. Из него должно родиться национальное единение во всей его инстинктивной "пчелиности" и "муравьиности" (во всем своем величии будущих свершений во имя народа и для народа – Ю. Б). В национальном чувстве скрыт источник достоинства, которое Н. М. Карамзин обозначил когда-то как "народную гордость", и источник единения, которое спасало Россию во все трудные часы ее истории. Национализм есть здоровое и оправданное настроение души. То, что национализм любит и чему он служит, - в самом деле достойно любви, борьбы и жертв. И грядущая Россия непременно будет национальной Россией. Другого пути у нее просто нет. В противном случае - это уже не Россия". Волынь как первое государственное объединение восточных славян до II в. н.э. Никто не спорит, что Род есть основа всему. Он есть Верховное Божество, Творец Вселенной, так как породил бога неба и мудрости Сварога и его супругу Ладу. Каждый такой род жил самостоятельной жизнью возле другого рода, имел свою территорию, дороги, деревни, села и города, границы, своих богов. "И так долго управлялись мы родами, и старшие из всякого рода шли судить родичей под Перуновым древом", - свидетельствует "Велесова книга". Племя же, состоящее из родов, тоже имело свою территорию, только более крупную, и жило возле другого племени. "Имяху бо обычаи свои и законы отецъ своих и преданья, кождо свой нравъ", - сообщает "Повесть временных лет". Об этом же свидетельствуют византийские писатели VI в. Прокопий Кесарийский и император Маврикий. Развитие родов и племен, скорее всего, совершалось по теории Костомарова - Сергеевича. Ведущую роль в объединении родов и племен играли старейшины и князья, опиравшиеся на родо-племенную знать города и деревни. Первые попытки объединения земель происходили задолго до новой эры, во времена поздней Пшеворской и ранней Зарубинецкой археологических культур на территории Малой Польши и Волыни, т. е. к востоку и юго-востоку от Вислы, на реках Западный Буг и Припять, и по южным притокам Припяти. Внешним фактором, ускорившим процесс объединения были, вероятно, набеги сарматов, которые после 179 г. до н. э., преследуя бегущих от них скифов, дошли до Волыни и здесь встретили организованный отпор соединенных сил славян. Волынский племенной союз объединял часть западных славян-ляхов и восточных славян-волынян, которые выбирали на вече общего князя сроком до семи лет, как об этом сообщает "Велесова книга": "Произошли новояры от Старого Ария, и были такие же русичи. И они пришли на юг и сражались десять веков. И это также русы, которые избирают своих князей. Это делалось в каждом роде, и роды давали от каждого племени своего князя, а князи избирали старшего князя. И тот был вождем в сражениях". И еще: "В те времена пока князей избирали, многие вожди и князи были. И всякое то княжение на вече утверждалось простыми мужиками. И так постановляли: "Землю пашите себе, а князь пусть, согласно решению, защищает людей". А хлеб и еду, и все, что нужно для жизни, он от своих людей каждый день имел". Третье свидетельство: "И вот в старые времена многие роды имели вождей, которых избирали старейшины на вече. И мы имели князя, который избирался на семь коло - от Коляды до Коляды. И всяким родом правил кудесник, и жертву творил. И всякий род имел старого кудесника, который на Радогоще служил. И это было Правью. И был впереди Дажьбог, и ему творил он требы". Волынский племенной союз также выбирал своих князей на вече. Сказы Захарихи сохранили нам имена этих князей: Гура, Мах, Свят, Замах, Замашко, Борил. Князя Гуру избрали на вече и славяне, и волыняне, а когда он умер, то князем провозгласили его сына Маха, прозванного позднее Дидом. Тот успешно противостоял агрессии Рима и на территории современных Бессарабии и Румынии побивал римские легионы в кровавых сражениях (107 г.). Арабский ученый-энциклопедист ал-Мас’уди, писавший около 930 г., ссылаясь на недошедший до нас труд о славянах ал-Джарми, жившего на сто лет раньше и собиравшего в византийском плену исторические сведения, сообщает, что некогда существовало славянское государство "Валинана" и царь, которого звали Миджак. Историки видят в этих именах Волынь и Маха. Ал-Мас’уди пишет буквально следующее: "Из этих племен одно имело прежде в древности власть, его царя называли Маджак, а само племя называлось "валинана". (...) Оно почиталось между их племенами и имело превосходство между ними (...) Это племя - корень из корней славян, который почитается среди их племен, у него была старая заслуга (...) Потом распалось согласие между их племенами, исчезла их организация и их племена пришли в упадок". Ал-Мас’уди упоминает также племя "дулаба", т. е. "дулебов", и называет имена царей славян. Русские летописи называют имена местных племен: бужане и лучане, происходящие от названия реки Буг и от города Луцка. О древности Волынского племенного союза сообщает "Баварский Географ" (после 844 г.), а именно: "Сериваны (Zeruivane) - это королевство столь велико, что из него произошли все славянские народы и ведут, по их словам, свое начало", бужане же имели 231 город. Столицею был г. Волынь, расположенный на левом берегу Западного Буга у впадении в него реки Гучавы. Недалеко, на левом берегу реки Хиевы, тоже притока Западного Буга, находился город Червень и множество других городов. Впоследствии эта территория получила название "Червонной Руси". Ранняя история Волынского племенного союза нам почти неизвестна, за исключением тех легендарных сведений, о которых сообщают сказы Захарихи. В конце II в. н. э. этот союз распался из-за нежелания ляхов подчиняться волынским князям. При волынском князе Замахе, внуке Маха, центр княжения переместился с Волыни в Городищенскую Русь с городом Гелоном во главе (он же - город Голунь-на-Ворскле, или Гольнеград, как его еще называли); там же на Среднем Днепре, по свидетельству "Велесовой книги", находилось до 300 русских городов. И это все во II веке! Косвенным фактом, подтверждающим существование государства у восточных славян, являются остатки Змиевых валов, сохранившиеся до наших дней. Со II в. до н. э. и до V в. н. э. волыняне, анты, русы строили грандиозные оборонительные земляные укрепления от Нижнего Дуная и до Триполья на Киевщине. При этом они удачно использовали складки местности и естественные преграды: реки, озера, болота, леса. Впервые на эти валы обратил внимание украинский археолог А. С. Бугай и описал их. Общая протяженность валов около тысячи километров, длина остатков валов от одного до 120 километров, высота до 12 метров, ширина у основания в среднем 20 метров. Строились валы обычно фронтом на юг и юго-восток. Перед валами находились рвы, заполненные водой. При каждом укреплении очевидно находилась застава из десятков крепких воинов. Эти валы служили хорошим укреплением против тяжеловооруженной конницы. Вероятно, они останавливали продвижения сарматов, греков Боспора, римлян и, позднее, византийцев, нападавших на Русь. Такие мощные укрепления могло построить только государство, способное защитить русичей от врагов. Вот почему данный факт рассматривается нами в ряду прочих как доказательство существования у восточных славян государственного объединения. Именно таким была держава князя Маха и его потомков у дулебских славян. Назад История Руси. Глава 9. VI Далее |