| 
				  История Руси. Глава 19. V После Парижа флотилия Рорика направилась на Эльбу и там громила немецкие города в приграничье с западными славянами.   Слух о богопротивных делах датского пирата распространился по  Европе, и Рорик получил прозвище "Язва христианства". Во время одного из  походов викингов постигло моровое поветрие. Рорик приказал своим  викингам поститься 40 дней и отпустить пленных христиан.   Следующий удар был нанесен Рориком по своему бывшему стольному  городу Дорестадту. Пираты никого не пощадили, все разграбили. Это было в  850 г. Тогда император Лотарь, чтобы как-нибудь утихомирить  разбушевавшегося пирата, решил дать в лен Рорику и его племяннику  Готфриду Фризию с Дорестадтом, чтобы они взяли на себя обязательство  защищать полуостров Нормандию от пиратских грабежей норманнов. Рорик  согласился, однако своего позорного ремесла не оставил.   В 850 г. он предпринял поход на 350 судах с 15 000 воинов против  Англии. Он разгромил города Кентерберри и Лондон. Но в 851 г. король  Вессекса Этельвульф, отец Альфреда Великого, нанес Рорику решающее  поражение и прогнал его от берегов Англии.   В 852 г. Рорик во второй раз лицемерно принял крещение и возвратил  себе Фризию, выплатив императору Лотарь I дань золотом. В том же году  Рорик во главе войска и флотилии датчан участвовал в блокаде шведской  гавани Бирка, которая мешала свободной датско-славянской торговле на  Балтийском море. В том же году умер датский король Гаральд I (826-852  гг.). Началась борьба за власть.   В 854 г. в Дании умер король Хорик I, родственник Рорика, и в  стране начались усобицы. Пользуясь этим, император Лотарь I отобрал у  Рорика Фризию. Однако новый датский король Хорик II, сын Хорика I ,  уступил Рорику южную часть Дании (теперешний немецкий Шлезвиг),  простирающуюся от реки Эйдар до фиорда Шлей, вместе с г. Хедебю (ныне -  г. Шлезвиг). Последний был в то время крупным центром  скандинаво-славянской торговли на Балтике.   В этот период Рорик враждовал с немцами и шведами и даже ходил  походом на Рейн, чтобы наказать Лотаря. Хорик II хотел, чтобы Рорик стал  его вассалом, а Рорик этого не желал, так как был значительно старше и  славнее своего родственника. Слава о его пиратских рейдах  распространилась повсюду, Рорик начал тяготиться ею, так как мечтал о  тихом правлении. В 857-862 гг., оставаясь конунгом Хедебю, Рорик помогал  королю Франции Карлу II Лысому управлять Лотарингией. Его успешную  государственную деятельность летом 862 г. прервало посольство из  Словенской земли с предложением приехать к словенам и управлять  справедливо, защищая словенский народ. Будучи внуком посадника  Гостомысла, а значит, наполовину славянином, Рорик согласился.   Итак, призвание Рорика стало ответной реакцией словен и союзных им  племен на шведскую агрессию 850-860-х годов, когда конунг Бирки Олав  напал на Курляндию, завоевал города Гробина и Апуоле, подчинил племя  куршей Швеции, наложив на них дань. Снорри Стурлусон в "Круге земном"  рассказывает, что конунг Эйрик из Упсалы в 850 - 860-е годы покорил  Финланд, Карелию, Эстланд, Курланд. Надо было защищаться, и северный  союз русских племен во главе со словенами вместе с финскими племенами  чудью, водью, весью, мерей и карелами решил прибегнуть к помощи датчан с  конунгом Рориком во главе. Соглашение состоялось.   8 сентября 862 г., в день Рождества Пресвятой Богородицы, бывший  датский конунг Рорик на 160 кораблях со своей дружиной из 6400 воинов  (данные А. Я. Артынова), прибыл в г. Ладогу и был торжественно встречен  всем словенским народом.   Народ Словенский ликовал, так как дождался сына Умилы, дочери  посадника Гостомысла. Теперь будет правый суд и конец всем спорам и  раздорам в Словенской земле, думали словене и радовались, правда, как  позднее оказалось, преждевременно. Золотые времена не наступили.   Конунг Рорик, ставший называть себя князем Рюриком, вовсе не собирался оставаться в Ладоге надолго.   В 863 г. флотилия Рюрика возвратилась в Северное море и поднялась  вверх по Рейну до Нейссе, разоряя немецкие города и убивая жителей.   Карл II был испуган и растерян. Он не знал, как противостоять  Рюрику. Но тот решил возвратиться в обетованную землю словенскую,  которая только что избрала его на княжение и ждало государственных  деяний. В тот же 863 г. он возвратился в Ладогу и убедился, что вновь  обретенная земля богаче Фризии-Рустрингии, и судьба ее ожидает славная.   В 864 г. Рюрик переселился из Ладоги к истокам Волхова, на Рюриково  Городище, которое прозывалось Хольмгард - "Город-на-острове". Вероятно,  в том же году Рюрик основывает новую свою столицу - Новгород Великий.  Так начиналась история нашего государства - Новгородского княжества,  принадлежавшего теперь бывшему датскому конунгу и норманнскому  находнику, и ныне князю Новгородскому Рюрику, который должен был здесь  на Волхове основать свою династию - Дом Рюриковичей. Гербом и символом  нового государства Русского стал летящий сокол. Позднее, в XI в., он  станет государственным гербом Рюриковичей и государства Киевская Русь, а  позднее - Украины. Этот герб свидетельствует в пользу родства  Рорика-Рюрика со славянами, чей город в земле ободритов носил имя Рерик,  т. е. "сокол".    Княжение Аскольда и Дира в Киеве после 860 г. Княжение Рюрика в Ладоге и Новгороде. 862-879 гг.   Рюрик княжил в Ладоге с 862 г., а потом в Новгороде с 864 г.   Согласно Иоакимовской летописи, чья подлинность была подтверждена  В. Н. Татищевым, Рюрик первый принял титул великого князя и во  властвовании подражал греческим архонтам.   В Киеве же продолжали княжить Аскольд и Дир. Известно, что Дир не  препятствовал, когда Аскольд "захотел править нами" ("Велесова книга".  III, 29). Дир ведь уже был за год до Аскольда, и поляне исправно платили  ему ругу как своему князю. Тем временем Аскольд и Рюрик встречались,  вероятно, в Новгороде и заключили между собой соглашение о разделе  власти: Аскольду - Киев, а Рюрику - Новгород. Поначалу поляне не хотели  покориться Аскольду, "ибо Дира имели у себя", но Дир приказал, чтобы  киевляне смирились и покорились варягу. Русы не любили варягов и не  хотели смириться. Они говорили на вече так: "В древности были на Руси  хазары, сегодня есть варяги!.. Мы же сами русичи, а совсем не варяги!"  (5б). Тем самым, русы отрицали какую-либо свою связь с варягами вопреки  некоторым пронорманистским мнениям.   Так наши пращуры-русы утверждали принципиальное свое отличие от  норманнов, кои именуются также варягами по своему ремеслу и не преминули  применять оружие, если славяне им не подчинялись. Русы как могли  сопротивлялись северным завоевателям. Вот что говорит об этом "Велесова  книга": "И подняли мы прах военный за собой и дали врагам вдохнуть его. И  в тот первый день сечи имели мы двести убитых за Русь" (II, 7г). И то  была не последняя сеча. Крови и железа было в достатке в той жизни  первых асов Руси. Но и солома силу ломит, если нет единого государства и  крепкого воинства, опирающегося на всю мощь народа. Русичи были  разъединены и не воспользовались преимуществами своего вечевого строя  для того, чтобы поднять всех русов на борьбу и одолеть жестокого  северного врага.   Дир сказал, чтобы киевляне смирились перед закованными в железо  норманнскими воинами Аскольда: ведь они с Аскольдом были побратимами, и  Дир верил в честность Аскольда, хотя последний больше доверял своему  мечу и мечам своих варяжских дружинников, чем слову. Днепровские русы  категорически отрицали хоть какую то ни было связь с ними. В отличие от  варягов, "мы оставляем на Солнце Сурье молоко наше с травами и добавляем  туда жимолость и травы, про которые говорили отцы. И даем осуриться три  дня. И восхваляем богов пять раз в день. Это наше древнее почитание  богам. И мы должны потреблять ее дружно... И эта треба будет связью  между нами" (5б).   Таково принципиальное отличие русского обычая от норманнского, и  потому русы попытались оказать сопротивление северным завоевателям.  Трудно было победить профессиональных воинов, закованных в железо и  прекрасно вооруженных, к тому же умевших сражаться, не имея страха в  сердце.   И хотели бы русы напасть на своих врагов извечных - греков, которые  сидели в Херсонесе и подчинялись Византии, но не могли. Ведь те враги в  864 г. провели карательную экспедицию по южному берегу Крыма и снова  подчинили себе Сурож, и растоптали языческое капище там.   Но не смогли устоять русичи, так как сражаться надо было на три  фронта: против греков, варягов и хазар. А это было невероятно трудно,  так как у русов еще не было ни единой власти, ни единого государства, ни  единого воинства во главе с одним русским князем, опиравшимся на вече.  Отсутствие национального единства обрекало народ и страну на погибель.   "И вот варяги Рюрик, Аскольд - уселись на шеи наши, - продолжает  "Велесова книга". - И это было для нас омерзительно, ибо мы сами -  потомки рода славян, которые пришли к ильмерцам и Русь объединили до  прихода готов" (II, 7г).   А князья Аскольд и Рюрик плавали по Днепру на своих драккарах со  своими закованными в железо воинами и вызывали проплывавших мимо русов  на смертный бой. "Всякие Аски и Ерки пришли и владеют нам", - утверждал  разгневанный автор "Велесовой книги". И жрец, хранитель Огня, возвещал  так: "И Рюрик - не русич, потому что он, как лис, рыскал с хитростью в  степи и убивал купцов, которые ему доверились" (III, 8/1).  Назад История Руси. Глава 19. V Далее 			 |