| 
				 Самыми ценными  считаются два издания «Путешествия». Первое из них опубликовано в 1935  г. издательством «Academia» в двух томах. Второе — в составе первого  тома Полного академического собрания сочинений А. Н. Радищева.  Редколлегия издания 1935 г. стремилась освободить текст издания 1790 г.  от опечаток и ошибок, не замеченных Радищевым, а потому в печатный  текст 1790 г. были внесены исправления по рукописным копиям  «Путешествия». Научно-исследовательская работа по подготовке  совершенного издания текста книги продолжается вплоть до настоящего  времени (имеются в виду разыскания Г. П. Шторма, Д. С. Бабкина, В. А.  Западова, А. Г. Татаринцева и др.). Ведь только полное текстологическое  изучение всех найденных списков книги позволит полностью восстановить  творческую историю произведения и литературную судьбу его текста па всех  этапах его истории. Возможно, что эта кропотливая и сложная работа  текстологов в будущем принесет свои плоды и позволит ученым опубликовать  уточненный текст «Путешествия» с полным сводом всех вариантов чтений по  всем рукописям.    Еще при жизни Радищева началось  триумфальное шествие идей его революционной книги по стране.  «Путешествие» читали, изучали, им руководствовались в своей жизни и  деятельности передовые русские люди. Между июнем и августом 1790 г.  неизвестным стихотворцем была написана «Ода на войну». Ее автор вослед  Радищеву заявил, что народам война не нужна и что не простые люди  начинают ее, а царь и его вельможи. В конце этого антивоенного  произведения пересказывается то место из «Путешествия», где Истина  возвещает царю: «Ты виною будешь, если мать восплачет о сыне своем,  убиенном на ратном поле, и жена о муже своем».    Вот что пишет стихотворец в своей оде:    Иной гласит, отдай мне друга; О сыне слезы мать  лиет; Рыдая, нежная супруга За муяшю смерть тебя клянет; Все гласом  отчество гневливым Гремит, как некий бог с небес: «Отдай мне чад, что ты  бурливым На жертву склонностям принес».    По-радищевски звучит и проклятие царю и его вельможам:    Да гибнет всяк к войне пристрастный, Всяк  изверг из земных царей! Чей меч тогда лишь спит ужасный, Когда не зрит  удобных дней; Чей лавр со кипарисом смешен, И слава подданных с бедой;  Кому мир самый безутешен И полон горести покой!                   С. Процесс А. Н. Радищева,   |                  Да гибнет низкий тот вельможа, Кой, льстя  владыке своему, И злые склонности в нем множа, Не кажет тех вредов ему,  Что вводит брань в его державы! Да гибнет лютый тот злодей, Кой для  корысти иль для славы Блажит войну в душе своей![17]          Друг Радищева П. И. Челищев написал в  1792 г. «Путешествие по Северу России в 1791 году» (издано только в  1886 г.). Следуя примеру первого русского революционера, он изобразил в  произведении Россию как страну, где «загнанная истина молчит,  невинность стонет, все степени страждут, никто не находит своего права».  Челищеву удалось показать в своем произведении ужасающую нищету  крестьян Олонецкой, Архангельской, Вологодской и Новгородской губерний.  Он обвинил правительство в «небрежении», т. е. в экономической  запущенности края. По-радищевски звучат гневные обличительные строки  произведения, обращенные к властям: «Доколе вы, викарные владыки  народов, нерачением, незнанием и корыстолюбием своим ввергать станете  род смертных в несчастья и напасти? Доколь священные законы  благоустройства государственного прорицать станут единственно  своевольство владычествующих, бедство подчиненных и казни страждущих под  игом вашим? Почто не доискиваетесь вы до источника разнообразных  пороков, бедствий и злодейств? Отрите мрак очей ваших, войдите подробно в  хижины поселян всех степеней: вы найдете их источник, болезнь,  лекарство, блаженство их и ваше. Смотрите повсюду бедность, праздность,  скука; повсюду малая прибыль, а величайший труд».    В 1794 г. был арестован в Яссах  герой штурма турецкой крепости Измаил майор В. В. Пассек, у которого  при обыске обнаружили два списка «Путешествия из Петербурга в Москву», а  также стихотворения самого Пассека. В приобщенных к делу стихах  вольнолюбивый майор оправдывал казнь французского короля Людовика XVI,  призывал народ «смело злобы цепи разорвать», истребить «кичливый  царский род» и воспевал «вольность».    Ликуй, о вольность, дщерь природы, Народ бессмертну власть принял; На гибель царския породы Курильник правды осиял,—    писал он[18] .  Стихи Пассека явно испытали влияние радищевской оды «Вольность».  Буптарь был сослан в провинциальный полк, а позднее — в Сибирь. Находясь  в тюрьме, Пассек в 1803 г. вел записки, проникнутые радищевскими  идеями, и даже составил проект освобождения крестьян от крепостного  рабства.    В проповедях арестованного в 1794  г. учителя Тобольской семинарии П. А. Словцова звучали все те же мотивы  из произведения Радищева: он осуждал сословное неравенство, обличал  дворянство и самодержавие. «Истинно великим человеком» П. А. Словцов  называл того, кто помогает народу и «вырывает скиптр из рук насилия».  Сосланный «для исправления» в монастырь на остров Валаам, Словцов был  возвращен оттуда после смерти Екатерины II, но в 1808 г. страдальца  отправили в Сибирь, где он и скончался.    В радищевском духе написано  стихотворение «Инквизиция», появившееся на свет в 1798 г. на страницах  журнала «Приятное и полезное препровождение времени». Его автор — А.  Побединский смело обличал церковную тиранию и «власть предержащих»  вообще.    Влияние Радищева, несомненно,  испытал на себе и молодой Иван Андреевич Крылов. Его сатирические  журналы «Почта духов» (1789) и «Зритель» (1792) резко изобличали  безобразный произвол и разврат придворных и чиновников екатерининской  России, беспощадно бичевали деспотизм самодержавия и показывали  уродливость крепостничества.    От Радищева тянутся живые нити к  членам «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» И.  П. Пнину, И. М. Борну, В. В. Попугаеву. Членами этого же общества были  два сына писателя: Николай и Василий.    Иван Петрович Пнин написал два  публицистических сочинения: «Вопль невинности, отвергаемой законами»  (1802) и «Опыт о просвещении относительно России» (1804), в которых  требовал уничтожения «рабства в России». Пнин считается прямым  последователем идей Радищева. В стихах «На смерть Радищева», изданных  только в 1858 г., поэт запечатлел мужественный образ Писателя,  Гражданина, Борца:    Итак, Радищева не стало! Мой друг, уже во гробе  он! То сердце, что добром дышало, Постиг ничтожества закон; Уста, что  истину вещали, Увы! — навеки замолчали, И пламенник ума погас; Сей друг  людей, сей друг природы, Кто к счастью вел путем свободы, Навек, навек  оставил нас! Оставил и прешел к покою, Благословим его мы прах! Кто  столько жертвовал собою Не для своих, но общих благ, Кто был отечеству  сын верный, ■ Был гражданин, отец примерный И смело правду говорил, Кто  ни пред кем не изгибался, До гроба лестию гнушался,— Я чаю, тот —  довольно жил '.    Другой просветитель — Иван Мартынович Борн в своей речи, обращенной в конце 1802 г. к членам «Вольного общества», ска-                
                    |   |         |   |   |        |         |   |         |   |      |          зал: «Радищев умер, и, как сказывают, насильственно, произвольною  смертию. Как согласить сие действие с непоколебимою твердостию философа,  покоряющегося необходимости и радеющего о благе людей в самом  изгнании, в ссылке, в несчастии, будучи отчужденным круга родных и  друзей?..   Друзья! Посвятим слезу сердечную  памяти Радищева. Он любил истину и добродетель. Пламенное его  человеколюбие жаждало озарить всех своих собратий сим немерцающим лучом  вечности... Он родился быть просветителем, жил в утеснении — и сошел во  гроб. В сердцах благородных патриотов да сооружится ему памятник,  достойный его!1»    Борну принадлежит также и  стихотворение «На смерть Радищева», где восхваляются ум, знания,  добродетели и честь первенца свободы.    Все это была открытая общественная  демонстрация солидарности с революционным делом Радищева. С ней  связаны также очерк бывшего крепостного Василия Васильевича Попугаева  «Петр» (1801) и трактат «О благоденствии народных обществ» (1801—1803),  антикрепостническая драма Н. Сандунова «Солдатская школа» (написана в  1794 г., издана в 1817 г.), в которой образы крестьянина Бедона и его  сына Иосифа напоминают читателю персонажей, изображенных Радищевым в  главах «Путешествия» «Зайцово» и «Едрово».    Радищев, несомненно, влиял на  творческие позиции самого крупного поэта «Вольного общества...» А. X.  Востокова, который в своем «Опыте о русском стихосложении» (1817) во  многом исходит из радищевских представлений о природе и характере  российского стиха, высоко оценивая вклад Ломоносова и Тредиаковского в  русскую поэзию.    С радищевским началом в русской  литературе связана и книга С. К. фон Ферельцта «Путешествие критики, или  Письма одного путешественника, описывающего другу своему разные пороки,  которых большею частию сам был очевидным свидетелем» (написана в 1810  г., издана в 1818 г.). Следуя радищевским традициям, автор вывел в  своей книге целую галерею помещиков — звероподобных и растленных типов,  издевающихся над своими крепостными.    Пламенное человеколюбие Радищева  вдохновляло Кондратия Федоровича Рылеева, автора поэтических «Дум», и  его единомышленников-декабристов. Оду «Вольность» и «Путешествие»  хорошо знали члены тайных обществ декабристов: П. А. Бестужев, П. И.  Каховский, В. К. Кюхельбекер, Н. М. Муравьев, Н. И. Тургенев, В. И.  Штейнгель и др.      Назад       Далее   			 |