История Руси. Глава 14. XII "Уже в середине 60-х годов IX в. Рюрик сумел раздвинуть рубежи своих владений на Востоке до границ Волжской Булгарии, а на юг - до Западной Двины, - пишет В. Г. Манягин. - Ростов и Муром стали его форпостами на путях хазарской экспансии. Вооруженный нейтралитет между варягами и каганатом не мог продержаться слишком долго. И дело не в том, что двум народам стало тесно в одной Европе. Все развитие нового государства шло вразрез с устралениями иудейской верхушки Хазарии. Аскольд и Дир, отделившись от Рюрика, освободили Киев от хазарской власти. В 867 г. многие варяги-русы приняли из Византии православную веру и стали уже в силу только этого ненавистны хазаро-иудеям. В 871 г. князь русов упоминается в документах с титулом "каган", претендуяна равную с иудейским царем власть. А десять лет спустя начинается открытое военное столкновение между хазарами и русами за власть над южной Россией <...> Первый удар по хазарскому владычеству на Днепре нанес князь Олег, принявший после смерти Рюрика (879 г.) верховную власть над Россией. Присоединив в 882 г. Киев к новгородским владениям, он делает его своим опорным пунктом для дальнейших военных действий против каганата. В течение трех последующих лет Олег очистил от хазар территорию современных Витебской, Смоленской и Черниговской областей, соединив Северную Русь с Поднепровьем и установив свою власть над племенами кривичей, радимичей и северян. Формирование державы Олег завершил присоединением живших по Днестру и Бугу дулебов, тиверцев и хорватов. Всего за 20 лет Рюрик и Олег создали крупнейшее в Европе государство, простирающееся от Финского залива до Черного моря и от Карпатских гор до Оки. В результате этого процесса каганат лишился богатейших провинций, из которых шли прежде "все средства жизни и все довольство Хазарии". Известно, какое огромное количество товаров вывозилось из России в Византию и другие страны в X - XII вв. Именно этих богатств лишилась Хазария. Это был тяжелый удар по экономике каганата". Война с Хазарией продолжалась. Известны немногие эпизоды этой войны. Об одном из них рассказывает известное Письмо царя Иосифа IV к врачу Хасдаи Ибн Шапруту (915-970 гг.): "... во дни царя Иосифа... злодей Романус (т. е. византийский император Роман Лекапен, 920-941 гг. - Ю. Б.) послал большие дары Хлгу, царю Руси (т. е. великому князю Игорю, потому что "царь Хлгу" русским летописцам неизвестен; В. В. Кожинов предположил, что это был Олег II , подстрекнув его на злое дело. И пришел тот ночью к городу Смкрин (возможно, к Тмутаракани. - Ю. Б.) и захватил его обманным путем <...> И стало это известно Булшци, он же - Песах хмур (хазарский титул воеводы. - Ю. Б.), и пошел он в гневе на города Романуса (имеются в виду города на южном берегу Крыма, принадлежавшие Византии. - Ю. Б.), и перебил всех от мужчин до женщин... И пошел он оттуда на Хлгу и воевал с ним четыре месяца, и Бог подчинил его Песаху <...> Тогда сказал Хлгу, что Романус вынудил меня сделать это. И сказал ему Песах: "Если это так, то иди войной на Романуса, как ты воевал со мной, и тогда я оставлю тебя в покое. Если же нет, то умру или буду жить, пока не отомщу за себя". И пошел тот и делал так против своей воли и воевал против Константинополя четыре месяца. И пали там его мужи, так как макидоняне (т. е. греки. - Ю. Б.) победили его огнем (имеется в виду "греческий огонь" - гремучая смесь из нефти, серы и селитры. - Ю. Б.). И бежал он, и устыдился возвращаться в свою землю и пошел морем в Прс (т. е. в Персию, на Каспийское море. - Ю. Б.), и пал там он сам и войско его. И так попали русы под власть хазар". Из этого сообщения, учитывая "Повесть временных лет", византийские хроники и сведения арабских путешественников, восстанавливается такая канва событий: 1) в 939 г. князь Олег II овладевает Тмутараканью; 2) в 940 г. хазарский бек Песах отвоевывает этот город, овладевает тремя городами Крыма и осаждает четвертый, Херсонес, где под защитой византийского стратига собрались христиане со всего Крыма; Песах не сумел взять этот город и прогнал русов из Крыма; 3) в том же году хазарская армия под руководством Песаха, двигаясь вдоль правого берега Днепра, доходит до Киева и принуждает великого князя Киевского платить хазарам дань, в том числе и кровью, заставляя его отправиться в поход на греков, на Константинополь; 4) князь Игорь устраивает морской поход на Константинополь весной 941 г. и терпит поражение; 5) киевский князь двинулся на кораблях на восток, разоряя провинции Византии, затем вернулся на свою военных базу Эллипалтар , откуда пошел в поход на кораблях на столицу Албанского царства г. Бердаа, или Партав, в современном Азербайджане (ныне - г. Бердаа, находится в 100 км от нынешней границы с Ираном) и там потерпел поражение. Тогдашний правитель города Бердаа перс Марзубюан ибн-Мухаммед рассказал арабскому хронисту следующее: "и вступили мы в битву с русами. И сражались мы с ними хорошо и перебили из них много народа, в том числе их предводителя, уцелевшие же русы ушли к Куре и сели на свои суда и удалились". Это произошло в конце 943 - начале 944 г. Черноморских русов и их поход на Бердаа описывает перс Абу Али Ахмед бен Мухаммед бен Якуб Мискавейх (ум. 1030 г.): "Эти русы - племя великое; они не знают отступления, ни один из них не повернет спины, но или убьет противника, или сам будет им убит. Обычно каждый из них несет на себе свое оружие и к себе же привязывает большую часть ремесленных орудий; как-то топор, пилу, молот и другие подобные вещи; они сражаются при помощи дротика, щита, меча; они носят на себе столб для палатки и оружие, подобное кинжалу. Русы сражаются пешими, в особенности те, которые совершили набег на Бердаа". Когда русы овладели городом, они выпустили из него всех, кто хотел уйти, после чего ограбили дома, перебили стариков и взрослых мужчин, "собрали женщин и отроков, изнасиловали тех и других и обратили их в рабство". Все это подтверждает Мутаххар-ал-Макдиси: "Они владели Бардаа в течение года и издевались над мусульманами и насильничали над их харимами (т. е. гаремами. - Ю. Б.), как никогда не делали этого никакие язычники. И вот погубил их всех Аллах при помощи холеры и меча". Арабские источники обычно рисуют русов IX - X вв. как воинов, живущих почти исключительно за счет грабежа соседних народов. А захваченных пленников русы продавали в рабство на рынках Константинополя, Булгара, Итиля и Хорезма. Берега Каспия и Черного моря трепетали при виде воинственных русов, чья огромная энергия, видимо, растрачивалась зря, т. е. за пределами государственного и цивилизованного строительства. Необходимо было Национальное государство, которое мобилизовало бы энергию народа в нужном направлении. И таким государством стала Киевская Русь! Как суда русов попали из Черного моря в Каспийское и в реку Куру - неизвестно. Скорее всего, водным путем, т. е. через Керченский пролив, Азовское море, Дон, канал Дон-Волга, Волгу и в Каспийское море мимо Хазарии. Если поход был разрешен хазарами, то в этом нет ничего удивительного. Обычно хазарский каган брал с русов половину добычи за плавание в его владениях. Продолжалась война Руси с Хазарией, в которой видную роль сыграл сын Игоря и Ольги князь Святослав. Именно ему было суждено сокрушить Хазарию, опираясь на помощь Волжской Булгарии. Волжская Булгария, образовавшаяся как самостоятельное государство в 865 г., была самым надежным союзником Руси в борьбе с Хазарией. Она испытывала громадные неудобства от своего южного соседа, который перекрыл ей все торговые пути по Волге и лишил беспошлинного выхода в Каспийское море, Великий шелковый путь, и вся торговля с Европой и Азией тоже находилась в руках Хазарии. От опасного соседа страдали и государство Хорезм, и Иранское государство Саманидов, которые не могли свободно вести свою торговлю. Но избавиться от Хазарии своими силами они не могли. Не могла это сделать и Волжская Булгария, на население которой хазарский каган наложил тяжелую подать. К тому же хазар поддерживала Византия, которая не хотела ни усиления Руси, ни усиления обоих булгарских государств - и Волжского, и Дунайского. Булгарский кан Алмыш Джафар (895-922 гг.) в 922 г. с величайшим трудом отбил нападение хазарско-тюркменского войска на г. Великий Булгар и окончательно укрепился в желании разгромить иудейскую Хазарию. При том он пришел к убеждению, что, во-первых, только ислам поможет сплотить большинство народов Великой Булгарии под зеленым знаменем джихада против неверных. А раз так, то необходимо было заручиться поддержкой религиозного главы всех мусульман - багдадского халифа. С этой целью между Великим Булгаром и Багдадом начался сперва обмен письмами, а затем 12 мая 922 г. в Булгар прибыло Великое посольство от халифа Муктадира во главе с шейхом Рази и секретарем Ибн Фадланом. 16 мая того же года состоялось торжественное провозглашение ислама государственной религией Волжской Булгарии. Это позволило консолидировать булгарский народ вокруг своего царя для борьбы с иудаизмом. Во-вторых, Алмышу нужно было ликвидировать оппозицию удельных князей в своем государстве, т. е. князей Бершуда и Эсегели, и при этом замирить их. Это было достигнуто, а вслед за тем Булгар был разделен на губернаторства (или), во главе которых встали улугбеки, назначаемые царем. В-третьих, Алмыш осуществил экономические реформы, в том числе налоговой системы, для того чтобы дополнительный налог - харадж - взимался с немусульманской части населения, т. е. с христиан, иудеев, буддистов и тенгрианцев. Существовавшее в Булгарии патриархальное рабство не мешало экономическому развитию страны, так как был принят закон, согласно которому раб после шести лет отработки становился свободным. А если он до истечения этого срока принимал ислам, то получал свободу немедленно. Назад История Руси. Глава 14. XII Далее |