История Руси. Глава 14. XI Начиная с 820-х годов еврейские купцы-"рахдониты" вели торговлю на огромных пространствах от Китая до Прованса в Южной Франции. В числе товаров фигурировали рабы, меха, льняные и шелковые ткани, воск, мед, мускус, алоэ, камфора, ароматические масла, пряности, оружие, ковры, ювелирные изделия, керамика и т. д. Ибн Хордадбех в своей книге "Книга путей и стран" отмечает: "Путь еврейских купцов ар-Разанийа (буквально: "знающих путь". - Ю. Б.), которые говорят по-арабски, по-персидски, по-румийски, по-франкски, по-андалузски, по-славянски. Они в самом деле путешествуют от ал-Машрика (т. е. земель, подвластных Халифату. - Ю. Б.) до ал-Магриба (т. е. крайнего Запада. - Ю. Б.) и от ал-Магриба до ал-Машрика по суше и по морю. Они доставляют из ал-Магриба слуг-евнухов, невольниц, мальчиков-слуг, парчу, заячьи шкурки, пушнину, соболий мех и мечи. Они путешествуют из Фиранджи (т. е. страны франков. - Ю. Б.) по Западному морю (т. е. Средиземному морю. - Ю. Б.), высаживаются у ал-Фарамы (т. е. города на Синайском полуострове. - Ю. Б.) и доставляют свои товары по суше в ал-Кулзум (т. е. на берег Красного моря. - Ю. Б.). Между этими городами 25 фарсахов (т. е. 150 км. - Ю. Б.). Затем они совершают путешествие по Восточному морю из ал-Кулзума в ал-Джар и Джудду. Затем отправляются дальше в ас-Синд (Южная Индия. - Ю. Б.), ал-Хинд и ас-Син (Южный Китай. - Ю. Б.). Вывозят из ас-Сина мускус, алоэ, камфору, корицу и другие товары в ал-Фараму. Затем плывут по Западному морю, а иной раз поворачивают со своими товарами в земли Фиранджи и распродают их там. Если они желают, то везут свои товары из Фиранджи по Западному морю, высаживаются у Антакии (т. е. Антиохии. - Ю. Б.) и совершают по суше три перехода, пока не достигают ал-Джабийи. Затем они плывут по Евфрату до Багдада, а по Тигру до ал-Убуллы. Из ал-Убуллы они направляют в Оман, ас-Синд, ас-Син. Все эти страны связаны одна с другой". "Потомки колена Симова и полуколена Манасиева <...> забирают дань от 25 государств, и со стороны исмаильтян платят им дань по причине внушаемого им страха и храбрости их... Хазары каждый год совершают походы в страну печенегов для поимки рабов и продажи их в страны ислама". А Печенегия все не оскудевала, поскольку там проживало до 9 млн человек! Факты хазарской работорговли подтверждают Ибн Русте и Гардизи. Еврейская работорговля вызывала бурю ненависти в Восточной Европе. Евреи тут же, в Итиле, холостили юношей-рабов из печенегов и славян, превращая их таким образом в двуногих волов, живущих только кормежкой и работой. Таких рабов еврейские купцы обычно продавали персидским или византийским работорговцам, а те перепродавали их в страны Востока. Войны с целью добыть живой товар были нужны еврейской верхушке. Поэтому Иудео-Хазария часто воевала в IX - X века в Византией, Черной Булгарией (на Кубани), Узией, Аланией, Буртасией, Печенегией. Неудачной для Хазарии была война с булгарами за Кара-Саклан около 830 г. В битве при ауле Харька объединенное булгаро-русо-маджарское войско разбило 100-тысячную армию хазарского кагана Уруса. Благодаря этой победе власть булгарского кана Угыр-Айдара в Кара-Саклане укрепилась. Но противоречия булгаро-хазарского торгового соперничества разрешены не были, пока существовало хазарское могущество на Волге и на всем Великом шелковом пути. В целом отношения Хазарии и Булгарии в IX в. были сравнительно мирными. Хазарские каганы часто обращались к булгарским балтаварам с просьбами о военной помощи то против венгров, то против башкир, то против печенегов, то против сабанов, то против мордвы и т. д. И булгары оказывали им военную помощь и часто выплачивали дань хазарам, не оспаривая их право сильного. После Великого посольства Ибн Фадлана (922 г.) положение изменилось. Булгары нашли поддержку мусульманского Востока и с его помощью надеялись привлечь к себе сочувствие других народов. Неразрешимыми были и русско-хазарские противоречия, касающиеся торговли и плавания по Волге и Каспию. С 880 по 925 г. известны четыре похода русских на Каспийское побережье Азербайджана и Ирана, против местных жителей, окончившиеся неудачей. На обратном пути хазарский каган отнимал у них добычу, а воинов обращал в рабов. Приведем здесь текст из документа С. Шехтера с комментарием О. Прицака: "После того, как русы награбили и им надоела эта жизнь, отправились они к устью Хазарской реки (Волги) и истечению ее. послали к царю (правителю проливов) хазарскому и понесли ему деньги и добычу по их уговору. Царь же хазарский не имеет судов морских, и его люди не привычны к ним; в противном случае мусульмане были бы в великой опасности с его стороны. Арсийя же и другие мусульмане из страны хазар узнали об этом деле и сказали хазарскому царю: "Позволь нам (отомстить), ибо этот народ напал на страну наших братьев-мусульман, проливая их кровь, и пленил их жен и детей". Не имея возможности им препятствовать, царь поехал к русам и известил их, что мусульмане намереваются воевать с ними. Когда же увидели они друг друга, то русы вышли из своих судов. Мусульман было около 15 000 с конями и вооружением, с иными были также многие из христиан в (хазарской столице) городе Амол (Атиль). Три дня продолжалось сражение между ними; Бог помог мусульманам против русов и меч истребил их! Кто был убит, а кто утоплен. Только около 5000 из них спаслись и отправились на судах к берегу (реки Волги), примыкающему к стране Буртас". "Очевидно, что родина русов, бежавших вдоль реки Волги, находилась где-то далеко, что совпадает с данными текста Шехтера", - заключает Омелян Прицак. Однако смерть ожидала их и здесь. "Они (русы) оставили свои суда и стали на суше; но из них кто был убит жителями Буртаса, а кто попался (в руки) мусульман страны Волжских Булгар, и те убили их. Сосчитанных мертвецов из убитых мусульманами на берегу Хазарской реки было около 30 000". "Из того факта, что русы не продолжали свое плавание по Волге, следует, что они не являлись Волжской Русью с центром на так называемом полуострове русов", - предполагает Прицак. "Сравнивая два описания похода Руси к берегам Каспийского моря, можно говорить о том, что автор документа Шехтера и ал-Мас’уди описывают одну и ту же военную экспедицию. Учитывая, что Роман I Лакапин начал царствование 17 декабря 920 года и что после 922 г. произошел временный разрыв дружественных отношений между Византией и Аланией, а также тот факт, что 928 г. является "терминус ад квэм", можно предположить примерно 925 г. как дату похода Руси", - заключает Прицак. Византийская правящая верхушка всегда вела "двойную игру" с русами, что позволило русскому летописцу так высказаться о ней: "Что льстивы греки, всякий знает". Хазарским правящим кругам порой удавалось сблизиться с византийской верхушкой. Так император Юстиниан II (685 - 711 гг.) был женат на дочери хазарского кагана. Императоры Филипп Вардан (711 - 713 гг.) и Лев III (717 - 741 гг.) искали у хазар защиты, последний женил сына Константина V Копронима (741 - 775 гг.) на дочери кагана. От этого брака родился император Лев IV Хазар (775 - 780 гг.). Дипломатические сношения между Византией и Хазарией были постоянными. Византия часто использовала Хазарию в своей политической игре между миром и войной. Однако в целом Хазария и Византия были противоположны по своим устремлениям как два различных государства: иудейское и христианское. В 834 г. византийские инженеры под руководством Петрония Каматероса помогли хазарам построить на Дону крепость Саркел, или Белую Вежу, защищавшую Хазарию от набегов русов и мадьяр. Гарнизон крепости составляли огузы и печенеги. Политическое же значение Саркела как пограничной крепости было огромным. В 850-е годы в Хазарии произошли массовые гонения на христиан и мусульман, в результате многие из них бежали в Закавказье. Хазарские правители даже пытались использовать днепровских русов в своих целях, побуждая их время от времени нападать на Византию, как это было в 860 г. 65 Близость Руси, где в Киеве имелось торговое представительство еврейской хазарской верхушки, а также наличие русского населения на Дону, по Северскому Донцу и в г. Итиле обуславливали влияние Руси на Хазарию, особенно в области культуры, в том числе письменности. Академик Н. Я. Марр указывает на свидетельство армянского историка Моисея Утийца Каганкатваца (Х в.) о народе рос, что "косвенно может давать нам указание на наличие в составе хазарского объединения не библейских, а реальных росов, т. е. восточных славян". Моисей Утийца называл хазар "росмасохами", а ал-Бекри указывал на использование хазарами в быту славянского языка. В это связи Н. Я. Марр замечал, что "история хазар есть часть истории Руси в состоянии особого сплетения". Это "сплетение" не касалось иудаизма, который был глубоко чужд Русскому народу и навсегда остался инородным телом и яблоком раздора для всех народов, населявших Хазарию. Иудейская религия не объединяла, а разъединяла людей, поскольку являлась источником хазарской агрессии. На основании источников Ю. Д. Бруцкус полала, что между Хазарией и Русью шла долголетняя, почти непрерывная война примерно с 850 по 966 г. Назад История Руси. Глава 14. XI Далее |