Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

История Руси Источники: Тексты II Версия для печати

История Руси Источники: Тексты II

К главе 9


3. Захариха. "Сказ про царя Дида-Маха".
За Царя нашего, за Хоробяго Маха,
какого еще Дидомъ звали люди,
степи, на полдень, были богатыми,
и травою, и водою, и скотиною.
да была томъ, одно Лихо,ýТолько одна б
одно Диво-Дивное, щедъ жити нельзя было
,ý в травýлюдямъ Руськимъ, а то - везд
коли ступнешь, кости людьскiя найдешь!
Погибали тамъ люди всегда ни за что,
нападали на нихъ волки злыя,
да въ ночи темной, изъ травы густой
налетали люди разбойныя, безжалостныя.
Да налетятъ, людей порежутъ,
а скотину заберутъ с собой.
нятся,ýИ сами разживутся, разл
хъ побьютъ.ýа на нихъ другiе нападутъ и вс
ничьи были.ýТак и было, что степи т
Кто хозяиномъ заявится, самъ погибнетъ.
И то Русы по краю только степному
са ходили, скотину гоняли,ý лýпоближ
ли, стереглися,ýда все кругомъ гляд
су шли,ýа вечеръ придетъ, до л
лать, и не спать.ýабы въ степу и огня не д
су же яму копали глубокую,ýВ л
лали, вырывали,ýвъ ней печь д
рху котлы ставили, вечерю варили,ýа св
а сварятъ, огонь погасятъ.
, во тьме,ýЛучше было въ холод
тломъ, какой вороги видятъ.ý свýм при кострýч
И то спали, войлокомъ закутавшися,
шкурами бараньими обложившеся,
ставили,ýи двоихъ, троихъ на сторож
абы слухали степу, та не спали,
а колижъ недоброе услышатъ,
хъ будили потиху,ýтакъ чтобъ вс
.ýда чтобъ оружны были всегда и во сн
И такъ люди жили-были, стерегалися,
и такъ въ степу не заживалися,
а къ осени домой досягалися,
съ темный, дубовый,ýа подальше въ л
да чтобъ вороги пути за ними не знали,
ды свои заметали, поливали,ýсл
никами выпрямляли траву побитую,ýв
дъ конскiй ровняли, травой засыпали,ýсл
и ногой утаптывали, чтобъ ровно було.
хаты стояли,ýИ дома за тынами, вс
другъ до друга жалися, яркам окапывались,
не забрелъ,ýчтобъ и туда ворогъ въ зим
сну, лето и осень старые были,ýтамъ всю в
траву косили,ýмалые да жены съ ними. И тамъ вс
но, въ стога клали,ýсушили с
грибы собирали, солили, мочили, сушили,
корни копали, щавель солили,
ягоды сушили, квасили съ медомъ,
.ý и скотинýчтобъ на зиму было себ
ба было разъ - въ-разъ, до весны,ýА хл
ли.ýба ýда не каждый день и хл
та,ýти рыбу запасали съ лýЖенки да д
ли, абы на зиму было,ýсами не
когда мужья, браты съ сыновьями
скотину пригонятъ изъ степи близкой.
ли досыта разъ за годъ,ý дни и ýВъ от
ню Великаго правили, Трижнали,ýОвс
ли творогъ,ýа коли Радагащь приходилъ,
блины пекли, въ гости ходили,
да до самого Коляды заговлялись,
пустымъ борщомъ жили, морковкою,
пастернакомъ, петрушкой да сельдереемъ,
отакъ и жили корнями разными,
пекли.ýа какiе горькiе, в зол
ли,ýжъ, кто подальше жилъ, курей имýОт
а кто поближь, держать боялись,
и собаки были у нихъ, что не гавкали,
ла.ýи кони не ржали, скотина не рев
Всякая животина понимала, что тихо надо жить,
а то ворог злой услышитъ, придетъ.
сню, старшiе цыкаютъ,ýЗатянетъ кто п
сня Лихо накличетъ,ýбо та п
а за Лихом и Диво Дивное придетъ,
а за нимъ и ворогъ кровавый такожъ.
говъ таилися,ýТакъ до первыхъ сн
га падали на хаты,ýа какъ сн
са покрывали, тогда радовались,ýкакъ л
до весны вороги не придутъ!
су,ýОтогда и мужики шли до л
ря следить, косулю, птицу,ýзв
а може и кабана дикаго, или рыбу подо льдомъ,
абы домой что принести,
жу ненужную, сытную.ýили шкурку, или
Привезутъ охотники яланя забитаго,
кожу снимутъ, свою часть возьмутъ,
хъ людей, кто хочетъ.ýостатное для вс
жутъ тонко, да на морозъ,ýСами же мясо нар
пкiй,ýа оно за день, коли морозъ кр
вымерзнетъ, высохнетъ и долго держится.
Ставили Пращуры наши ледники глубокiе,
жимъ, соломой крыли,ýгомъ свýнабивали ихъ сн
ледъ былъ до самой осени.ýи посл
е,ýНа льду томъ и мясо держали свеж
гали,ýи кругомъ ледника псы б
рюги хранили,ýдобро хозяйствое отъ ворога, зв
и кормы за то получали добрые,
чтобъ холодъ выдержать могли въ ночи.
на, соломы были,ýЗа ледниками стога с
да коли холодно, псы въ нихъ прятались,
а коли волки приходили, либо лисы,
такъ они на нихъ прямо изъ соломы скакали
и тогда только гавкали, и хозяинъ шелъ,
съ пикою либо стрелами, шаблей гострой.
Вотъ такъ жили пращуры, всего боронились.
И было разъ, что позвалъ Дидъ Махъ Царей-Князей,
бо прибежали весной гонцы с полудня,
дали, что Ромы пришли до земли Киверецкой,ýпов
Царя Киверецкого-жъ Достовала взяли,
с Царицей Жывой въ Ромы увели,
да теперь же Кивереччина безъ царя осталась,
разбита, пограблена Ромами, въ полонъ взята,
хъ мало збыло,ýа кто уховаться усп?лъ, т
та проситъ она, абы царь Дидъ Махъ ее принялъ.
Погляделъ Дидъ Махъ съ воза на Кивереччина,
та сказалъ: "Пущай-мо, такъ, идите,
та скотину гоните до нашей Земли,
та живите смирно съ нами, не злобьтесь,
а мы въ обиду васъ не дадемо!"
И пришла Кивереччина чуть живая,
настрадалася, наголодалася,
и всего боиться, всего опасаеться.
хъ, Князей,ýИ собралъ Дидъ Махъ Царей вс
Родомъ живутъ, Старшинъ, Родовыхъ,ýа гд
Воеводъ лихихъ, абы съ ними поговориться,
абы д?ла достаться, укреплятися.
А сказалъ имъ Дидъ Махъ такъ:
"Братья Цари, Князья и Воеводы с Родичами!
Вотъ пришли къ намъ, прибегли Киверечи,
а пов?дали страхи великiе, какiе вытерпели.
Напали на нихъ Ромы Троянскiе, побили,
пограбили, Царя Доставала с Царицей забрали,
Достовала съ Жывей! Кивереччина теперь одна,
тъ безъ Царя осталась.ýодна на св
Пришли гонцы у насъ покоя искать.
сь:ý здýЯ ихъ принялъ до Русы, якъ мы вс
сь.ý здýтаковее Русы, якъ мы вс
А нынче, Цари, Князья, Воеводы, Родичи,
попыймо медовъ нашихъ, а поядьмо мясы,
а помыслимо о томъ, яко сталося съ Киверой".
ли за столы впереду,ýЦари, князья с
ли Воеводы, Родичи, Старшины.ýа пониже ихъ с
Цари, Князья все пьютъ, едятъ да похваляются,
якъ колись было да якъ пралися,
ли нои вороговъ своихъ.ýзýда якъ вит
Молчатъ Воеводы, слушаютъ, пьютъ, едятъ,
молчитъ и Дидъ Махъ такоже.
Колижъ медъ стали пить по пятому рогу,
отогда сказал имъ Дидъ Махъ, Царь нашъ:
"А што было когдась, то прошло, Цари,
а що буде, погляднемо сами опосля,
а надо нынче воиновъ собирать на защиту,
а надо защиту сбивать, будовать".
ли Цари, Князья, да опять свое,ýПогляд
лами похваляются.ýстарыми д
Говоритъ тогда Дидъ-Махъ Воеводамъ:
"Слышали, Браты? Надо воякъ собирать!"
чали ему Воеводы такъ:ýОтв
"А мы уже приказу дали давно до того,
а ждемъ силу нашу сюда могучую".
Усмехнулся Дидъ-Махъ, а такъ сказалъ:
"Отожъ, кому добре пече,
такъ тотъ о томъ и рече!"
Скоро вправду воины стали уже приходить,
и скоро сила кругомъ стала великая,
а Цари, Князья медом упилися
не въ що рекуть, разоряются:
ли? Ось, мы имо дадемо!"ý"Якъ вони см
халъ Царь Дидъ-Маха, и полкъ назадъ послалъ:ýОтъ
"Идите на становище, да кого пьяного увидите,
того и рубите нещадно! Часъ пришелъ
съ отими строптивыми сговорятися!"
Пошелъ полкъ назадъ, и увид?лъ Царей,
лю спать завалилися,ýщо во хм
хъ, а было ихъ стоýи побилъ ихъ вс
и еще пятьдесят Царей Руськихъ.
Ажъ вернулся полкъ, да Диду-Маху сказали,
послалъ онъ полкъ вперед, до Земли Киверечской,
а сказалъ ему раньше пяти месяцевъ не идти назадъ,
а самъ повелъ войско до дому.
Прiехав, сказалъ: "Видите, что натворили Цари!
Спились медомъ, а ихъ вороги побили!"
пла Русь намного,ýхъ поръ покрýСъ т
хъ поръ уже ворога не пущали.ýи съ т
А полкъ тотъ, что на Дунай ушелъ,
черезъ годъ вернулся с добычею великою.
тъýА Царя Достовала Ромы только черезъ тридцать л
тей удержали”.ýдодому пустили, и д
И с т о ч н и к: Миролюбов Ю. П. Собр. соч. Т. 17. Сказы Захарихи. С. 69 - 74.
К о м м е н т а р и й
Перед нами сказ-воспоминание о событиях почти что двухтысячелетней давности о родо-племенной жизни волынян при царе Махе, в конце I - начале II в. н. э. Многие детали жизни русов в степи и лесостепи, и в лесной полосе Волыни чрезвычайно любопытны, они изобилуют бытовыми подробностями и зарисовками, которые бесценны для нас.
Овсеню Великого - Овсень - бог весны, труда, покровитель коней, пахоты, мостов.
Трижнами - т. е. Тризнами, или похоронными обрядами славян.
Радагащь - Родогощ - бог гостеприимства, торговли и урожая.
Коляды - Коляда - бог пиршеств, календаря, веселья, жертвоприношений. Обряд колядования приходился на 25 декабря, перед Новым годом.
Лихо - дух зла.
Диво-Дивное - Диво - богиня охоты, заповедных лесов, зверей и девиц.
Ромы - римляне.
Земли Киверецкой - Кивереччина - Дакия.
Достовал - Децебал, вождь даков, покончил с собой в 107 г.

Назад История Руси. Источники: Тексты. II Далее

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены