Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

ИСТОЧНИКИ: ТЕКСТЫ Версия для печати

ИСТОЧНИКИ: ТЕКСТЫ

К главе 5


1. Поведка про царя Гонтаря. Юрьевский фольклор.
“Як за давние, за часы та был у наших дедов
Царь Гонтарь, сильный, як Молодык ясный,
а еще был дитя, а то дитя плакало,
и пришел до него вояка, с шаблею на поясе,
так дитя хватилося за шаблю ту, и смеялось,
и а смеючись, игралось, да и до верху подняло,
а сказал царю Гонтарю вояка тот: "Смотрите!
Буде дитя то, тот мальчик малый, великим,
а буде он на врагов ходити, на поле их бити,
и поверже мир целый до ног своих а потопче,
и будут цари его боятися, а Бога молити,
чтоб ушел скорее подальше от них,
а будут по нем жены плакати, чтоб пришел да жил,
и скажет им дитя наше малое: "Идите с другими!
А мне с вами возиться некогда, треба в поход идти!
Треба в поход идти, пороха считати!
А негоже мне с вами, бабами, забавлятися!"
Да скзавши так, шаблюку снял, дитяти отдал,
а царь Гонтарь ему другую дал с сребром, золотом,
с каменьями самоцветными, что как жар горят.
И стал Гонтарик молодой расти, посилятися,
и стал шаблюкой на всех похвалятися,
а как отец услышит, шаблюку возьмет,
в сундук положит, на замок запрет,
так Гонтарик кричит, ночи не спит, все назад просит,
и ему старшие оружие отдают.
Умер старый Гонтарь скоро ввечери,
за столом, после выпивки доброй, среди друзей,
а за него стал Гонтарик правити,
полки требовать, солдат набирать,
да все ходить по улицам, а музыки играть,
а барабаны бить, из ружей стрелять.
И сказали старшие: "Глядите-ка! Коли дитя еще,
а солдат любит, да музыки правит,
так будет дитя то царем сильным,
и нам земли прибудет, и себя прославит!"
Так и сталось скоро, еле Гонтарик взрос,
как в Походы сказал всем собиратися.
А потом войска свои повел на мир целый,
всех царей побил, все земли забрал,
а когда домой воротился Гонтарик,
стал он Отечество устрояти, а всем людям
стал землю давати, да работать на ней приказывать,
а лентяев до столбов привязывать,
и собрал людей, и так им сказал:
"Люди мои добрые, подданные мои!
Вашей кровью добился я славы большой,
а теперь скажу вам, что нет на свете
ничего, что лучше, чем..." А тут всадник летит,
Гонтарику кричит: "Враги идут, видимо-невидимо!
Земли наши отбирать хотят! Поднимайся, царь!
Защищай людей твоих, что вокруг стоят!"
И назад поскакал, шаблюкой машет:
"Мне за тебя помирать надо! Теперь уже
говорить с тобой совсем некогда!"
Собирал тут царь Гонтарь-Молодой полки
и вел их на врагов, разбил, рассеял,
и про всадника-вестника спрашивал,
нашли его убитого, шаблю в руке держал,
а другой к сердцу перстень прижал,
что царь ему в ответ бросил.
Хоронил его Гонтарь-царь с почестью,
а всем сказал: "То слуга был верный мой!"
И сам позади за ним шел пешком,
а потом людей созывал, чтоб сказать им:
"Враги нападали на нас, а я сказать хотел,
что нет на свете ничего лучшего, как..."
А тут опять всадник летит, царя кричит:
"Поднимайся, царь наш, враги идут!
Враги идут от полудня горячего!
А много с ними войска разного,
коней лихих, всадников храбрых:
и скачут они скоро-скоро!"
Бросил ему царь новый перстень свой,
людей отпустил, полки свои собирал,
говорил он войскам своим: "Видите!
Храбрость ваша не знает покоя!
Она в постельке теплой не спит, не нежится!
В постельке не нежится на поле спешит,
чтобы крови горячей напитися!
А то видите на делах ваших сами,
когда в поле летите, чтоб с врагами биться,
чтоб побить сильнейших, прогнать их с него!"
И махнул рукой, на врагов послал,
и побили они врагов злых, рассеяли,
а потом царь Гонтарь всадника искал,
и нашел его на земле убитого,
а и тот шаблюку в руке сжимал,
а до сердца прижал перстень царский,
и за ним шел царь, за гробом его,
пешком, без шапки, почесть отдал,
и сказали люди про царя того:
"Скажут дети наши, что был царь наш
храбрый и сильный царь, да никто его
не мог в поле сбить, в битве сразить,
одолеть его, до конца знищити,
и любил он дела военные, храбрые,
поведки старые про битвы тяжкие,
где зурна зурится, руда рудится,
а где смерть смеется зубами щербатыми,
и друга в бою хранил, врага не миловал,
а за всех людей своих душой болел!"
И был царь Гонтарь в броне железной,
а на главе имел шлем серебряный,
очи горели его как звезды в ночи,
а была шаблюка его тяжелая,
что три вояки поднять не могли,
а была броня, что тысяча всадников
разом взявшись, подвинуть не могла.
На мизинце носил он перстень свой,
что силу давал ему за сто людей,
и дал его ему царь один, которого Гонтарь
от врагов отбил, из плена спас,
а царь тот был из Земли Дальней,
что у самого у рая простиралася,
да что дальше ее идти некуда.
И у края той Земли Дальней поля лежат,
а с одной стороны хлеборобы идут,
плугари плугарят, землю пашут,
а с другой - ангелы Божии идут,
целину святую вздымают синюю,
да хлеб-свят сеют, снопы вяжут,
да на ток Божий везут, молотят,
а зерно летит - души христианские,
зерно прорастает, то - дети малые,
а колосья стоят, по ветру клонятся,
а то - люди Божьи живут на свете ясном,
на свете ясном живут, Богу молятся!
И был у царя Гонтаря Молодого конь,
а звали его Буланым конем,
а на том коне царь Гонтарь воевал,
а на нем он за врагами скакал,
стада свои загонял, на воды гнал,
да по свету летел, искры сыплючи
из-под копыт его могучих,
а и конь Буланый тот царя слушался,
на свист сам шел, в седло влазил,
в узду сам морду вставлял, ржал весело,
ржал весело, копытом землю бил,
хвост трубой держал, гриву по ветру..."
И с т о ч н и к: Миролюбов Ю. П. Материала к истории крайне-западных славян / Собр. соч. Т. 17. Аахен, 1990. С. 111-114.
К о м м е н т а р и й
Фольклорная основа Поведки находится в рукописи Доберанского монастыря, не позднее XVII в. Это рассказ о богатыре-царе Гонтаре и его подвигах. Реалии подлинного времени утрачены, как и факты: против кого, где и когда воевал этот богатырь? Русская поведка начала ХХ в. это христианизированная и модернизированная версия, где действуют солдаты с ружьями, ангелы Божии на краю рая, сеющие и жнущие хлеб, люди Божии, молящиеся Богу. Гонтарь и Антырь двух сказов чрезвычайно близки. Они напоминают примитивных древних царей, чей образ жизни и действий весьма близок к простонародному. Их сближает одна общая черта, характерная для древних князей, - это защита своих людей от врагов. Соответственно подданные и слуги ближайшие отвечают им преданностью до смерти. Преданность ценится выше всего, как и честь и доблесть на поле брани. В описании двух всадников, сообщающих о нападении врагов, видно ведическое содержание: в Ведах два Асвина скачут, чтобы сообщить Индре-царю и богу, совершающему дневной путь по небу в золотой колеснице, о нападении асуров, духов тьмы. Их два, а не три, как и в греческой мифологии (Кастор и Поллукс). Описание Дальней земли, граничащей с раем, это отголосок идей, когда народы-кочевники покинули земли Средней Азии и устремились в степи юга России, где находилась райская земля, богатая молоком и медом. Там живут люди Божьи и их опекают ангелы. Не о такой ли стране мечтали праславяне и наконец получили, назвав ее Русколанью и Русью? Скорее всего, да! И эту страну надо было защищать от врагов, почему и нужны были Руси во все времена храбрые богатыри.

К главе 6


2. Захариха "Сказ про Карпат-гору да Кущобу".
“Оте старые травы, що берегут кости хоробрые вояковъ,
та ростут кругом, открывши шелопы1,
та меча ржавые и2 озброю старую2,
так оте травы - буркуны, лопухи высокие
знають, якъ собыралася сыла степовая великая,
на Волоха злого, на ворога старого,
3 на набежщика, налезича непорядного3.
И то Кущоба - Царь сказавъ, аще будетъ самъ вести хоробрыхъ.
И шли до не зо всего степу хоробрые вояки,
и тамо головы сложили бояни4.
Тожъ Волохи выдели, аще прийдеть новая сыла,
такъ пройдеть она за Дунай Сыний и обереть Межу5 да Дачину6,
и той сылы Волохъ не побореть.
И кажень день была тамъ7 вала велыкая7, и Волохи
не змагалыся звитязиться и могли только
8 за стены сховатись, а сядеться8,
и оттамъ-отудь борониться.
И тожъ скоро-скоро сыла Кущобская,
а сыла фрякова возменьшилася.
И тодижь позвали гонычи9 кветь весь ступовый9
10 до поля10, до сечи великойи.
Прийшла нова сыла Кущобская,
и Волохи погнала на Карпат-Гору,
Царя Волоська убыла и пройшла до Тыши11 и даль за Дунай.
Тажъ земля названа була Дячина,
бо тамо, дякы Богу, фряки, ловкы воякы,
нездарма головы поклалы.
Була там побида великая, и Волохи оттам-туда отбегалы,
яко овци одъ вовкивъ лютыхъ.
И забрала Фряга веньская усю землю съ Карпат-Горой,
и съ Дунаемъ Сынимъ, и выйшла
до земли, нежъ назвала Фрякою.
А колижъ война прява кончилася, прыйшла Гадяча12
та хотила такожъ Волоха здобувати.
Такъ стала Гадяча на Фряки нализаты та ихъ штовхаты.
Та була велыкая Сича, тай була-жъ Гадяча прогната.
Отожъ слава богам нашим и воякамъ хоробрымъ,
а кожному Роду, що воякивъ подавалъ
до поля сечевого, до славного!
И тыжъ Земле Дякова, велика еси,
а еси бо Русена-Земля нашая.
И життя въ тебе немаеть тыхого,
яко еси, Земле Сичы, а крове нашей,
и ворога, Волоха крове!
А полыта сытно кровамы до гирдла13,
А жажды немаешь ныне, а отожъ Русова Земле еси.
Хоронь-бо деревиемъ шелепы наши,
кости, мечи, а броню ржаву,
и то все якожъ останеся одъ хороброго.
Воны теклы со смехами на ворога,
а смерти не почитали за страхъ.
И тожъ веньска сыла була,
якъ до смерте былыся зъ надеею,
же бо боги то зрять и Русу мылують!
Незапомыньмо бо того николы,
а славу богамъ окажемо!"
Источник текста: "Факты". Нибро, N 7. С. 34 - 35.
Комментарий
В этом сказе повествуется об освобождении территорий Дакии и Трансильвании, а также северного берега Дуная до самого гирла (устья) от войск римлян. Хозяевами здешних мест называны "кущобцы", или бастарны, и фракийцы, жившие на территории современной Дунайской Болгарии, и еще даки, жившие в Дакии, т. е. в современной Румынии, а также "веньцы", или венеды, т. е. славяне, жившие в северных отрогах Карпатских гор. Речь идет о дако-римских войнах императора Траяна и о партизанской войне автохтонных народов. Дакам при этом помогал весь Степной союз Причерноморских степеней, среди которых было немало русов и антов. И тут пришли готы и стали нападать на Фрягу Вендскую, т. е. на юго-западных русов, но проиграли сражение и были вынуждены отступить.
1) шелопы, шелепы - шлемы; 2-2) озброю старую - доспехи, вооружение; 3-3) на набежщика, налезача непорядочного - агрессора, неприятеля; 4) бояни - певцы-воины; 5) Межа - граница Римской империи вдоль Дуная; 6) Дачина - Дакия; 7-7) вала великая - большая битва; 8-8) за стены сховатись, а сядеться - римляне прятались за городскими стенами; 9-9) кветь весь ступовый - цвет силы степной; 10-10) до поля - на битву; 11) Тыша - Тисса; 12) Гадяча - готы, от слова "гад", "гадость".

Назад История Руси. Источники: Тексты. I Далее

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены