История Руси. Глава 6. V Что же касается древней Сарматии, Великой Сарматии, то это был бурлящий котел разных народов, побуждаемых к постоянным перемещениям тем, что племена, вышедшие из Азии и потерявшие там землю, стали двигаться на запад и захватывать чужие земли и добро. А это означало, что в Северопричерноморских степях столетиями шла постоянная борьба за выживание и порабощение одних народов другими. Так, в степях от Волги до Дуная со II в. до н. э. до I в. н. э. включительно наблюдалось шесть волн переселенцев: сарматы, языги, роксоланы, аорсы, сираки и аланы. Все они - североиранцы. Первым толчком к переселению в Причерноморские степи в Сарматское время послужил очередной этнический взрыв на северо-западе Средней Азии. Здесь сакские племена дахов, обитавшие на восточном берегу Аральского моря, образовали народ парфян. Во главе этого народа встал Арсак, выходец с Дона. В 251 г. до н. э. они двинулись с места и повели борьбу за создание своего царства. Это движение охватило территорию нынешнего Туркменистана, Узбекистана и Казахстана. Парфяне вторглись в Иран и образовали свое государство во главе с династией Аршакидов (248 г. до н. э.). Это событие дало толчок движению других североиранских народов на запад. Эта многонародная волна докатилась до Дона, вылившись в сарматское вторжение в Кара-Саклан. Сарматы, как и парфяне, произвели своеобразную революцию в военном деле. Они создали тяжеловооруженную конницу. Всадники, защищенные чешуйчатой металлической броней и шлемами, были вооружены длинными прямыми мечами и четырехметровыми копьями, которые цепочками крепились к шее коня, чтобы при необходимости можно было вложить в удар всю его силу. Броней защищались не только всадники, но и лошади. Об этом писал малоазийский историк Флавий Арриан (ок. 95 - 175 гг.), служивший римским наместником в Каппадокии, в сочинении "Объезд Эвксинского понта" (124 г.). Помпоний Мела (43 г. н. э.) писал, что "население Сарматии по одежде и вооружению ближе всего подходит к парфянскому. Конный воин одним ударом своего длинного копья способен ранить и нанизать на свое копье несколько врагов". Об этом же писал Плутарх в своих сочинениях "Лукулл", "Помпей", "Красс". В античных источниках III - II вв. до н. э. сохранились описания "неранимых", т. е. рыцарей в доспехах, сражающихся на огромных, защищенных железом конях особой "нисейской породы", способных выдержать тяжесть брони и всадника. Лобовой удар сарматской конницы не могла выдержать тогда ни одна армия мира. Легкая кавалерия скифов, основным вооружением которых были лук со стрелами, дротики и короткие мечи, выдержать подобных атак не могла и была разгромлена. Не помогли и отважные угорские воины, сражавшиеся в первых рядах. В первой трети III в. до н. э. пала скифская цитадель в устье Дона: Елизаветинское городище. На рубеже III - II вв. до н. э. жизнь прекратилась в Каменском городище, бывшем скифской твердыней на Нижнем Днепре. Основная битва произошла в 179 г. до н. э. на Северском Донце. Сарматы, собравшиеся на левом берегу огромным полчищем во главе со своим князем Гаталом, переправились на правый берег и напали на войско скифов, построившихся в излюбленный боевой порядок - клин. Сарматы ударили по нему с обеих сторон сомкнутыми фалангами. Скифы не выдержали и побежали. Сарматы преследовали их, посекая нещадно. Так завершилась битва, похожая на Ледовое побоище 1242 г. Известно, что сарматское вооружение тогда превосходило скифское. Вооружение сарматов состояло из панцирей, покрытых пластинами из лошадиных копыт, хорошо защищавших от ударов мечей. Сарматы имели пики и прочные деревянные щиты, обтянутые кожей; общее вооружение довершали длинные копья, обоюдоострые мечи и луки со стрелами. Их воинственность не знала границ: перед битвой они клялись на мече и обещали своим богам пролить вражескую кровь и победить. Скифы были вооружены короткой кривой стальной саблей, они также носили стальной панцирь и щит. Скифы лучше сарматов владели луком. Седлом скифы не пользовались. Сарматы были ростом выше и сильнее физически. Словом, в Донецкой битве скифы были разгромлены и почти поголовно истреблены. Спаслись лишь немногие, а именно только те, кто бежал подальше в Крым или в северные леса, или на запад, в горы Дакии и Трансильвании, или за Дунай, в Мезию и Добруджу. Это была первая часть скифов. Скифский царь был вынужден просить мира у сарматов на их условиях. А Гатал с тех пор сделался царем Великой Сарматии от Дуная до Волги. Об этом нам рассказал греческий историк Полибий, сын Ликорта (205-123 гг. до н. э.). Государство сарматов просуществовало с 179 г. до н. э. примерно до 370 г., когда оно пало под ударами готов и гуннов. Сарматы преследовали скифов по всей Скифии и гнали их до западных пределов страны. Археологические раскопки показывают, что Милоградская археологическая культура Среднего Поднепровья погибла во II в. до н. э. Сохранились явные следы нашествия и пожарищ. А возникшая на ее месте Зарубинецкая археологическая культура представляла собой значительный регресс, хотя и была на этот раз чисто славянской. Мелкие поселения (деревни) заменили собой города и городища, охота и рыболовство стали главными занятиями населения вместо земледелия и скотоводства. Разгромленные сарматами племена отступили к Карпатам, где проживали венеды и карпы. Все материальные богатства скифов достались сарматам. Сарматы оставили скифам степной Крым. Там-то скифы и основали свое царство со столицей Неаполем Скифским. Это была вторая часть скифов. Латинские авторы начала новой эры упоминают многочисленные города Скифского царства, а именно: Тафру на Перекопском перешейке, Навару, Каркену, Огоркианы, Харакены, Ассираны, Стактары, Акисамиты, Калиороды, Хаб. Самым богатым и цветущим городом была, конечно, столица Крыма - Неаполь. Скифское царство тогда процветало и поддерживало связи с Афинами, Египтом, Пергамом, Родосом, Синопом. А у тавров на южном берегу Крыма был город Плакея. Археологические раскопки на север от нынешнего Симферополя установили существование некогда сильной скифской крепости. Археолог академик П. Н. Шульц писал: "Неаполь Скифский был огражден оборонительной стеной в III в. до н. э. Она была сложена из крупных необработанных камней на глиняном растворе. Ширина ее первоначально доходила до 2,5 м. Позднее стену расширяли и укрепляли постройкой новых панцирных поясов. Общая ширина стен достигает 8,5 м, а в некоторых местах доходит до 12,4 м. Таких мощных стен не было ни в одном древнем городе Северного Причерноморья - ни в Ольвии, ни в Пантикапее, ни в Херсонесе". Археологам удалось найти вне стен города мавзолей правителей Скифского царства. В самой древней и богатой гробнице был похоронен царь Скилур, основатель тавро-скифской державы. Это был мудрый царь, который учил своих сыновей сохранять единство державы. Он показал им наглядно на примере прутиков, как легко переломать отдельные прутики, но связанные в пучок они составляют единство, которое не так легко переломить. В склепах знати были найдены изумительные настенные росписи, много золотых и серебряных вещей, украшения и оружие, ювелирные изделия греков, что свидетельствует о том, что крымские скифы испытывали влияние греческой культуры, которую сарматы признавать отказывались. Среди высокохудожественных росписей встречаются изображения бородатых скифов в высоких шапках и мягких сапогах, одетых в широкополые кафтаны с откидными рукавами, типа русских народных кафтанов. Есть изображение скифа, играющего на лире. П. Н. Шульц указывает, что на одной из стен склепа "мы видим скифа, выезжающего на охоту. Он сидит на статном тонконогом коне, напоминающем арабского скакуна, а в правой руке держит повод, в левой - копье. На голове у него остроконечная шапка. А перед ним две собаки - красная и черная; с яростью и вместе с тем со страхом набрасываются они на дикого ощетинившегося кабана" . Охота была привилегией скифской знати. Крымские скифы занимались земледелием, в том числе садоводством, животноводством и коневодством, торговали с греками и римлянами, вывозили зерно и рыбу, ввозили оливковое масло и вино. Они занимались традиционной скифской лепной керамикой и изготовлением посуды на гончарном круге, а также ювелирным искусством и оружейным делом. Это была высокая скифо-сарматская цивилизация, погибшая в IV в. н. э. Неаполь Скифский был разрушен и сожжен гуннами, а оставшиеся в живых жители ушли на Южный берег Крыма. Назад История Руси. Глава 6. V Далее |