Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left Главная arrow Интервью и воспоминания arrow История Руси Источники: Тексты V
   
Поиск
Главное меню

История Руси Источники: Тексты V Версия для печати

История Руси Источники: Тексты V

К главе 12


8. Захариха. “Сказ про царя Просаду”.
“Отожъ давнымъ-давно жилъ царь Просада,
а про него еще помнять люди,
какъ былъ онъ добрымъ и заботливымъ,
там людямъ жилось при немъ счастливо.
Жили Шуры-Пращуры просто, скотъ гоняли,
кислымъ молокомъ кормились, творогомъ,
а коли мясо было, такъ съ охоты,
и кажного зверя въ степу много было,
дикой козы, быковъ, сагайдаковъ,
и дрофы со стрепетомъ было много.
Съ утра шли молодые на охоту,
а дети искали траву, калачики,
щавель дикий, петровы батоги,
катрана, рогозъ-корень брали,
часнык дикий рвали,
да до воза несли, а мать борщъ варила.
И самъ Царь тоже на возу былъ,
съ людьми говорилъ, споры слухал,
а то соберетъ певцовъ, песни слухаетъ,
про стару старовину давнюю.
И рядомъ горыть костеръ большой,
а на немъ Царица варево варить ему,
и тоже песни послухаеть, варючи,
и тожъ вздохнет, коли беду Руську слышить.
И говорить разъ Царь такъ людямъ:
слухать будемо!"ý"А нехай все идуть, вмест
до Царева воза,ýИ пришли люди вс
те песни старыя слухали.ýи вс
И заспевалъ такъ одинъ старый певча:
"Отожъ Русы не сами изъ земли вышли,
не сами якось взялись въ степу!
И пришли Русы на полудень здалека,
а Три Браты ихъ привели въ степи наши,
Три Браты были Царевичамиýи т
Старшего звали Русъ-Братъ,
среднего звали Лехъ-Братъ,
а третяго звали Кривачъ-Братъ.
Отъ Руса-Брата пошелъ Орай-Отецъ,
а одъ него Кий, Щекъ, Хорват, и Сестра Лебыдь.
Отожъ забралъ Лехъ-Братъ людей своихъ,
а погналъ скотину на заходъ Сонця,
и не стало ихъ, а другие думали,
что нащли они места добрыя, и поля,
и остались тамъ на житье счастливое.
Забралъ тогда Кривачъ-Братъ людей
И пошелъ следом, и скотину погналъ.
Тутъ померъ Орай-Отецъ, и стали люди
Брату-Русу говорить, что имъ тожъ пора
уходить за другими и что на Дону страшно
коли других Братьевъ нетъ,
и что некому будетъ и помоги дать.
Собралъ Русъ людей и тожъ повелъ ихъ,
да в пути захворалъ и помер.
Сталъ надъ всеми Кий-Князь старшимъ
и повелъ онъ роды свои по степамъ,
и четырнадцать годовъ водилъ
пока Дунаю-реки достался.
Тамъ Князь-Кий приказалъ поставить таможи,
а то знаки были, высеченные въ камне,
а то знакъ следъ ноги княжей,
а нога та была десять кратъ большая,
а Сонце было при ней, и Трезубъ Княжей,
Сварога - Царя Ойразова, и написъ.
И поставили городъ на Дунаю - Киевець,
а тамъ жилъ Князь с Братьями и Сестрой,
скоро виделъ, якъ небезпечна жизня тамъ,
бо спереду Волошина, а сбоку Годячина,
а позаду еще и Гунячина злая,
Угрощина кочевая, и Збродня разная.
Оставилъ Кий-Князь Тышу-Реку съ людьми,
пошелъ на Карпатъ-Гору высокую,
и тамъ еще пять годовъ жилъ.
После решалъ, яко великую реку надо,
а велъ людей на Днепръ, через Землю Ярусланову
да черезъ Землю Великосунову,
и такъ до Роси-Речки, на Днепре,
до Княжгорода славного.
Тамъ Поляны заставилися, тамъ седали,
тамъ Руска Земля Киевска ставалася.
Отамъ Князь Кий поставилъ нови таможи,
одъ Ингульця до Киева-города,
и одъ Горыни-Реки до Дреговы,
а отамъ-тудь до Донця-Реки,
и одъ Донца-Реки до самого Дону Верхняго,
а оттудъ до Балагари на Вологе,
и то Княжество Руськое стало великое,
и Доньская Земля Руськая Радимськая
стала Землею Северовою Руською,
а на полдень Годячина была,
и ту Годячину Кияне до Земли своей не пускали,
а коли лезла, то били ее,
и Князь Кий приказалъ съ ними не мириться,
и николи не договоряться съ ними,
бо Годяци - обманщики великие,
и хитрощами богатые, и злобою,
и верить имъ можно только,
коли голова шаблею сбита.
Оттоди вжежъ Годяка не встанетъ,
и слова не рекнетъ, и покою дасть.
И пришелъ къ нему въ гости Великосунъ-Царь
съ людьми своими конными и такъ сказалъ:
"Знаешь, Княже Кие, якъ степы целые решали?
Поймали мои люди Ромовъ въ степу,
а те Ромы выведывали, где реки, где броды,
и признались, когда ихъ заставили,
ащо Ромы с Ромеями придуть на земли наши,
людей побьють, скотину вымутъ, а буде потомъ
вся Земля наша Римская та Ромейская.
И то знаешь, якъ людьми правлю,
а войну и миръ они сами решають,
такъ порешили они войну "на Межу" делать.
А будешь ли съ нами, съ "языками" своими всеми?"
И Кий-Князь отвечалъ: "Ще раньше васъ с Ромами бився!
Дакъ якъ же буду теперь одинъ сидеть?
Пойду съ вами, передъ Сонцемъ кажу!"
И далъ розказъ, абыжъ до войны правились.
Была война та жестока, и много Борусовъ попадало,
и много Киеванъ побито было,
а и Ромамъ съ Ромеями тяжко было,
и одрекалися они Земель наших.
А наполночь оттамъ-тудъ жили другие Русы,
онижъ ниоткудъ не приходили,
и те Русы - Сивера Велика были,
и Борусами звалися, и Венцями,
а венци брады носили, и шапки боброви.
И отежъ Русы-Венци пришли, а такъ сказали:
"Даймо и вамъ помогу на Ромы съ Ромеями,
бо знаймо, такожъ они хотять до насъ лезти,
и наши Земли брати, а людей до полону гнати!
И знаймо такожъ, бо много нашихъ въ Ромахъ,
якихъ на торгу Ромы споили да хитили".
И поведали такъ Русы-Сивера,
и послали много воякъ да припаса всякого,
до Карпатъ-Горы ставилися,
и оттамъ-тудъ шли съ Васыльками, Хорпами,
и до Дунаю широкого доставалися.
И шла война та не годъ и не два,
и шла война та уже триста годовъ долгихъ.
И люди "на Межи" до Русовъ давалися,
и съ Русами-Сиверой, абожъ Борусами, до Панщины доставалися,
а оттамъ-тудъ до Тыши, до старого Киевця,
а тамъ вжежъ сидела Годячина злая,
и Русамъ дале дороги не давала.
И то Годячина была съ Ромами,
а то была противъ Ромовъ зъ Ромеями.
Такъ тожъ Князь Кий приказувалъ,
абы Годячины не торкалися,
а коли она хочетъ Ромовъ бити,
такъ нехай бье, якъ хоче,
а Русы божъ то той войны
Годяцькой не торкаються ровно-жъ,
а коли Русы идуть абы Годячина не шла,
а будуть Русы-Кияне битись зъ Ромами,
такъ то будеть война Руськая,
а не Годяцькая николи война будеть.
Такъ Годячина весь часъ была одна,
а Русина была тоже одна,
и такъ долго-долго воевали Пращуры,
и много добра зъ Ромовъ брали,
и шли домой, коли хотели”.
Источник текста: Штепа В. // "Факты". Нибро, 2000. N 9. С. 33 - 36.

К главе 12


9. Захариха. "Три браты, князья Кий, Щекъ, Хоривъ, сестра их Лебыдь и Мораванъ с Одинацъ-княземъ. Сказ”.
“Отожъ, коли въ старые часы времени
не было Русамъ покою на Дону-Реце,
такъ поднялися Браты-Князья и Сестра ихъ Лыбедь,
та шли они на закатъ Сонця, до Дунаю,
бо вси, кто одешли, назадъ не пришли.
Собиралися Браты передъ темъ на раду,
а такъ радилися, и Кий первый сказалъ:
"Видимо, якъ на Дону жити не можно.
Та пойдемо светъ-за очи, а може и намъ
подарится найти Землю тихую, а можность
жити тихо, хлеба дбатися, та скотины,
а тутъ вжежъ видно, якъ больше людей падаетъ
нежъ нарождаеться, и конца-краю не видно.
И одгонимо одного ворога, другий идеть!
И мы вжежъ, по сечахъ великихъ, зморимося,
а вони еще свежими приходють.
И стари люди поведають такожъ:
"Прыйшли мы изъ Ябулакы, и абалакы принесли,
посадили мы абалаки-ябалаки,
а кто-ся другий есть будеть!
От тожъ балачка наша така, жежъ надо идти!
Може, Богъ поможе, а въ другому краю
Еще виногрозю посадмимо, и ябулакы поедимо!
Такожъ, пойдемо, Брати, лепшего глядати!"
Догодилися Браты розказъ людямъ дали,
абы все собиралися, коей жить хотять,
въ далеку землю стягуватися, идти
до Дунаю-Реки, игде люди Словенские
на берегу живуть, землю рають, хлебъ едять.
Поплакали бабы, стари люди, кому вмирать треба,
та за тую Землю родную держуться,
позбирали добро свое, поклали на возы,
и пошли за Братами-Князьями на закатъ Сонця.
И тожъ долго, долго шли степами дикими,
и тожъ много, много терпели отъ людей хыжихъ.
Шли они такъ: возы въ два ряды справа,
и въ два ряды слева. По бокамъ шли комоняги,
спереди Братья-Князья съ дружинами,
а позаду такожъ дружина ратная.
Въ середке между возами шли пешие, кто хотелъ,
А кому на возу не сиделось, либо зморился,
и хотелъ ноги размять, либо надоедало.
Такъ шли до вечера, до какой-ся воды,
у воды ставали, скотину поили, сами пили,
траву сухую сбирали, кущи рубили,
вечерю варили, для всехъ людей.
Возы на ночь ставили въ Коло-Шамашу,
абы вороги не могли забраться,
скотину же ставили у берега, абы траву ела,
и пила воды, сколько хотела,
а кругомъ возами загорожали,
абы ворогъ не подлезъ, не угналъ.
Въ степу же, на полгона, разставляли сторожу,
И все кругомъ, коломъ, абы ворогъ не пролезь.
А у берега огонь держали всю ночь,
и при огне - Огничий, Баба-Коструня,
абы огня не стратить, не дасти ему вмерти
До речки на ночь ставили сетки съ берега до другого.
Утромъ, на зорьке, вытягивали сетки.
Рыбу брали, варили, пекли, на снеданье,
готовили варево для всех людей,
и знову, как Братья-Князья сказали,
шли на закат Сонця, темъ смеромъ, якъ треба,
и въ обедъ только на годину ставилися.
Давно вжежъ Оря-Отца на свете не было,
померъ бо оню еще за часы Ябулаку,
коли жъ Русы до Дону шли попервахъ
И тожъ, пока Князь Кий живой быль,
такъ Русы побалакли: "По Кию - покий имемо!"
И правда, война, миръ, хвороба, моръ, -
Князь Кий везде есть первый, людямъ помагаеть,
и люди ничего не бояться, а ни смерти лютой.
И что имъ смерть была, коли знали,
якъ на тотъ светъ прибудуть, такъ Роды увидять
у всехъ, кто до того померъ, отца, мать, братовъ
и тамъ такожъ живуть люде, якъ на земле,
поле ряють, просо сеють, меды пьють,
и хоть оттамъ-тудь назадъ не приходють,
а вена винить не дбаються на земле,
И тожъ свое вено имуть сынее в неби,
и тамъ имъ Перунъ зъ Велесомъ памагаеть,
и самъ Сварогъ прийдеть подывыться.
Такъ варили Пращуры наши, а такъ жили.
И тей кратъ, въ степахъ верили такожъ,
и за Киемъ-Княземъ шли безперестану.
А колижъ въ степу людей бачили,
такъ комоняги скакалы, меча вытягалы,
зорко дывылися, до боя приправылыся,
николи жъ вороги незбройными не застали,
и вотъ, шли Пращуры-Русы по степу,
и возы могли идти, потому что комоняги
спереди топтали траву, прибивали ее,
а если бы возы пошли вперед, такъ не смогли бы
ни долго идти, ни пробиться впередъ,
бо трава на колеса наматывалась,
и после ее серпом нельзя было срезать.
Не разъ и не два вороги спереди становились,
хотели грабувать Русовъ, побить ихъ,
только комоняги ихъ всехъ разгоняли.
И пуще былъ страшенъ Князь Кий,
який летелъ вихоремъ на нихъ,
и шаблею долгою сбивалъ головы якъ капусту,
и съ нимъ Браты его, и дружина хоробрая.
вороги, видя то, не решались на Русовъ кинуться, побить ихъ.ýОтакж
И дошли Русы до Гнилого Болота,
а тамъ - ни травы доброй, ни воды питной,
и скотина ревела безъ воды,
такъ Кий-Князь сказала поить ее потроху
изь боченковъ, что люди для себя везли.
И никто не противился, когда Князь Кий
приказывалъ просомъ кормить скотину.
Люди же оставались безъ корму, безъ хлеба.
Отакъ утерпели люди много отъ дороги той,
и много по путяхъ померло отъ хвори,
и отъ недостачи всякой, а отъ жажды.
И такъ пришли Русы до ставров.
Отожъ Князь Кий комонныхъ послалъ
до Князя ихнего, до Ставорьского.
Повернулись гонцы, а сказали,
якъ Ставри сами голодовеють,
такъ не можутъ даты ни проса, ни хлеба.
А даютъ только соли и воды, сколько хочешь,
а такожъ дають капусты кочанной.
И послалъ Князь Кий до Новагорода ихнего
людей, абы тамъ купили ежи всякой.
И привезли люди трохи проса да гречки,
а хлеба не было, бо Греки весь похватали.
Отожъ Князь Кий съ Щекомъ решили,
и Хоривъ соглашался съ ними,
идти дальше до Днепры-Реки великой.
Тамъ можно было заставиться и одпочинуть.
Много им было страданий на долю,
но то были люди крепкие, и они знали,
зачемъ шли издалека до этихъ степей.
На берегу Днепра стали они в страхе,
бо еще нигде такой реки не видели.
А тожъ Князь Кий нашелъ способъ и тутъ,
приказалъ деревья на берегу рубить,
лодь большую делать, и людей возить
и скоро были все на другомъ берегу.
Такъ шли Пращуры наши, Русы, до Дунаю,
и такъ до него дошли, да не могли
на берегу жить бо много было
вороговъ у нихъ тамъ,
и все время имъ мешали вороги.
И тогда шелъ Князь Кий съ Братами до Тыши-Реки,
и тамъ Русы Киевецъ ставили,
Киевець-Градъ-Дунаевець сильный,
но и тамъ отъ Волоха не могли жить,
отъ Волоха спереди, и отъ ворогов сзади.
И отошли Браты оттамъ-тадь до Днепра, назадъ.
А Мораванъ-Князь шелъ съ Родама своима
еще дальше на закатъ Сонця и посчезъ.
А Русы шли до Днепра и до Киева
теперешнього, который по сказу Князя поставили они.
И оттамъ-тадь и вся Руська Земля встала,
Земля Руськая, Киевская,
богатая и славная, на Славути-Днипру,
и отожъ не умреть николи слава Князю,
Слава Кию - Князю Руському вовеки!”
Источник текста: Штепа В. // "Факты". Нибро, 2000. N 9. С. 25-28.

Назад История Руси. Источники: Тексты. V Далее

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены