НОВАЯ КНИГА О БОЛГАРСКОМ БОГОМИЛЬСТВЕ И ЕГО МЕЖДУНАРОДНОМ ЗНАЧЕНИИ. «Бугирите. Книга о попе Богомиле и его последователях» [1] — научно-популярный труд Борислава Примова, известного болгарского историка, автора двух десятков интересных исследований, посвященных происхождению и развитию богомильского учения, связям богомильства с дуалистическими ересями Западной Европы, значению Первого и Второго Болгарского царств в истории европейских народов. Новая книга Примова это, прежде всего, плод научных разысканий, творческого анализа и обобщений, цель которых — показать широкому читателю предреформационные истоки учения попа Богомила и его многочисленных последователей в других странах. Книга построена не в обычной академической или описательной манере. Открывается она главой «Их называли бугарами», в которой на основе французских, фландрских, испанских, итальянских и немецких источников рассказывается о широком распространении в Западной Европе в XIII в. ереси «бугар», или «булгар». Кто были эти «бугари», что так самоотверженно жертвовали жизнью за свои убеждения? Ответ на этот вопрос ученый дает во второй главе — «Еретическая вера». В ней рассказывается о происхождении дуалистического учения болгарских богомилов, причем используются немногие сохранившиеся подлинные источники — сочинения как самих богомилов, так и их обличителей. В третьей главе — «Зарождение ереси и ее основатель»— Б. Примов увлекательно повествует о трудной эпохе царя Петра, о войнах, феодальных распрях, обнищании народа, о первых болгарских вольнодумцах, еретиках-дуалистах, появившихся на территории Болгарии в первой половине X в. Используя «Беседу» Козмы Пресвитера как исторический источник, болгарской ученый популярно и подробно пересказывает основные воззрения легендарного попа Богомила и его последователей, показывает своеобразие и оригинальность нового учения по сравнению с павликианством (умеренный дуализм, близость к христианству, вера в торжество добра, резкая социальная направленность). Почему же именно Болгария явилась колыбелью антифеодального еретического движения в Европе?—так ставит вопрос Б. Примов. Ответ на него дается в четвертой главе — «Знание и ересь». Автор подробно рассматривает роль Кирилла и Мефодия в деле упорядочения славянской азбуки, в деле просвещения новообращенных славянских народов на родном языке. В эпоху средневековья, когда формировались народности стран Европы и их языки, официальным языком на Востоке оставался греческий, на Западе — латинский. Они не всегда были понятны широким народным массам. Господствующее положение занимала официальная, так называемая «трехязыч- ная» доктрина, согласно которой богослужение могло совершаться только на одном из трех священных языков — еврейском, греческом или римском. Кирилл и Мефодий первые нанесли удар по этой доктрине. Болгария, Моравия и Русь становятся первыми в Европе центрами как официальной, так и неофициальной письменности на родном языке. Народ Болгарии, понимая богослужение и проповеди, стал относиться к священному писанию критически, что дало возможность лучшим его представителям выработать новое учение о вере и жизни — богомильство. Таким путем, по мнению Б. Примова, сформировалась основа богомильской идеологии. С помощью этой весьма интересной и смелой гипотезы ученый пытается восполнить недостаток фактических данных о генезисе богомильской доктрины. «Ересь шествует по миру» — так называется пятая глава книги, в которой сообщаются исторически достоверные факты и догадки исследователя о распространении богомильства в Малой Азии, Сербии, Боснии, Хорватии, Далмации, Киевской Руси. Шестая глава посвящена «Богомильскому искусству» — изображениям на богомильских надгробиях в Боснии. В седьмой главе — «Общий еретический фронт» — рассматривается типологическая общность ряда катарских и альбигойских еретических организаций с богомильством, этой религиозной ОГІ- позицией феодализму. В последней, восьмой главе — «Далекая заря реформации» — делается попытка, впрочем несколько натянутая, поставить богомильство и родственные ему западноевропейские течения в связь с нарождавшейся в XIV—XV вв. реформацией. Приятное впечатление производят иллюстрации в книге: 3 карты и 34 фотографии. Весьма полная библиография специальных научных работ по богомильству и подстрочные примечания свидетельствуют о большой эрудиции автора и свободном владении громадным и разнообразным материалом. Книга содержит резюме на русском, французском и английском языках, а также списки иллюстраций и сокращений. Всем, кто захочет познакомиться с историей богомильства на широком фоне Европейской средневекой истории, труд Б. Примова будет полезен. Ю. К. Бегунов [1] Б. Примов. Бугрите. Книга за поп Богомил и неговите последователи. Библиотека «Бележити българи», кн.. 7. Издателсгво на Отечественна фронт. София, 1970, 384 стр. |