| 
				  История Руси. Глава 12. VII Поход полян во главе с князем Кием на Константинополь, вероятно,  состоялся в 431-432 гг. и был успешным. В нем также принимали участие и  гунны во главе с каном Ругилой (или Руа). Об этом свидетельствует  Никоновская летопись.   В том же походе предположительно участвовал брат князя Кия князь  Щек. Об этом кратко сообщает сказочная повесть о князе Щеке и княгине  Вексе: "под стенами цареградскими дочь его (т. е. князя Ростовского  Одноуса. - Ю. Б.) Векса с супругом своим князем Щеком билась с греками  плечо о плечо".    На второй день после начала осады Константинополя русы и гунны  потребовали от императора Феодосия II выкуп и получили его. Он равнялся  700 фунтов золота, после чего русы отправились к себе домой с триумфом,  распевая победные песни.   Когда после смерти Ругилы (434 г.) в гуннской орде воцарились его  племянники Бледа и Аттила, русы решили заключить с ними союз и принять  участие в походах на Балканы и в Европу.   "И строй наш крыльями на две стороны раскинулся, - пишет автор  "Велесовой книги". - И Аттилы воины в середине. И был он главой ясуней,  а по плечам воевали славяне, которые не жалели в сече голов своих и не  берегли их в те дни".    В одном из сказов, записанных Ю. П. Миролюбовым, говорится, что   "...Руса Степовая та Руса Борусая,   ажъ Киянская Руса не ходили:   не знали они еще, якый Отила тый,   и чи слово свое держить, а чи не держить,   и великая та добыча, а лежъ ли невеликая,   ащежъ съ тою Ромою делають Гуняци,   а чи не покоряеться она, а небожь нетъ".    В то же время князь Кий занимался благоустройством своей державы. В  Киеве он посадил наместником своего сына Лебедяна-Славера. "В  "Велесовой книге" о нем говорится следующее: "Лебедянь же сидел у града  Киева близ горы. И был он разумен, и правил от храма , и на торжищах и  площадях работающий люд судил согласно Чину Матери”, т. е. в согласии с  законами Веды, данными Матерью Сва.   Сам князь Кий пошел на север, на болгар, живших между Доном и  Волгой и далее на Каме-реке. Об этом походе так рассказывает Никоновская  летопись: "Кий таже на Волжска и Камска болгары ходив и победи ú,  возвратився приде в свой град Киев".    А камские болгары с ним не бились, а сдались на милость победителя.  "И те земли и воды забрал род его, и слава о нем пошла во все стороны".     Потом князь Кий взял Воронженц-град, где присоединил к своему  войску воинов-полян, временно взятых у него Аттилою. А после  "Голунь-град русский отобрал, уйдя из Донских земель. Так отобрал свой  край, и русичи там осели". В то же время, как пишет "Велесова книга",  "начал он с готами биться и силой людей тех изгнал прочь" . Речь идет о  тех готах, которые жили между Северским Донцом и Доном и не принимали  участия в походах Аттилы на Балканы и в Европу. Одновременно князю Кию  пришлось сражаться и с гуннами, которые не участвовали в походах Аттилы и  не вступили в союз с русами. Народный сказ, записанный Ю. П.  Миролюбовым, как нельзя лучше передает дух происходивших тогда событий:   "Ой, щомъ то земля гудить?   Ой, щомъ буй-туры скакають?   А то Годяка отъ Гунячины тiкаеть!   А то бiда на Земь Руськую налягаеть!   А тожъ бачивъ князь Кiй, а сказавъ:   , а жгите траву ту,ý"А запалюйте степы т   ста не было,ý мý, ни ГунячинýАбы ни Годячин   ла!"ýАбы земля подъ ними обома гор   То же поведает кобзарь Олекса:   "Ой, якъ баче князь Кiй,   що тiка Годяча,   а за нею шиленая,   пiдлата Гуняча!   Налитiла на Русiю,   Старихъ, малихъ вбила,   а молодчихъ, середулчихъ   в тугу полонила!"    По его словам, князь Кий даже приказал зажечь степи. После этого в  течение трех дней шла битва - сеча великая, гунны предложили мир. Русы  его приняли. После был заключен и союз.   Сказы, записанные Ю. П. Миролюбовым, полны сообщений о войнах князя  Кия с врагами. Так на основании одного из них Ю. П. Миролюбов  рассказывает, что князь Кий получил от сторожи весть о том, что на нас  идут три когорты римлян. Они перешли Дунай, миновали Траяновы валы и  двинулись на Киев через землю тиверцев. По дороге они ловили отдельных  русов, брали их в плен и отсылали в качестве рабов за Дунай. Вскоре  князь Кий узнал, что это не римляне, а ромеи, т. е. греки, и среди них  есть "железные люди", т. е. воины-гоплиты в броне. Князь срочно собрал  три конные рати и выступил на-встречу. Одновременно он послал в Степной  союз за подмогой. Противники встретились за Южным Бугом. Битва произошла  севернее отрогов Карпат, которые ромеи обошли с левой стороны. Племя  карпов уже вступило в бой. Удар был таким быстрым и неожиданным, что  ромеи растерялись. А когда подошли основные силы князя Кия, то легионеры  были уже разбиты и Кию осталось только взять их в плен. Вскоре  византийский император Феодосий II прислал послов, предлагая мир. Кий  согласился обменять пленных и взять дань. На обратном пути он встретил  войско Степного союза и поделился с ним добычей.   Так при князе Кие в горниле войн сложилось Единое Государство  Великой Руси Днепровской, Донской и Волжской от Синего Дуная до матушки  Волги. О нем в "Велесовой книге" говорится как об одном государстве,  единой земле: "И это есть Земля Волжская и Ра-река ее кругом обтекает. И  это земля отцов наших. И ее мы сохранили в целости и уберегли ее. И ту  землю мы увлажнили кровью-рудой, и потому она будет нашей вовеки. И  воеводы наши ранили сердца и кровь истекала на землю, и это русская  кровь. И это земля, которую мы забрали. И видим мы это указание в наши  дни, и должны мы идти в те степи, дабы их оберегать. Это земля наша и  вовеки будет Русью. И хранил нас Перун стрелами своими. И была сила нам  дана. И мы побеждали врагов. И было так целый век".    В "Сказе про царя Просаду" Захарихи границы Киевского княжества очерчены следующим образом:   "Там Поляны заставилися, тамъ седали,   тамъ Руска Земля Киевска ставалася.   Отамъ Князь Кий поставил нови таможи,   одъ Ингульця до Киева-города,   и одъ Горыни-Реки до Дреговы,   а отамъ-тудь до Донця-Реки,   и и одъ Донця-Реки до самого Дону Верхнего,   а оттудъ до Балагари на Вологе,   и то Княжество Руськое стало великое,   и Доньская Земля Русьская Радимьская   стала Землею Северовою Руською".    Это молодое Русское государство надо было защищать от врагов в  Лютое время. И защищать его должен был сам вооруженный народ во главе с  Киевичами. А когда их не стало, наступили худые времена. Тогда прежнее  единство распалось, и в княжеских усобицах сокращалась жизнь Дажьбожьих  внуков.   При князе же Кие в Киевской земле возникла идея Славянского  единства, смысл которой в том, что все славяне - русы, чехи, хорваты,  карпы, мораване - кровные братья и они должны жить в одной стране, в  одном государстве, с одними князьями. А великокняжеская власть у нас  одна, она возвышается над всеми и является прообразом царской власти.  При князе Кие возникло и номинально существовало одно общеславянское  неразделенное государство от Лабы и Влтавы до Днепра и Волги, возможно,  в него входили Паннония и Польша, где на берегах Одры князь Одоакр  основал свое княжество. Среди брать-ев-арийцев, потомков Оря, уже  возникла идея соединенных цивилизации и государственности на  родо-племенном принципе и с ведичеством во главе. Любопытна судьба  Северского княжества со столицей г. Лебедянь, основанного сестрой Кия  княгиней Лыбедь. Ему посвящен "Сказ про Лыбедю Русскую" Захарихи.  Приведем из него первые строки:   "За часы, колижъ еще князь Кий на Дону широкомъ былъ,   була на полуночь оттам - туда Земля Руська,    а та Земля Лыбедя прозываласся, бо сестре Лыбеди    со всеми стадами и людями належала.   И було много Русов там, Вяты да Сиверы" , т. е. русов с вятичами и  северянами, а еще были кельтские народы из Ирландии, Шотландии и Англии,  которые спасались в Русской земле от геноцида римлян; последние при  императоре Октавиане Августе окончательно завоевали Британские острова.   В "Сказе" Захарихи рассказывается о благословенной земле и ее жителях - дальних народах, гостях Руси:   "а по рекамъ було много рыбы и птицы,   а еще больше було гусей, утокъ да лебедей.   И те люди жили, якъ козаки, и всегды   были до войны готовы, абы знакъ дали.   Они хлеба сеяли, скотину водили,   и Кельча межъ ними скотъ гоняла,   и колижъ зима на полдень подавалася,   а весной до плуночи и до Сиверы.   Жили Русы въ мире съ Кельчей тою,   а была Кельча рудою та билою,   а Русы были русыми вси въ часъ той.   На Лыбеди Русы съ собаками были,   и не могли безъ нихъ быти, бо же коли вороги   въ ночи воровали, такъ собаки чули!   А вороговъ было много, и кажень хотелъ   до себе стада завернути и такъ корыстаться.   И была такожъ Кельча, племены такые,   ажъ была сыта войною той, а не хотела идти   за Царями своими, такъ до Руссы далася,   и съ ними жила мирно да почестно.   Та Кельча съ нами такъ и засталася,   и до конца Русью стала, та свое понехала.   А была Кельча къ гнилочному видению сильная,   и могла прутями воду находити,   и криницу въ степу безводному,   и могли сказати, ащебъ война будеть,   а съ якового краю ворог прийдеть.   Знала Кельча и травы до ежи, и леки,   абы хоробу проганяти недужную.   Кельча хвалила Коньскую голову,   а поведала, ащебъ тая голова сказала,   а то будеть зима тяжкая, небожъ сушина   въ лете, и нищо не выростеть на поли.   Руса того слухала, а часто Кельча   правду предвидела, и Руса знала,   жебто лепей Кельску бабу спросити,   нежъ самимъ загады решати.   И колижъ часъ трезны деляти,   Руса была у Кельчи, а Кельча   приходила до Руссы, налево садилась,   ела, пила меды крепкие,   а дякала, на конь садилася,   а до степу, хоть въ ночи скакала.   Не могла бо она свои коловозы нехати,   ащебо ворогу много было въ степу.   И Князи-Русы, и Кельчи вместе были,   вместе воевали, вместе пировали.   Едино, якъ поведовала, воры были на скотину.   Подбирались до Угры, въ червоное одягнути,   на добрых коняхъ баськихъ прискакивали,   а скотина ревела, да за ними бежала!   И покуда Угря видела, на конь седала,   Кельча уже далеко была на полдень!   И покуду Угря видела, на конь седала,   Кельча уже далеко была на полдень!   Догоняють тако до Данаисъ-Граду скотину,   а тамо Грецъ ждетъ, гроши платить,   скотину на лоди сажаеть,   и вжежъ поплывала она до Греця!   А Ире, Скоча, небожъ Кельча другую дорогой   до дому едет, спеваеть весело!   И такожъ обратоваться могла   Кельча та, абы ворогъ не хителъ до рукъ.   Падаеть до земли, биеться тричи,   тай бежить сагайдакомъ вольным далее.   И не можеть ее найти ворогъ въ степу.   Видел, была тутъ Кельча, а не маеть вжежъ.   А въ неби соколы стаей летять,   та тожъ Иря летить! Та тожъ - Кельча!   А пойди, поймай ее у неби ясномъ.   Такъ було у степахъ нашихъ, и долго,   и такъ скоро до последняго часу було,   и такъ оставалося, а потом Кельча ушла,   неведомо камъ, и скоро збылаяся,   а та, щебожъ оставалась, Русою стала".   Назад История Руси. Глава 12. VII Далее 			 |