История Руси. Глава 12. VI 2. Пройдя этот порог, они достигают другого порога, называемого по-русски "Улворси", а по-славянски "Островунипраг", что значит "Остров порога". И этот порог подобен первому, тяжел и труден для переправы. Они опять высаживают людей и переправляют однодревки как прежде. 3. Подобным же образом проходят и третий порог, называемый "Геландри", что по-славянски значит "Шум порога". 4. Затем так же проходят четвертый порог, большой, называемый по-русски "Аифор", а по-славянски "Неясыть", потому что в камнях порога гнездятся пеликаны. 5. Прибыв к пятому порогу, называемому по-русски "Варуфорос", а по-славянски "Вульнипраг", потому что он образует большую заводь, и опять переправив однодревки по изгибам реки, как на первом и на втором порогах. 6. Они достигают шестого порога, по-русски называемого "Леанти", а по-славянски - "Веруци", что значит "Бурление воды", и проходят его таким же образом. 7. От него плывут к седьмому порогу, называемому по-русски "Струкун", а по-славянски "Напрези", что значит "Малый порог". 8. 9. 10. 11. 12. И приходят к так называемой Карийской переправе, где Херсониты переправляются на пути в Русь, а Печенеги - в Херсон" . 1. "Курбат сам поплыл по Бури-чаю и дал каждому (днепровскому) чану (т. е. порогу) особое название... Первый после Башту (т. е. Киева) порог он, как передают, велел называть "Катраг" - в честь своего любимого сына Катрага. 2. Другой - "Кубар" в честь приемного сына. 3. Третий - "Гулям Сюри", что значит "Весенние поминки" и "Шум". 4. Четвертый - "Юлбарыс", или "Леу", что значит "Устрашающий", или "Чудовищный". 5. Пятый - "Азбарган", что значит "Отличный стрелок", в честь сына Азбаргана (т. е. Аспаруха). 6. Шестой - "Кугюнчан" в честь своей жены. 7. Седьмой - "Айяр", что значит - "Жадный", "Ненасытный". 8. Восьмой - "Лиманган", или "Балынган", что значит "Порог залива". 9. Девятый - "Илятбир" (т. е. "Правитель Благоденствующей страны"), титульным именем своего старшего сына Бат-Бояна. 10. Десятый - "Ялчек" в честь своего приемного сына. 11. Одиннадцатый - "Давылган", что значит "Бурный порог". 12. Двенадцатый - "Кермек" (т. е. "Молодой удалец", "Молодец"), в честь кана Кермека, основавшего Булгарский бейлик. Когда это дело было завершено, Кубрат вышел на берег и водрузил на нем свое знамя с навершием в виде трезубца". Кан Кубрат был первым, кто позаботился устроить заставы и переправы на Днепре и взимать пошлину с путников и торговцев. Этим прирастала казна государства. Однако еще князь Кий начал дело речного устроения и при нем Днепр стал подлинно русской рекой, Днепром Славутичем. В течение нескольких столетий этим водным путем пользовались русы, булгары, греки и норманны. Северную часть пути "Из Варяг в Греки" - от Холмгардского (Новгородского) залива, по Нево-реке, по Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень, по Лова-ти, затем волоком до Днепра - стали осваивать норманны с VIII по Х в. Их конечной целью был Константинополь, где викинги и русы могли либо служить наемниками, либо торговать. Этот путь стал осью складывающегося Русского государства с Киевом во главе. Вдоль него - этой геополитической оси Руси - сложилась и Первая Русская цивилизация, ведическая по идеологии, военно-демократическая по существу с вечем, князьями и боярами, купцами и смердами, ремесленниками и жрецами. Торговля играла ключевую экономическую роль при натуральном хозяйстве со взиманием налогов и дани в виде серебряных монет и меха. С конца IX в., когда в Северные Причерноморские степи пришли печенеги, тюркоязычный народ, весьма многочисленный и воинственный, путь через днепровские пороги стал опасным. Печенеги подкарауливали купцов, грабили и убивали их. В 972 г. несчастье произошло с князем Святославом Игоревичем: его подкараулил и убил тмутараканский князь Курес. Беззаконие продолжалось до 1036 г., когда великий князь Киевский Ярослав Мудрый разгромил печенегов в сражении под Киевом и прогнал их к устью Дуная. Военно-политическое и экономическое единство вдоль великого водного пути "Из Варяг в Греки" способствовало консолидации восточнославянских племен и образованию древнерусской народности с единым князем во главе. Владетелями упомянутого великого пути были сперва князья 1-й Киевской Руси (V - VI вв.), а затем булгарские каны, сидевшие в Башту (VII - IX вв.) и платившие дань хазарам, а потом князья 2-й Киевской Руси (882-1240 гг.). Морские походы киевских князей способствовали военно-политическому единству Киевской Руси, авторитет которой в мире стал весьма высоким. О походе князя Кия на греков, на их столицу Константинополь, рассказывается в напевной старинной манере в “Сказе Захарихи "Про Кыя в Царьгороду". Вот что в нем говорится: "Ащежъ почалъ княжыти князь Кый у городу Кыеву, та почалъ у городу дбати ставбища, кати Братамъ своимъ,ýта почавъ пор Браты Чехъ с Хорватомъýабыжъ т такоже на тую войну зготовлялися великую, та быжъ царя Греця побити, щалъ,ýбо царь той тагато Руси об а ничого съ того не зробилъ доконца вобыщо, х.ýа ту Русу обманувалъ прямо предъ очима вс И одмовили Браты князю Кыю - Чехъ с Хорватомъ, ащежъ они - Чехы та Хорвы хоробри - а имо отъ Грець зла немаеть ниякого, а тотжъ Кый самъ пратися можеть, а Браты за нимъ до Царьгороду та до того Греця не будуть, а тая война имо не подобаеться. вався крипко,ýОсердился князь Кый, разгн л онъ Братовъ наказовать,ýа хот кала:ýа дружина его ему такъ пор мо, такъ самижъ все заберемо".ý"Сами по Та почали люди чолны-лади ставити. Отожъ чолны-лади ставылы та пущалы на Днипрову на воду полную. А тожъ весна была ясна и вода высокая. А князь Кый на Родню шелъ дополудню и тамо люди свои пратися добре навчалъ. Браты-жъ Кыевы завыстни были отой разъ, на прыпадъ, колы Кыю щастя вытязное буде, клы,ýа тожъ Грецямъ крамарямъ пор яко Кый до при вышедши Грецькое, та абыжь царь Грецювъ такожъ порався. Послали Греци крамари до царя своего чю,ýлюдей верных комонних до Перес и колижъ можна, такъ и до Дунаю сынього. Отожъ Кый войско навчавъ свое хоробрее, и тожъ прийшли люди до порогивъ, а и порогы прийшлы вольно водою великою, а тако плывли чолны, а комонiи берегомъ крутымъ помалу йшлы. Дознался царь Грецькый про войско Кыево, шалъ:ýсвое войско збиралъ а такъ пор "Пойдемо до него сами а обачимо". Якъ пройщовъ князь Кый Перуновъ островъ, такъ побачили его Греци идучого, а до Грецкого царя гономъ верталися, а ему о том расказували, та жежъ Кый идеть з войскомъ великимъ и сыльнымъ. къ царь Грецькый такъ войску своему:ýА пор "Ажъ побачете Русы, такъ крычить славу, а меча на нихъ не вздымайте до при, а може мы зъ нимъ зговоряемось тай кратъ та будемо бытыся, а мырытыся". мъ часомъ Кый съ воякамы шелъ водою,ýТ а комоньство шло берегомъ ажъ до Царьгороду. шалы,ýИ бачилы Русы, якъ Греци до нихъ посп и якъ ставалы та славу кричалы тричи, а тожъ князь Кый усы поглажувавъ, калъ Воеводамъ своим:ýа тако р "А тожъ Грець насъ добре витаеть! А не будемо його быты заразъ, а подывымося на не первое". А Греци славу кричалы, мечами дзвенькалы, По щитамъ своимъ разомъ билы, а щежь попередъ на богатихъ коняхъ гнутыи,ýу золоти та срибли од ждялы до князя,ýвоякы ихнiи вы калы:ýа тамо на земе прядалы а р "Будь здоровый, князь Кыивскiй Рускiй, буде всяка пошана та слава,ýа хай тоб и такожъ народу твоиму и воякамъ!" Кiевскiй:ýкалъ имъ Кый князь РускiýОдр "Нехай буде слава и царю вашому Грецкому, а хай буде здравый народъ його та воякы!" клы йому сланци Грецкiи царски:ýИ р "Пойди за нами до царя нашого!" калъ: "Не пойду я до него,ýА Кый имъ одр а хай вонъ самъ придеть!" царь прийшовъ,ýИ стали Русы, а Грецкi а зъ великою почтивостiю Кыя витавъ, и до покоивъ водилъ, и угощалъ, и Русовъ три дни виномъ пойилы, а мясами розными годувалы та птыцьою, и рыбою, и свининою доброю, и тожъ два тыжни празновали Греця, и по тихъ празнованьяхъ осказавъ Кый: "Добре Греци прыймали, добре виталы, а царь Грецкiй мене братомъ называвъ, а по нашимъ жалобамъ правду робивъ, а дарункы про всихъ людей дарувалы, такъ и мы съ шануваннямъ одыйдемо". кали на то,ýМолодiи воякы нар ащежъ зъ Грекомъ былыся, А вжежъ стари повидалы такъ: зробивъ ты, Княже, тей разъ.ý"Добр А якъ було бъ не знаемо, а можаеть Грекы насъ щебъ побылы! А тако жъ зо славою йдемо, и тебе, Князю, прославыли!" дають, щежъ затри лiтаýСтари люде пов ходивъ Кый по Царьгороду трикратъ, а былыся Русы зъ Грецьомъ крипко, а тожъ первей кратъ ходилы зо славою и до дому вернулыся зъ дарунками. А зъ той поры Чехи та Хорваты зъ Русою недобре жили да неладно, и коли-жъ Браты вмерли, такъ Чехи зъ Хорватами одешлы дальше, за самую за Карпатъ-Гору". Назад История Руси. Глава 12. VI Далее |