История Руси. Глава 14. XV Это было судьбоносное событие для всех народов Восточно-Европейской равнины. Оно нашло отклик в русском народном эпосе, например, в "Сказании об Илье Муромце и Жидовине" из Киевского цикла былин о богатырях и заставе богатырской. Московский фольклорист В. И. Калугин опубликовал полный текст этой былины . В ней речь идет о том, как "под славным городом под Киевом, На тех на степях Цицарских Стояла застава богатырская. И один из братьев этой заставы Добрыня Никитич езди ко синю морю В чистом поле увидел ископоть великую, Ископоть велика - полпечи <...> Из этой земли из Жидовския Проехал Жидовин, могуч богатырь". И братья поручили Добрыне победить Жидовина, который воплощает в себе всю мощь Хазарского каганата. Поединок состоялся, но Добрыне не удалось одолеть Жидовина. "Сыра мать-земля колебалася, Из озер вода выливалася, Под Добрыней конь на коленцы пал. Добрыня Никитич млад Господу Богу возмолится И Мати Пресвятой Богородице: - Унеси, Господи, от нахвальщика!- Под Добрыней конь поисправился, Уехал на заставу богатырскую. И теперь уже Говорит Илья Муромец: - Больше некем заменитися, Видно ехать атаману самому.- Начинается сражение, которое длится с переменным успехом: Бились, дрались день до вечера, С вечера бьются до полуночи, Со полуночи бьются до бела света. Махнет Илейко ручкой правою, - Поскользит у Илейки ножка левая, Пал Илья на сыру землю; Сел нахвальщина на белы груди, Вынимал чинжалище булатное, Хочет вспороть груди белыя, Хочет закрыть очи ясныя, По плечи отсечь буйну голову <...> Лежит Илья под богатырем, Говорит Илья таково слово: - Да не ладно у святых отцов написано, Не ладно у апостолов удумано, Удумано было у апостолов: "Не бывать Илье в чистом поле убитому!" А тепрь Илья под богатырем. - Лежучи у Ильи втрое силы прибыло: Махнет нахвальщину в белы груди, Выкидая выше дерева жарового . Пал нахвальщина на сыру землю, В сыру землю ушел до-пояс. Вскочил Илья на резвы ноги, Сел нахвальщина на белы груди <...> По плеч отсек буйну голову". Невольно вспоминается древнегреческий миф об Антее, который при соприкосновении со своей матерью Геей-Землей обретал неисчерпаемую силу. А связь богатыря русского с родной землей чудодействена, вечна и неизбывна. А. С. Хомяков писал: "Сила непобедимая, всегда покорная разуму и долгу, сила благодетельная, полная веры в помощь Божию, чуждая страстей и неразрывными узами связанная с тою землей, из которой возникла" . Всегда была и есть у нас Русская земля, она одна и другой не будет! В русском фольклоре сохранилось немало сказок о борьбе русов с хазарами, например, сказки о Чуде-юде, чародее и колдуне, который нередко предстает как многоглавый змей. Так, в сборнике А. Н. Афанасьева образ Чуда-юда встречается в четырех сказках. В двух из них чудище бьется с богатырями Бурей и Иваном Быковичем, коровьими детьми. Вспомним, что русичи называли себя детьми коровы Земун. Буря-богатырь побивает всех чуд-юд. Жены чудовища и его мать в образе свиньи готовятся отомстить, братья (славянские племена?) отделяются от Бури и не помогают ему. Подобно тому как хазары в IX в. подчинили себе племена северян, радимичей и полян, так и Ивана-царевича, и Ивана, Девкина сына, проглатывает свинья. Их освобождает Буря-богатырь (Олег Вещий?). Ведь Буря-богатырь тоже вещий, прорицатель. Победив Чудову-юдову мать, Буря-богатырь воюет с Индейским царством как Волх Всеславич. Под Индейским царством, по мнению исследователя А. А. Абрашкина , имеется в виду страна Вантит, т. е. вятичей. С ней во времена Олеговы воевали киевляне. Ведь именно Олегу Вещему было суждено покончить со змиевыми поборами хазар и с глумлением над детьми Берендеева царства! Конец Хазарского каганата Об иудейской Хазарии и хазарах Ю. П. Миролюбов пишет так: "Хазары действовали хитро и вкрадчиво. Они устанавливали свое иго постепенно и, если погибали, то потому, что предпочитали торговлю всему остальному, а потому не хотели тратить, как им казалось, зря на вооружение и на войска. Их погубила жадность, как и финикийцев". Последствия разгрома Иудео-Хазарии были значительными: во-первых, было окончательно разрушено паучье гнездо работорговли в Восточной Европе; во-вторых, там был уничтожен центр сионизма; в-третьих, хазары утратили свою государственность раз и навсегда; в-четвертых, в мировой культуре хазары не сохранили о себе даже памяти, так как их культура стала иудаизированной и пропала вместе с хазарскими евреями; в-пятых, массы иудаизированного народа из Хазарии разошлись кто куда. Так в булгарских городах Булгар, Кура, Буртас, Арбуга, Банджа, Буляр, Самар Яр, Сабан, Хут, Яна Самар и других осело немало хазарских беженцев, в том числе и евреев, которые привезли с собой свои богатства, веру и культуру. Часть евреев уехали в Бухару, где образовала торговый клан. Третьи поселились на Северном Кавказе и назвались татами. Четвертые увеличили караимское население Крыма и Тамани. Пятые ушли далеко в Трансильванию и Польшу и прозвались ашкенази; впоследствии, в XVIII - XXI вв. они же образовали основные кланы банкиров и идеологов-сионистов, которые повели борьбу за мировое господство с помощью денежного мешка и мировых войн, сменявших одна другую. Шестые нашли приют в Киеве, где их торгово-ростовщическая община просуществовала от времени Олега Вещего до времени Владимира Мономаха 153. Седьмых пригласил в Венгрию мадьярский князь Таксони (842-876 гг.) и они нашли там теплый прием. Пребывание хазарских евреев в Киеве нашло отражение в Письме киевских евреев в Каирскую генизу в 930-е годы. Следы находим также в топонимике города X - XI вв.: Жидовские предместье, торжище, ворота. В XI в. в Жидовское предместье ходил св. Феодосий Печерский для того, чтобы спорить с жидовствующими и увещевать их перейти в христианство. В то время в Киеве образовался еврейский центр ростовщичества, уничтоженный в 1113 г. великим князем Владимиром Мономахом. Л. Н. Гумилев называл процесс эмиграции иудеев из Хазарии "распадом иудео-хазарской химеры". Этот распад, по его мнению, принес хазарам покой, освободив их от чуждой и ариям, и тюркам, и другим народам бывшей Великой Сарматии иудейской идеологии и практики. И что особенно важно, Л. Н. Гумилев констатирует, что "Хазарский каганат исчез не только как государство, но и как важный элемент системы международных связей: политических, экономических, религиозных и даже этнических. Все партии, опиравшиеся на поддержку агрессивного иудаизма, утратили опору, крайне для них ценную". И далее поясняет: "Хазарам не за что было любить иудеев и насажденную ими государственность. Экономическое процветание Итиля не дало им никаких благ, а культура господствовавшего этноса была хазарам чужда и, более того, противоестественна для них. Иранская ветвь иудеев принесла хазарам принципы маздакизма, согласно которым злом была объявлена вся неразумная, т. е. стихийная природа, включая эмоции самого человека. Добром был объявлен разум, хотя именно разуму свойственны заблуждения. Византийская ветвь иудеев принесла навыки экстерриториальности, т. е. отсутствия прямых контактов с природными ландшафтами. И в себе они проявили нетерпимость к своему этническому окружению, с которым считались лишь постольку, поскольку это было практически необходимо. И тогда против них поднялись и люди, и природа". Назад История Руси. Глава 14. XV Далее |