История Руси. Глава 10. III Прабабка Варвара Алексеевна, няня Миролюбова, в начале ХХ столетия в своем "Сказе" так рассказывала о нечистоплотности готов, ссылаясь на древние предания "от дедов": "Отам, где Годяци (т. е. готы. - Ю. Б.) шли, дух тяжкий ставал! Они дубили сырую кожу в цаках и потому от них воняло, что Пращуры носы затыкали. А Пращуры-де ни придуть, баня ставят и банятся в них, веником хлещутся, пару придают". Ю. П. Миролюбову принадлежит краткий этнографический очерк о древних готах. Во что он пишет в нем: "В те времена не было понятия о "чистой расе" за исключением "эндогамов-готов". Только готы, очевидно, считая себя лучше всех, не желали смешиваться с другими и не принимали никого в свои ряды, разве в качестве рабов. Но кто же согласится на рабство, если рядом есть племя, которое свободно принимает всех, на равных правах? Потому-то готов никто из других народов не любил. Больше того, между готами и славянами была постоянная вражда. Эту вражду сдерживали славянские вожди, но она все время существовала и мешала какому бы то ни было сотрудничеству. Для всех русов гостеприимство было религиозной традицией и всякого путника принимали, кормили, укладывали спать в безопасном месте. Готы иногда тоже принимали людей, но затем, напоив их пьяными, связывали и продавали грекам в рабство. Об этом знали все причерноморские народы и, говоря о готах, презрительно плевали! Не было случая, чтобы они, оставив свое традиционное вероломство, лояльно выполняли условия договора. Поэтому, когда костобоки возглавили борьбу причерноморских народов против Рима (II - III вв. н. э. - Ю. Б.), готы в Степной Союз не вошли, а начали войну сами для себя. То же произошло и в следующий период, когда возглавляли коалицию боряне (т. е. славяне III в. н. э. - Ю. Б.). В этом случае готы даже предательски напали на тылы воевавших союзников, потому что позавидовали их добыче. Возможно, что их просто подкупили для этого римляне. Во всяком случае, еще при карпах и костобоках хитрые римляне готам платили, а карпам отказывали. Целью римлян было добиться вражды между римлянами и причерноморцами. Они этого легко достигли. Наконец, когда начался третий период борьбы и возглавили ее анты, они, зная уже все о вероломстве готов, в Степной Союз их не приняли, и когда началась война, предприняли всемерную оборону своих тылов. Готы, видя, что им больше за чужой счет поживиться не удастся, пошли в собственный поход на Венецию и Италию до Рима включительно (конец V в. н. э. - Ю. Б.). Там они вскоре оказались жертвой болезней и даже чумы, а потому, бросив Рим, бежали в нынешние Австрию и Германию (середина VI в. - Ю. Б.). По дороге они бросали трупы чумных и, в свою очередь, заболевали <...> Неизвестно, сколько их добежало до Германии. Грубые, жестокие и вероломные, они не оставили по себе ни у кого сожаления. Славяне же над ними издевались, считая их низшими людьми. Еще в бытность свою в Причерноморье, готы прославились своей жестокостью, обманами и ненужной кровожадностью. Когда у соседних народов пропадал скот и следы вели к готскому становищу, посланные к ним не рисковали идти туда, а возвращались и тогда же весь народ шел, вооружившись, выручать украденное. Если же то были отдельные смельчаки, то готский рех (т. е. король. - Ю. Б.) приказывал привязать их к хвостам коней (как это было со Сванильдой. - Ю. Б.) и, таким образом, разрывать. Сам же рех садился на верх своей кибитки и, попивая хмельной напиток, грубо хохотал! Славяне, народ чистоплотный, везде в становищах рыли ямы для бань, а от готов исходил смрад, так как они "дубили" шкуры животных мочой... При этом они "мылись" только два раза в своей жизни: в момент рождения и после смерти. Собаки "легко бежали по их следу, как за кабаном", - говорит одна легенда на Юге Руси. Готы были грубы, смрадны, кожаной одежды никогда не меняли и худшим мучением для них было попасть в руки русов, где князь непременно приказывал их помыть, прежде чем начинать допрашивать! Постоянной пищей их была конина и дикие травы, коренья, которые они умели находить. Из грубого ячменного зерна, кое-как перемолотого на ручной мельнице, они делали лепешки, которые и ели в небольшом количестве. Традиция говорит, что квашеного хлеба они не знали и научились делать от русов. Даже слова такого у них не было и они взяли славянское "хлеб". Произносили они мягкое "ять" твердо как "э". Первым же делом при нападении на русов было забирать скот и брать "хлеб". Часто они даже муки не брали, а только один готовый "хлеб". Иногда они брали пшено, горох и фасоль, а сами имели только лук и чеснок, который сажали на берегах рек. Даже капусты они не имели, собирали разные травы и называли их "капустой". Научили они ее сажать от русов, у которых овощи и молоко были главной основой питания. Готы, будучи разбойниками, разводили только крупный рогатый скот и лошадей, а овец не разводили, так как часто гнали табуны галопом, уходя от кочевников. Потому они часто попадались в краже овец, мясо и жир которых очень любили. Их можно только перевозить на повозках, а это в кочевой жизни затруднительно. Поэтому их готы предпочитали воровать у соседей и только в крайнем случае обменивать на коров и лошадей. Однако, такие торги с ними были трудными, потому что они постоянно обманывали и умели, как цыгане, подбодрить старую корову и выдать ее за телушку. После, когда обман обнаруживался, они эту корову уже назад не принимали! Делали так, что показывали телушку, а когда торги кончались, долго разглядывали полученного барана, а сами быстро пригоняли старую корову! Никакие протесты не помогали. Они стояли на своем. Они умудрялись даже греков обманывать, а ведь те были хитрыми и ловкими обманщиками сами! Вот за эти проделки степняки их и не любили. Готу нельзя было верить на слово. Но, главное, что отталкивало свободолюбивых степняков, - это отсутствие чести у готов, как это полагалось при всех случаях у скифов и сарматов в те времена. Кочевавшие в кибитках народы были выше готов. У них самопожертвование было на высоте. У готов человек жертвовал собой только ради готов и то по приказу реха. Готы либо убивали всех пленных, либо продавали их в рабство. Их рехи тоже проводили время в грубых попойках, еде недожаренного мяса и плотских удовольствиях, требуя для этого молодых девушек, которых часто меняли. Делали они это на глазах своих жен, которые ничего не смели сказать. Если жена возражала, они приказывали и ее разорвать конями. Так они поступили со Сванильдой, славянской княжной, которую взял замуж готский рех, чтобы доказать свою дружбу с антами. Как видим, дружба эта окончилась трагически. Все же, по преданию, брат замученной явился и убил реха. Так единственно можно было чего-то добиться от готов. Доброго слова они не признавали. Естественно, что этих готов никто из степных народов не поддерживал... Как грязные готы, от которых воняло, не могли научиться строить бани, потому что и сами не знали и не умели, так и "истба" есть курьезный результат дрессировки добродушного славянина! Готы сами жили в кибитках! Городами у них были только "варенбурги", которые они целиком переняли у славян с их "колоградами". В сказах Захарихи, записанных и изданных Ю. П. Миролюбовым, готы часто называются "Гадячи". Этим словом русские выражали свое презрение ко многим неприятным чертам этого народа. Слово "Гадяча" несомненно происходит от слов "гад" и "гадость", которые и в современном языке имеют нелестный смысл. А слово "годь", также часто употребляемое в сказах, происходит от слова, похожего на современные "навоз" и "удобрение". В первые века нашей эры вместо слова "навоз" чаще всего употреблялось слово "годь". И это языковое обыгрывание было отнюдь не случайным: не имевшие постоянного места жительства готы дубили кожи мочой. Одежды сохраняли стойкий запах мочевины на протяжении долгих лет, так что собаки чуяли готов за версту. В сказах русы зафиксировали отсутствие морали и чистоплотности у целого народа паразитов и разбойников, живших более 800 лет грабежом окружавших их народов. По свидетельству Аммиана Марцеллина (последняя четверть IV в.), готы, устремляясь в битву, "издавали шум на разных языках", чтобы напугать врага: ведь в их рядах сражались многие племена и народы. Боевой строй конницы и вооружение походили на сарматские, только готы не использовали длинных копий, как у сарматов, но сражались более ожесточенно и остервенело, в отличие от противника. Самым любопытным военным нововведением готов был фургонный форт. Во время миграций или военных походах они передвигались большими колоннами в фургонах, запряженных лошадьми. Каждую ночь они выстраивали их в круг и ставили боевое охранение по окружности. В середине размещали палатки воинов, женщин и детей. Фургонные форты не только помогали успешно обороняться на вражеской территории, но и служили мобильными складами продовольствия, фуража и добычи. Даже на марше германцы выстраивали фургоны возможно ближе друг к другу, чтобы образовать подвижный маневренный форт; у римлян была аналогичная система кастраметации, но у готов она была гораздо более усовершенствованной и гибкой в условиях ведения непрерывных боевых действий. Как у азиатов и у римлян, у готов было два типа кавалерии: тяжелая и легкая, при-чем последняя преобладала. Тяжелая кавалерия - катафрактарии - имела панцири и кольчуги, чтобы лощадь и всадник были неуязвимы для метательных снарядов и мечей. Основным оружием катафрактария было копье, а дополнительным - лук и меч. В легкой коннице преобладали конные лучники. Назад История Руси. Глава 10. III Далее |