СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ В ЕВРОПЕ И СОБОР 1503 Г. В РОССИИ Ю. К. Бегунов Секуляризация, т. е. передача земель из владения церкви в светское владение, была одним из наиболее характерных явлений периода образования крупных феодальных монархий в Европе. В период реформации полная секуляризация стала одним из наиболее сильных средств разрушения экономической и политической мощи феодальной церкви. Государи, принимавшие протестантизм, обычно сопровождали реформу культа экспроприацией земель церквей и монастырей. Так, во время Великой крестьянской войны в Германии гроссмейстер Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский добровольно сложил с себя духовный сан и превратил свое владение в светское герцогство (1525 г.), а немецкие князья-лютеране провели частичную секуляризацию церковных земель (1526 г.). В 1523 г. начинается секуляризация монастырских имуществ в Швейцарии. В 1527 г. произошла полная секуляризация в Швеции (Густав Ваза), в 1536—1537 гг.— в Дании и Норвегии (Кристиан III), в 1536—1539 гг. — в Англии и Шотландии (только монастырских земель), в 1539—1550 гг.— в Исландии, а в конце XVI в.— в Северных Нидерландах. Секуляризация временно укрепляла власть центральных правительств, давая им материальные средства для привлечения на свою сторону дворянства. В России в самом начале процесса образования централизованного государства (конец XV — начало XVI в.), т. е. примерно в то же время, что и в других странах Европы, потребность в секуляризации особенно ощущалась. Основные вопросы внутренней и внешней политики, стоявшие перед правительством Ивана III, уже к началу XVI в. были в основном решены, и оно могло поставить вопрос и о положении церкви в государстве, и о землях церкви. В основе церковно-государственных отношений в Московской Руси того времени господствовали принципы «кафолического клерикализма» или «симфонии» (см., например, главу 42 Печатной Кормчей) и первенства церковного канона перед светским законом. Иван III первым из русских государей попытался нарушить эти принципы и поднять руку на «священное» право церковной собственности. Непомерно разросшееся за счет «черных» крестьянских и вотчинных боярских земель, монастырское землевладение стало до известной степени тормозом нормального экономического развития страны. В этих условиях недовольство ростом богатства церкви захватило различные социальные круги русского общества. В создавшейся обстановке правительство Ивана III сумело учесть и использовать в своих интересах растущее недовольство широких кругов населения, протест которого нередко принимал форму религиозной ереси. При этом великокняжеская власть была не прочь использовать как отдельные стороны учения новгородско-московской ереси, отрицавшего церковную иерархию и монашество, так и отдельные стороны учения «нестяжателей» — внутрицерковного течения, полагавшего, что богатство клира и монастырей составляет главную причину моральной «порчи» и «нестроений» русской церкви[1]. Чтобы найти дополнительные средства для укрепления нарождающегося помещичьего сословия, правительство Ивана III понемногу проводило свои планы в жизнь, осуществив в 1476—1478, 1480, 1491-—1492, 1499 гг. частичную секуляризацию земель новгородского и пермского архиепископов. Апогей борьбы за секуляризацию —созыв специального собора летом 1503 г. До наших дней не сохранилось ни всех постановлений собора, ни подробного документального изложения его хода. Источники, на основе которых мы восстанавливаем ход событий, не всегда точны, иногда тенденциозны и противоречивы. Источники эти следующие: 1) два соборных определения, запрещающих взимать плату за поставление в священники и служить вдовым попам[2]; 2) краткие официальные летописные известия о соборе, обходящие полным молчанием вопрос о том, обсуждалось ли на нем право церкви на владение землей [3]; 3) «Соборный ответ» великому князю Ивану III в двух редакциях — пространной и краткой[4]; 4) «Прение Вассиана с Иосифом Волоцким», составленное около 1515 г.[5]; 5) «Письмо о нелюбках» составленное в 30—40-е годы XVI в. со слов монахов-«иосифлян» Нила Полева и Дионисия Звенигородского[6]; 6) Житие Иосифа Волоцкого, составленное сподвижником Зиновия Отенского агиографом Львом- Аникитой Филологом между 1539 и 1566 гг.[7]; 7) Житие Серапиона Новгородского, составленное в середине XVI в. и лишь повторяющее известия Жития Иосифа о соборе 1503 г.[8] Наиболее ранним и достоверным источником большинство исследователей признает «Соборный ответ» 1503 г., который дошел до нас без какого-либо вступительного рассказа о самом соборе[9]. «Письмо о нелюбках» считается источником малодостоверным, отражающим, по мнению А. А. Зимина, позицию «нестяжателей», а по мнению Г. Н. Моисеевой и Я. С. Лурье — позицию «иосифлян»[10]. В упомянутых выше источниках содержится немало разноречивых сведений о соборе 1503 г. Так, согласно «Письму о нелюбках», собор был созван по инициативе «нестяжателей», а согласно «Прению Вассиана» и Житиям Иосифа и Серапиона — по инициативе великого князя. Согласно «Письму о нелюбках», Житиям Иосифа и Серапиона, на соборных заседаниях обсуждался вопрос только о монастырских землях, согласно «Прению Вассиана» — о монастырских и церковных, а согласно «Соборному ответу» — и церковных, святительских и монастырских. Согласно «Прению Вассиана» и «Письму о нелюбках», споры о землях происходили во время собора о вдовых попах, а согласно Житиям Иосифа и Серапиона и «Соборному ответу» — собор о землях был созван специально. Неодинаково освещают источники и ход заседаний: «Соборный ответ» | «Письмо о нелюбках» | Жития Иосифа и Серапиона | 1. Митрополит Симон со всем собором посылает первый ответ великому князю с дьяком Левашем. | 1. Нил Сорский выступает с предложением, чтобы сел у монастырей не было. | 1. «Нестяжатели» просят великого князя, чтобы сел у монастырей не было | 2. Митрополит Симон со всем собором приходят к великому князю и читают перед ним первый ответ. | 2. Иосиф Волоцкий ему возражает. | 2. Прения начинаются, без участия Иосифа Во- лоцкого, однако вскоре за ним посылают. | Митрополит Симон со всем собором посылает второй ответ великому князю с дьяком Левашем. | | 3. Иосиф Волоцкий выступает с проостранной речью и примиряет враждующие стороны. 4. После собора старцы расходятся, каждый ь свою епархию. | Итак, до сих пор нерешенным остается целый ряд важных вопросов: 1) По чьей инициативе был созван собор? 2) Происходил ли он одновременно с собором о вдовых попах в августе- сентябре 1503 г. или нет? 3) Что послужило поводом для созыва собора? 4) Кто был инициатором предложения о секуляризации на соборе? 5) Выступал ли на соборе Нил Сорский? 6) Выступал ли на соборе Иосиф Волоцкий? 7) Каким был ход соборных заседаний? 8) Каковы были итоги собора? В Пермской Государственной публичной библиотеке им. А. М. Горького нам удалось обнаружить источник, который позволяет ответить на некоторые из поставленных вопросов. Это «Слово иное» — публицистический рассказ о событиях накануне созыва собора, о первых соборных заседаниях и о событиях, ускоривших завершение прений[11]. Рассказ был составлен, по-видимому, кем-то из сторонников землевладения церкви, возможно, монахом Троице-Сергиева монастыря, близким игумену, впоследствии архиепископу новгородскому Серапиону, между началом 1506 и началом 1509 г.[12] Хотя тенденции этого произведения ясны — утвердить неотъемлемость всего «вданного церкви», устрашить всех (будь это даже самодержец!), пытающихся поднять руку на «священную» собственность церкви, приукрасить роль Серапиона как энергичного защитника церкви, тем не менее перед нами любопытный исторический источник, донесший рассказ об острой борьбе духовенства с великокняжеской властью. Поводом для созыва собора в июле 1503 с., незадолго до болезни Ивана III, начавшейся 28 июля[13], был конфликт между великим князем и Троице-Сергиевым монастырем из-за нарушения монастырским пахарем межи, отделявшей «черные» земли от монастырских в волости Илемна. «В та же времяна,— пишет автор „Слова иного“,— восхоте князь великий Иван Васильевич у митрополита и у всех владык, и у всех монастырей села поимати и вся к своим соединити. Митрополита же и владык и всех монастырей из своея казны деньгами издоволити и хлебом изообо- рочити из своих житниц. Призывает убо митрополита и всех владык и архимандритов и игуменов и своея мысли совет им открывает» [14]. Итак, если верить «Слову иному», собор был созван по инициативе Ивана III и предложение о секуляризации исходило также от него, конфискации в пользу государства подлежали все земли церкви, в качестве компенсации-руги церкви выдавались деньги и хлеб. Согласно «Слову иному», предложение великого князя было настолько неожиданным, а страх у епископов за свои церковные должности настолько большим, что речь Ивана III была встречена всеобщим молчанием. Первым возражать великому князю стал игумен Серапион, да и то после того как великий князь, не удовольствовавшись наказанием монастырского пахаря и непомерным штрафом с монастыря, повелел представить ему документы на владение селами и приказал игумену Серапиону, «да той отдаст села Сергиева монастыря». В ответ на это Серапион произнес свои знаменитые слова: «Аз убо приидох к живоначальной Троицы в Сергиев монастырь сел манастырю не вдах, един у себя имея посох и мантию» [15]. На соборе один за другим начинают выступать в поддержку великого князя Нил Сорский, Денис Каменский, тверской боярин Василий Борисов, сыновья Ивана III Василий и Дмитрий, а также представители московских приказов введенные или большие дьяки [16]. Третий сын великого князя Георгий занял уклончивую позицию. После короткого замешательства защитники церковного землевладения приходят в себя: митрополит Симон и архиепископ Геннадий начинают «глаголати противу великому князю о церковных землях». Митрополит Симон, «совокупився архиепископы и епископи, и архимандриты, и игумены», посылает Ивану III послание с решительным протестом [17]. Затем все участники собора идут в великокняжеские палаты, где перед великим князем зачитывается текст первого «Соборного ответа» о неотъемлемости всего «вданного церкви» с подробным богословским обоснованием. Однако Ивана III это послание, видимо, не убедило. Споры на соборе вспыхнули с новой силой. Весьма вероятно, что в них принял участие Иосиф Волоцкий[18]. Дьяка Леваша вторично посылают в великокняжеские палаты с новым посланием от имени митрополита Симона и большинства участников собора. Но не это послание сыграло решающую роль в переубеждении самодержца. 28 июля 1503 г. 68-летнего великого князя разбил паралич: «отняло у него руку и ногу и глаз». Воинствующие церковники распустили слух о «божьем посещении» самодержца в наказание за его секуляризаторские поползновения и сумели повернуть дело в свою пользу. Собор на неделю прервал свои заседания, так и не вынеся никакого определения по поводу церковных земель [19]. 6 августа на нем разбирался уже другой вопрос (о невзимании платы за поставление в священники), и было вынесено специальное решение[20]. Очевидно, что решение собора, запрещающее взимание платы со священнослужителей за хиротонию, было уступкой соборного большинства «нестяжателям» и великому князю за отказ от секуляризации. После почти месячного перерыва заседания собора возобновились в начале сентября. 12 сентября, в полном соответствии с иосифлянской программой, собором было принято решение, запрещающее служить вдовым попам и проживать мужчинам и женщинам в одном монастыре[21]. Итак, события 1503 г. показали наличие известного равновесия сил между борющимися сторонами — государством и церковью, когда первое уже не желало мириться с непомерным ростом монастырского землевладения, но еще не могло сломить мощное сопротивление воинствующего духовенства. Политическая сила, на которую опиралось правительство Ивана III, была еще, очевидно, недостаточно велика. Широкие слои города и деревни не поддержали «снизу» попытку секуляризации «сверху». В таких условиях был неизбежен компромисс между «священством» и «царством» на взаимовыгодных условиях: кровь еретиков и новые земельные пожалования церкви в обмен на конкретную идеологическую поддержку — молитвы за царя и провозглашение русского государя единственным защитником православия[22]. Теократический характер московского государства при преемниках Ивана III — Василии III и особенно Иване IV — достигает своего высшего развития. «Провал секуляризационных планов в русском государстве,— пишет С. М. Каштанов,— и, в частности, провал плана, предложенного Иваном III, исторически закономерен. В русском государстве XVI в. еще не созрели экономические предпосылки для ликвидации феодальной собственности на землю монастырей и церквей»[23]. Итак, до сих пор нерешенным остается целый ряд важных вопросов: 1) По чьей инициативе был созван собор? 2) Происходил ли он одновременно с собором о вдовых попах в августе- сентябре 1503 г. или нет? 3) Что послужило поводом для созыва собора? 4) Кто был инициатором предложения о секуляризации на соборе? 5) Выступал ли на соборе Нил Сорский? 6) Выступал ли на соборе Иосиф Волоцкий? 7) Каким был ход соборных заседаний? 8) Каковы были итоги собора? В Пермской Государственной публичной библиотеке им. А. М. Горького нам удалось обнаружить источник, который позволяет ответить на некоторые из поставленных вопросов. Это «Слово иное» — публицистический рассказ о событиях накануне созыва собора, о первых соборных заседаниях и о событиях, ускоривших завершение прений. Рассказ был составлен, по-видимому, кем-то из сторонников землевладения церкви, возможно, монахом Троице-Сергиева монастыря, близким игумену, впоследствии архиепископу новгородскому Серапиону, между началом 1506 и началом 1509 г.12 Хотя тенденции этого произведения ясны — утвердить неотъемлемость всего «вданного церкви», устрашить всех (будь это даже самодержец!), пытающихся поднять руку на «священную» собственность церкви, приукрасить роль Серапиона как энергичного защитника церкви, тем не менее перед нами любопытный исторический источник, донесший рассказ об острой борьбе духовенства с великокняжеской властью. [1] О времени Ивана III см.: В. Л. Снегирев. Иван третий и его время. Образование русского централизованного государства. М., 1942; К. В. Базилевич. Образование русского национального государства. Иван III. М., 1944; он же. Внешняя политика русского централизованного государства. Вторая половина XV в. М., 1952; G. Vernadsky. Russia at the Dawn of the modern Age. New Haven — London, 1959; JI. В. Черепнин. Образование Русского централизованного государства в XIV—XV вв. М., 1960; /. L. 1. Fennel. Ivan the Great of Moscow. Oxford, 1961. [2] ААЭ, т. I, № 382, 383. [3] ПСРЛ, т. VI, стр. 49, 244; т. VIII, стр. 243; т. XII, стр. 257; т. XX, ч. 1, стр. 374; т. XXI, ч. 2, стр. 576—577; т. XXVIII, стр. 336—337; т. XXX, стр. 200. [4] Изд. текста см.: Н. М. Карамзин. История государства Российского, т. VI. СПб., 1817, стр. 223—224; Н. В. Калачев. О значении Кормчей книги в системе русского права. М., 1850, стр. 41—43; А. С. Павлов. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. Одесса, 1871, стр. 41—48; «Послания Йосифа Волоцкого». М.— Л., 1959, стр. 322—329 5 Изд. текста см.: «Православный собеседник», ч. 3. Казань, 1863, стр. 205— 206; Я. А. Казакова. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.— Л., 1960, стр. 279. [6] Изд. текста см.: «Прибавления к творениям святых отцов», ч. X. М., 1854. стр. 505—508; А. С. Архангельский. Образование и литература в Московском государстве конца XV—XVI вв., вып. II. Казань, 1901, стр. 163—166; «Послания Иосифа Волоцкого», стр. 366—369 [7] Изд. текста см.: «Чтения Общества любителей древней письменности», 1865, кн. 2, стр. 115—117; «Чтения ОИДР», 1903, кн. 3, отд. II, стр. 1—47. [8] Изд. текста см.: Г. Я. Моисеева. Житие архиепископа новгородского Серапиона.— ТОДРЛ, т. XXI. М.— Л, 1965, стр. 147—165. [9] Я. С. Лурье. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI в. М.— Л., 1960, стр. 413. [10] А. А. Зимин. О политической доктрине Иосифа Волоцкого.— ТОДРЛ, т. IX, М.— Л., 1953, стр. 170; Г. Я. Моисеева. Валаамская беседа — памятник русской публицистики середины XVI в. М.— Л., 1958, стр. 22—23; Я. С. Лурье. Указ. соч., стр. 414; Н. А. Казакова, напротив, считает «Письмо о нелюбках» относительно достоверным источником (Я. А. Казакова. Борьба против монастырского землевладения на Руси в конце XV — начале XVI в.— «Ежегодник Музея истории религии и атеизма», т. II. М.— Л., 1958, стр. 166—168). [11] Ю. К. Бегунов. «Слово иное» — новонайденное произведение русской публицистики XVI в. о борьбе Ивана III с землевладением церкви.— ТОДРЛ, т. XX. М.—Л, 1964, стр. 351—364. [12] Подробнее см. там же, стр. 362—363. [14] Ю. К. Бегунов. Указ. соч., стр. 351. [15] Там же. Предположение А. А. Зимина о том, что игумен Серапион занимал на соборе уклончивую позицию, не находит подтверждения в «Слове ином» (ср. А. А. Зимин. Об участии Иосифа Волоцкого в соборе 1503 г.— «Послания Иосифа Волоцкого», стр. 372). [16] Ю. К. Бегунов. Указ. соч., стр. 351. Предположение Н. А. Казаковой об участии «нестяжателей» во главе с Нилом Сорским в поддержке секуляризационной программы Ивана III, вопреки мнению Г. Н. Моисеевой и Я. С. Лурье, находит подтверждение в нашем источнике (Я. А. Казакова. Борьба против монастырского землевладения на Руси в конце XV — начале XVI в., стр. 166— 168). [17] Кроме митрополита Симона, архиепископа Геннадия, игумена Серапиона, этот протест, вероятно, поддержали также Нифонт, епископ суздальский и тарусский, Протасий, епископ рязанский и муромский, Вассиан, епископ тверской, Никон, епископ коломенский, Трифон, епископ сарский и подонский, Никон, епископ пермский и вологодский. Все они поставили свои подписи под соборными постановлениями от 6 августа и 12 сентября 1503 г. (ААЭ, т. I, № 382, 383; «Стоглав». М., 1890). Впрочем, А. А. Зимин полагает, что еписко- 1,пы Вассиан Тверской и Никон Коломенский поддерживали «нестяжателей», так как были постриженниками белозерских монастырей (А. А. Зимин. Об участии Иосифа Волоцкого в соборе 1503 г., стр. 372—373). [18] Большинство исследователей считают, что знаменитая «речь» Иосифа в защиту монастырского землевладения, о которой говорится в Житиях Иосифа и Серапиона, была сочинена в середине XVI в. (А. А. Зимин. Об участии Иосифа Волоцкого в соборе 1503 г., стр. 373—374). Я. С. Лурье предполагает, что Иосиф принимал участие в составлении «Соборного ответа» (Я. С. Лурье. Указ. соч., стр. 416). [19] Предположение А. А. Зимина о том, что вначале собор разбирал вопросы о невзимании платы за хиротонию и о вдовых попах и лишь в ноябре 1503 г., после закрытия официальных заседаний, приступил к спорам о церковных землях, не находит подтверждения (А. А. Зимин. Об участии Иосифа Волоц [22] Вскоре в пламени инквизиционных костров в декабре 1504 г. погибли московские еретики (Ю. К. Бегунов. Соборные приговоры как источник по истории новгородско-московской ереси.— ТОДРЛ, т. XIII. М.— Л., 1957, стр. 214—224). [23] С. М. Каштанов. Ограничение феодального иммунитета правительством русского централизованного государства в первой трети XVI в.— «Труды МГИАИ», т. XI, М., 1958, стр. 270—271, |