Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

ИКОНОГРАФИЯ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО Версия для печати

ИКОНОГРАФИЯ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Герой Невского и Ледового сражений, выдающийся полководец и дипломат Древней Руси, князь Новгородский, Переяславский, вели­кий князь Владимирский, Александр Ярославич, как известно, умер 14 ноября 1263 г. в Городце-на-Волге и был похоронен во Владимире, в Рождественском монастыре, 23 ноября 1263 г. При погребении тела произошло знаменитое чудо с духовной грамотой,[1] после чего князь был признан местным святым. До 1381 г. святому князю Александру не было установлено местного церковного празднования и, стало быть, не было также и его икон.

Согласно легенде, записанной во Владимире от священнослужи­телей Димитровского храма, первое открытие и освидетельствование мощей святого князя состоялось после Куликовской битвы в 1381 г., при митрополите Киприане, который повелел с тех пор называть Александра Невского «блаженным».[2] Тогда же было учинено ему монастырское церковное празднование, написаны канон и первые ико­ны.[3] Ранний владимирский иконографический тип этой иконы вос­станавливается по клеймам № 14—15, 17—31 московской иконы из храма Василия Блаженного «Святой Александр Невский с деянием».[4] Здесь находим повторяющееся изображение надгробной поясной ико­ны с надписью «Преподобный князь Александръ». В литературном источнике этого памятника — редакции Жития Александра Невского Ионы Думина (1591) — ничего о надгробной иконе не говорилось. Очевидно, изограф XVII в. воспроизвел ее такой, какой она и была над гробом Невского героя во Владимире. На московской иконе по­следняя является как бы частью большого, неподвижного и повторя­ющегося фона к сценам чудес у гроба святого. Она здесь представлена в разных положениях: размещается то справа, то слева, то посредине от гробницы на фоне белой стены придела Рождественского храма; ей сопутствует изображение подсвечника на высокой ножке с горя­щей свечой. Само поясное изображение князя Александра дано в ма­нере старого преподобнического художественного решения: из-под монашеской мантии виднеется на груди то большая, то меньшая часть куколя с крестом, а иногда — белый испод; икона приближается то к квадратной форме, то к прямоугольнику, вытянутому в высоту. Очевидно, московский изограф не стремился с точностью скопиро­вать надгробную икону Рождественского храма. Однако она для него была столь же значимым символом, как и белостенный храм Рожде­ства Богородицы и как сама гробница святого князя Александра. Мо­сковский изограф здесь, несомненно, следовал раннему византийско- русскому иконографическому трафарету, приписывавшему ему именно так, в условной манере, передавать «неббсиподобный» харак­тер преподобнического подвига.

Тот же иконографический тип повторился много раз, например на фреске 1508 г. работы изографа инока Феодосия на северо-запад­ном столпе Благовещенского собора Московского Кремля, где новго­родский князь представлен в монашеской одежде схимника Алексия, стоящим рядом со знаменитым «отцом церкви» византийским бого­словом святым Иоанном Дамаскиным.[5] Тот же иконографический тип мы видим на иконах конца XVI в. из Костромского историко-ар­хитектурного и художественного музея-заповедника[6] и из Государ­ственного Русского музея,[7] а также на четырех шитых надгробных пеленах начала XVII в. (в музеях Владимира, Троице-Сергиевой лавры и С.-Петербурга);[8] то же самое — на иконе «Святой Александр Невский с деянием»[9] и на многих других.[10] В «Сводном иконописном подлиннике» так описывается иконографический облик героя Нев­ской и Ледовой битв: «.. .брада аки Козмина, в схиме, кудерцы видеть маленько из-под схимы, риза преподобническая, испод дымчат, в ру­ке свиток сжат, сам телом плечист».[11] Последняя черта часто прису­ща его иконным изображениям допетровского времени: Александр Невский представлен здесь сильным, плечистым мнихом-схимником, как это и подобает бывшему князю-полководцу: «Взор его паче инех человек и глас его акы труба в народе, лице же его акы лице Иоси­фа. .. Сила же бе его часть от силы Самсона».[12] По поводу изображе­ния святого князя Александра на пелене, хранящейся в музее Трои­це-Сергиевой лавры, Н. А. Маясова замечает: «Вся его монументаль­ная фигура, сильные руки, красивое лицо с энергичным рисунком бровей дышат спокойной уверенностью, заснувшей силой».[13]

Исследователи справедливо полагают, что данный иконографиче­ский тип не был единственным. Так, в Новгородском иконописном подлиннике XVI в. записано следующее: «Преподобный Александр Невский аки Георгии: риза — киноварь, испод — лазорь».[14] А. И. Ро­гов полагает, что такой новгородской иконы, на которой бы Алек­сандр Невский был изображен в княжеской одежде, с червленым кня­жеским плащом-корзно, не сохранилось.[15] Однако в Европе в среде русской эмиграции обращались две подобные иконы. Одна из них на­ходилась в Праге и датировалась XVI в. На ней князь Александр был изображен в полный рост вместе со святыми мучениками Борисом и Глебом.[16] Другую древнюю икону якобы видел в 1930-е годы на од­ной из выставок иконописец К. А. Павлов (Рижская Гребенщиковская старообрядческая община). Как он сообщил нам в 1966 г., на иконе было поясное изображение Невского героя, в руках его — копье и червленый щит, княжеский плащ тоже червленый; голова — без княжеской шапки, увенчана нимбом, русая борода — лопатой; пальцы сложены, как для крестного знамения; в середине иконы был помещен русский крест, а по краям иконы шел витой тератологиче­ский орнамент, который был распространен на Руси в XIV—XV вв.; на иконе имелась надпись: «Святой великий князь Олександръ». По словам К. А. Павлова, эта икона происходила из Псковской губер­нии, откуда попала в Ригу, а затем протоиерей Рушанов увез ее в Америку.

На московской иконе середины XVI в. «Воинствующая церковь» юный князь Александр изображен среди русских воинов, в броне и голубом шлеме, на вздыбившемся вороном коне.[17] В княжеской одеж­де и нередко с мечом в руках святой князь Александр изображен на фреске одного из столпов Архангельского собора Московского Крем­ля, исполненной в 1652—1666 гг. Симоном Ушаковым и его дружи­ной,[18] и на фреске Вологодского Софийского собора работы ярослав­ского мастера Д. Г. Плеханова.[19] Та же светская традиция изображе­ния Александра Невского сохранена во многих миниатюрах Московского Лицевого свода XVI в.: в Лаптевском, Голицынском и Остермановском томах,[20] в Титулярнике 1672 г.,[21] а также в клеймах иконы XVII в. «Святой Александр Невский с деяньем».

Петровская эпоха принесла значительные перемены в объеме и характере почитания святого благоверного князя Александра Невско­го: отныне он стал общенациональным святым, покровителем Санкт- Питербурха и Российской империи. Его святые мощи были перене­сены из Владимира в Петербург в 1723—1724 гг. 15 июня 1724 г. Святейший Синод постановил: отныне Александра Невского «в мо­нашеской персоне никому отнюдь не писать», а только «во одеждах великокняжеских».[22] С тех пор в русском иконописании распростра­нился и стал господствующим новый иконографический тип святого Александра Невского: в княжеской одежде или в горностаевой ман­тии, в броне, с лентой своего ордена через плечо, в царской короне или в шапке из горностаевого меха с крестом, с нимбом над головой, верхом на коне и с мечом в левой руке, нередко на фоне Невы, Пет­ропавловской крепости, палат Петербурга и плана Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря.[23]

21 мая 1725 г. Екатерина I учредила орден Святого Александра Невского; на ленте укреплен крест, а на нем в середине — изображе­ние святого князя в красной мантии и в синем кафтане, на белом коне. Это была дань новой иконографической традиции, соединявшей старую светскую новгородско-московскую традицию с новой, рыцар­ской и европейской. Известны многие большие иконы XIX—XX вв. этого же типа с клеймами, например в Казанском соборе и в Госу­дарственном Русском музее (Б-512/ІѴ, размер 1,57 м х 96 см; 12 клейм). Однако, несмотря ни на что, старая владимирская мона­шеская традиция продолжала еще существовать и у православных, и у старообрядцев. В Государственном Русском музее, в Государствен­ном Эрмитаже, в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном музее истории религии (Казанский собор) и в других музеях страны сохранилось немало преподобнических икон святого Александра Невского различных видов: коленопреклоненный и стоящий, согнувшийся и молящийся Богородице, вместе с другими из­бранными святыми или отдельно. Любопытна, например, житийная икона начала XIX в., может быть из села Мстеры, в центре которой помещено поясное изображение князя Александра, с нимбом, в преподобнической одежде, со свитком в руках; вокруг средника 16 клейм, изображающих сцены из его жизни; основные цвета: крас­ный, зеленый, коричневый, фон—золотой, поля — коричневые, опушка — тройная.[24] Другая житийная икона, тоже начала XIX в., размером 31,6 * 26,5 см, сохраняется в Государственном музее исто­рии религии под шифром  Это      «Образ преподобного  Александра Невскаго яко во иноцех Алексия». Икона была найдена К. Ф. Воронцовым в старообрядческом молельном доме в Гатчине. Она изображает святого князя Александра в монашеской одежде; с левой стороны — четыре сцены. 1) Шведский король во главе своего войска отправляется на Русскую землю. Сбоку на поле надпись: «Со­бравшиеся жительствующии народи варяги, что ныне свей именуе­мы. А сам король со многими воины своими умыслы на пределы Росиския, хотя их пленути»; 2) Видение Пелгусием святых князей Бо­риса и Глеба. Сбоку на поле надпись: «И еже тогда при святом Александре един от воевод, именем Филипп, идуще же ему близ моря по брегу, восходящу солнцу, и видя пловуща корабль, и в нем Седящу два мужа, имена Борис и Глеб, един ко единому рече: „Ускорим, брате, вскоре и поможем сроднику нашему"»; 3) Невское сражение, русские воины поражают шведов. Сбоку на поле надпись: «И по сем помощи Бориса и Глеба благоверный князь Александр преславную получи победу, и землю иже свою и великий град свободи от сопротивных, и сопротивных прогна»; 4) Князь Александр на коне пора­жает шведского короля. Сбоку на поле надпись: «Святый Александр, егда сразишася с сопротивными, тогда избиша сопротивных множе­ство велие. И святый Александр сам язви в лице короля их».

Прямым источником надписей было Житие Александра Невского в редакции XVIII в.

На этом мы заканчиваем обзор иконографии святого Александра Невского.

 



[1] «Святой сам и акы живъ сущи, распростеръ руку свою и взят грамоту от рукы митрополита» (Житие Александра Невского//Бегу нов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965. С. 180).

[2] Мансикка В. Житие Александра Невского: Разбор редакций и тексты// ПДПиИ. СПб., 1913. Т. 180. С. 27. Ср.: ркп. ГИМ, Синодальное собр., № 637, 1459 г., Житие митрополита Петра, л. 165.

[3] Бегунов Ю. К. Древнее изображение Александра Невского // BS. 1981. Т. 42. N 1. С. 39—42, 3 ил.

[4] Бегунов Ю. К. Житие Александра Невского в станковой живописи начала XVII в. // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 311—326.

[5] Рогов А. И. Александр Невский и борьба русского народа с немецкой феодаль­ной агрессией в древнерусской письменности и искусстве // «Дранг нах Остен» и ис­торическое развитие стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. М.; Л., 1966. С. 48 и сл.

[6] Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века... После с. 48, рис. 5.

[7] ГРМ, инв. № 459.

[8] Стасов В. В. Шитая пелена с изображением святого Александра Невского 1613 г. // ИАО. 1863. № 4. С. 74—76; Морозов Ф. М. Древлехранилище Свизведения художественного шитья XVII в. // Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Загорск, 1958. № 2. С. 39—42.

[9] Бегунов Ю. К. Житие Александра Невского в станковой живописи ... Подоб­ная житийная икона святого Александра Невского новгородского письма XVII в. не­когда существовала на стенах Новгородского Софийского собора и экспонировалась на выставке в Новгороде, посвященной XV Археологическому съезду (см.: Каталог цер­ковного отдела выставки ХѴ-го Археологического съезда. Новгород, 1911; Покров­ский Н. В. Новгородская Софийская ризница. М.; СПб., 1913. С. 21).

[10] Подробнее см.: ШляпкинИ. А. Иконография святого благоверного великого князя Александра Невского. Пг., 1915; Рогов А. И. Александр Невский... С. 50—58.

[11] Сводный иконописный подлинник XVIII века // Вестник Общества древнерус­ского искусства при Московском Публичном музее: 1874—1876. М., 1876. С. 67. По подлиннику XVII в., сохранившемуся в бумагах И. П. Сахарова, «Александр Не­вский— средовек, рус, плечист телом, становит и добротою исполнен, власы кудрева­ты и кудерцы видеть».

[12] Житие Александра Невского // Б е г у н о в Ю. К. Памятник русской литерату­ры XIII века... С. 160—161.

[13] Маясова Н. А. Два произведения... С. 41.

[14] Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку конца века с вариантом из списков Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 46. В рукописи в. Г. Д. Филимонова под 26 ноября записано следующее: «Великомученик Геор­гий во бронех, риза — кеноварь, доспех — пернаст, вохра с белилы, рукав исподь— лазарь, в правой руце— копье, в левой — мечь в ножне, ногавки— багор».

[15] Рогов А. И. Александр Невский... С. 54.

[16] Сборник статей, посвященных Дню русской культуры. Прага, [1933 или 1936?]. Книга нами лично не просмотрена, поэтому библиографические сведения да­ются условные. В другом сборнике русского зарубежья опубликована икона с поясным изображением святого князя Александра в схиме (см.: Русский сборник, посвященный Дню русской культуры. Прага, 1927).

[17]         521.        Антонова    В.      И.,     Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи: Опыт историко-художественной классификации. Т. 2: XVI—начало XVIII века. М., 1963. Рис. 38.

[18] Зонов О. В. Художественные сокровища Московского Кремля. М., 1964. С. 58.

[19] Рогов А. И. Александр Невский... С. 54.

[20] Подобедова О. И. Миниатюры русских исторических рукописей. М., 1965Л

[21] Портреты, гербы и печати Большой Государственной книги 1672 года. СПб.,' 1903.

[22] Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4, № 1318.

[23] Таков, например, образ святого Александра, воспроизведенный в кн.: Русское искусство: Сборник статей, составленный Т. К. Лукомским и изданный Е. А. Гутновым. Берлин, 1923. См. также издание иконы из собрания И. А. Шляпкина  С. Г. Рункевича (Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра. СПб., 1913. С. 268, 356, 358), у Ф. М. Морозова (Морозов Ф. М. Древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры: 1712—1910. СПб., 1910. С. 13—17, 70, 73—краткая опись).

[24] ГРМ, № 5—219. Издание иконы см.: Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания: Атлас снимков. СПб., 1906. Ч. 2. № 667.

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены