История Руси. Глава 5. VII По свидетельству "Свода булгарских летописей", царь Буртас утвердил во всем восточном мире, в том числе и в Кара-Саклане, моду на булгарские меха, которые назывались "буртасскими", и первую партию мехов он отправил ассирийскому царю Ассаргадону в качестве выкупа за его дочь, свою невесту. Буртас учредил практику установления намогильных камней, символов гор, и скульптурных изображений духов, так называемых "балбалов". Булгарский летописец XIII в. н. э. Кул Гали приводит мнение о том, что якобы Буртас ввел в Иделе первую тюркскую руническую письменность - "самра", заимствованную у малоазийских булгар - "гермиохонов". Он же ввел булгарское (туранское) летосчисление с именами годов двендцатилетнего цикла по знакам булгарского зодиака, а также турано-идельский календарь. Этому Буртасу приписывают вмешательство в распрю между двумя иранскими народами: кыпчаками (скифами) и масгутами (массагетами) на стороне первых. Скифы потерпели поражение от масгутов и попросили Буртаса поселить их подальше от обидчиков. Отзывчивый Буртас попросил киммерийцев потесниться и отдать скифам половину Кара-Саклана. Но киммерийцы отказались. Тогда скифы и булгары под руководством сына Буртаса Мадия Азака вторглись в Кара-Саклан и в одной битве в 653 г. наголову разбили киммерийцев. За эту победу Мадий получил прозвание Камыр-батыр. А киммерийцы были вынуждены бежать к своим малоазийским сородичам хеттам, обогнув Кавказские горы по западному побережью Каспийского моря. В результате весь Кара-Саклан (он же - Великия Скифия, ныне - территория Украины) отошел победителю и вошел в состав древнебулгарского государства Идель. Ассирийский царь Ассаргадон попросил у своего булгарского зятя помочь ему отвоевать земли у своих ближних восточных соседей. Тесть Ассаргадона Буртас был "своим шумером", поэтому он согласился и послал на Передний Восток большое войско из скифов, булгар и других народов, среди которых были, вероятно, и праславяне. В 653 г. войско наследника престола Мадия наголову разбило мидийское войско и соединилось со своими шумерскими братьями - "черноголовыми". Мадий наказал недругов за обиды родственникам. Буртасской войной начинаются завоевания северян на Ближнем Востоке. Об этом рассказывают Библия и "Велесова книга". Так, мы читаем в первой из них: "Вот идет народ из северной страны... держит лук и короткое копье, жесток он, они не сжалятся! Голос их ревет как море, скачут на конях, выстроились как один человек... Лишь услышим весть о них, как опустятся у нас руки, туга и горе охватывает нас... вражеский меч наводит ужас со всех сторон" (Иер. 6, 22-23). Скифо-булгарская конница Мадия разгромила Урарту, Мидию и Манну, Митаннию, Вавилонию, Палестину, а Египет при фараоне Псамметихе I откупился данью; походы на Египет датируются 610 и 605 гг. до н. э. Покорения на короткое время не избежала и Ассирия. Там завоеватели основали царство Ишкуза. Война продолжалась в течение всего царствования Мадия, или Маджи Азака (633-611 гг.), и в начале царствования Улата, или Илята, сына Мадия. Скифы подружились с мидянами, т. е. со своими родственниками, праотцами нынешних курдов, и в 612 г. ходили вместе с ними на Ассирию и взяли их столицу Ниневию. Поход победителей возглавлял мидийский царь Киаксар (625-585 гг.). И взяли они город Харран в Северной Месопотамии (610 г.) и побивали даже эллинских воинов, если они попадались скифам на глаза. Драматичными были войны с вавилонянами при царях Набупалассаре (627-605 гг. до н. э.) и Навуходоносоре II (605-562 гг. до н. э.). Скифы сперва одерживали победы, но потом были разбиты. "И терпели кабалу вавилонскую, и клонили головы под вражьи бичи, давали дань и отдавали своих юношей для войны, и ходили впереди рати Набсура",- рассказывает "Велесова книга". Скифы участвовали в походе Навуходоносора II на Иудею в 597 г., когда 3000 евреев были уведены в вавилонский плен. В 595 г. случилось несчастье: Киаксар предательски заманил скифских вождей в ловушку и перебил их. Тогда "забрали мы свои стада, и бросились к северу, и спасли наши души... И лучше нам погибнуть, нежели быть под данью и приносить жертвы их богам",- рассказывает "Велесова книга" (II. 6 в). Вдоволь навоевавшись, скифы отправились домой. По дороге в современном иранском Азербайджане умер царь Мадий (611 г.). Он был похоронен в большом кургане неподалеку от современного города Саккыз. А скифы во главе со своим царем Улатом, внуком Буртаса, перешли реку Аракс и возвратились в свои Причерноморские степи, уводя добычу и примкнувших к ним митаннийских ариев. По "Велесовой книге", скифов, саков и праславян вел к Эльбрусу и "синей Ра-реке", т. е. к Волге, сам "вождь Заребог", иначе говоря - Зарина, вдова Мадия. В дороге она умерла и была похоронена на берегу Терека. Развалины грандиозной ее усыпальницы-пирамиды ныне видны на правом берегу Терека. Следы тех войн - отдельные погребения киммерийцев и скифов - сохранились, например, в г. Сардах, столице Лидии, в Закавказье - в урартской крепости Тейшебаини, на окраине современного г. Еревана, близ с. Тли в Южной Осетии. С тех пор Кара-Саклан стал надолго центром Скифской цивилизации, собиратель-ницы народов, в том числе и праславян. А скифы, саки и митанни стали "царскими скифами" в центре страны. Улату наследовал его сын Булут, который был довольно образован: он читал и писал по-гречески. Булут правил 18 лет и прославился тем, что разрешил грекам построить несколько городов в Северном Причерноморье. За это они ему выплачивали дань. Булут вел переписку с греками по-гречески и способствовал распространению греческой культуры среди скифов. Последние прозвали Булута "Крэш", что значит "Грек". Его праправнук Кундуз Балтавар прославился тем, что долго водил 700 000-ное войско персов царя Дария I Гистаспа (522-486 гг.) по скифской степи в 513-512 гг. Поход был пешим и имел целью присоединить Скифию к яфетической державе персов, наследников Кира Великого. Имеется не меньше двух географических реконструкций предполагаемого пути. Приведем здесь обе карты: одна из них принадлежит академику Б. А. Рыбакову, другая - составителю "Всеобщего атласа истории и географии" М.-Н. Буйэ (Париж, 1865). На второй карте путь Дария выглядит более длинным: достигает берега Оки (Гипакириса), у впадения в которую современной Москвы-реки располагался военный лагерь царя Дария. Длинный путь по скифским степям, лесостепям и лесам окрестных народов объясняет, почему поход продолжался полтора года и был насыщен передвижениями в дальние области Скифии. В своей "Истории Российской" В. Н. Татищев сообщил, что Дарий, оставив скифов на реке Гоаре, построил восемь городов один от другого на расстоянии десяти километров, но закрепиться в Скифии не смог. Скифы были непокорны и умны и не хотели быть рабами персов. В 513-512 гг. Кундузу было 25 лет. Он был отважный и опытный воин. Древние историки говорят, что причин похода персов на скифов были три: 1) наказать скифов за давние завоевательные походы в Малую Азию и на Передний Восток в VII - VI вв.; 2) отрезать Грецию от хлебородных, богатых скотом и рыбой областей; 3) наказать скифов за дерзкое письмо от одного из их властителей царю Дарию. Беспримерный по масштабам поход персов проходил по западному и северному берегам Черного моря до Меотиды, потом по степи на Средний Танаис, потом на Гелон, который персы сожгли, но не добились своей цели. Скифы уклонялись от генерального сражения и изматывали персов короткими неожиданными нападениями в безводной местности. Дарий должен был вернуться в свой лагерь на берегу Меотиды ни с чем, весьма раздосадованный. Силы его войска таяли, так как многие воины умирали от голода и от нестерпимой жажды. Сказывалась тактика "выжженной земли", которую применяли скифы: они зажигали степь, устрашая тем самым персов. В итоге персы потерпели жестокое поражение и были вынуждены с позором покинуть Скифию и уйти за Дунай, едва избегнув пленения. Дарий увел с собой 50 000 воинов, которые переправились на 200 кораблях на азиатский берег Дарданелл. Геродот называет трех царей скифов, которые отличились в войне с персами: Иданфирс, Таксакис и Скопасис. "Свод булгарских летописей" упоминает имена царя Кундуза и его сына Колына (555–486 гг.). В одном из сказов сказительницы Захарихи, озаглавленном "про войну с вайлами", т. е. с персами, рассказывается о том, что якобы в VI в. до н. э. Русская земля уже была и принимала участие в сопротивлении персидской агрессии на стороне скифов. Правда, царь русов Рогач Старый был убит, а часть русичей была взята в плен персами и уведена на чужбину, где и погибла. Факты, изложенные в этом сказе, мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть. Назад История Руси. Глава 5. VII Далее |