| 
				   История Руси. Глава 5. VII По свидетельству "Свода булгарских летописей", царь Буртас утвердил  во всем восточном мире, в том числе и в Кара-Саклане, моду на булгарские  меха, которые назывались "буртасскими", и первую партию мехов он  отправил ассирийскому царю Ассаргадону в качестве выкупа за его дочь,  свою невесту. Буртас учредил практику установления намогильных камней,  символов гор, и скульптурных изображений духов, так называемых  "балбалов". Булгарский летописец XIII в. н. э. Кул Гали приводит мнение о  том, что якобы Буртас ввел в Иделе первую тюркскую руническую  письменность - "самра", заимствованную у малоазийских булгар -  "гермиохонов". Он же ввел булгарское (туранское) летосчисление с  именами годов двендцатилетнего цикла по знакам булгарского зодиака, а  также турано-идельский календарь. Этому Буртасу приписывают  вмешательство в распрю между двумя иранскими народами: кыпчаками  (скифами) и масгутами (массагетами) на стороне первых. Скифы потерпели  поражение от масгутов и попросили Буртаса поселить их подальше от  обидчиков. Отзывчивый Буртас попросил киммерийцев потесниться и отдать  скифам половину Кара-Саклана. Но киммерийцы отказались. Тогда скифы и  булгары под руководством сына Буртаса Мадия Азака вторглись в  Кара-Саклан и в одной битве в 653 г. наголову разбили киммерийцев. За  эту победу Мадий получил прозвание Камыр-батыр. А киммерийцы были  вынуждены бежать к своим малоазийским сородичам хеттам, обогнув  Кавказские горы по западному побережью Каспийского моря. В результате  весь Кара-Саклан (он же - Великия Скифия, ныне - территория Украины)  отошел победителю и вошел в состав древнебулгарского государства Идель.  Ассирийский царь Ассаргадон попросил у своего булгарского зятя помочь  ему отвоевать земли у своих ближних восточных соседей. Тесть Ассаргадона  Буртас был "своим шумером", поэтому он согласился и послал на Передний  Восток большое войско из скифов, булгар и других народов, среди  которых были, вероятно, и праславяне. В 653 г. войско наследника  престола Мадия наголову разбило мидийское войско и соединилось со своими  шумерскими братьями - "черноголовыми". Мадий наказал недругов за обиды  родственникам. Буртасской войной начинаются завоевания северян на  Ближнем Востоке. Об этом рассказывают Библия и "Велесова книга". Так,  мы читаем в первой из них: "Вот идет народ из северной страны... держит  лук и короткое копье, жесток он, они не сжалятся! Голос их ревет как  море, скачут на конях, выстроились как один человек... Лишь услышим  весть о них, как опустятся у нас руки, туга и горе охватывает нас...  вражеский меч наводит ужас со всех сторон" (Иер. 6, 22-23).   Скифо-булгарская конница Мадия разгромила Урарту, Мидию и Манну,  Митаннию, Вавилонию, Палестину, а Египет при фараоне Псамметихе I  откупился данью; походы на Египет датируются 610 и 605 гг. до н. э.  Покорения на короткое время не избежала и Ассирия. Там завоеватели  основали царство Ишкуза. Война продолжалась в течение всего царствования  Мадия, или Маджи Азака (633-611 гг.), и в начале царствования Улата,  или Илята, сына Мадия. Скифы подружились с мидянами, т. е. со своими  родственниками, праотцами нынешних курдов, и в 612 г. ходили вместе с  ними на Ассирию и взяли их столицу Ниневию. Поход победителей  возглавлял мидийский царь Киаксар (625-585 гг.).   И взяли они город Харран в Северной Месопотамии (610 г.) и побивали  даже эллинских воинов, если они попадались скифам на глаза.   Драматичными были войны с вавилонянами при царях Набупалассаре  (627-605 гг. до н. э.) и Навуходоносоре II (605-562 гг. до н. э.). Скифы  сперва одерживали победы, но потом были разбиты. "И терпели кабалу  вавилонскую, и клонили головы под вражьи бичи, давали дань и отдавали  своих юношей для войны, и ходили впереди рати Набсура",- рассказывает  "Велесова книга".    Скифы участвовали в походе Навуходоносора II на Иудею в 597 г.,  когда 3000 евреев были уведены в вавилонский плен. В 595 г. случилось  несчастье: Киаксар предательски заманил скифских вождей в ловушку и  перебил их. Тогда "забрали мы свои стада, и бросились к северу, и спасли  наши души... И лучше нам погибнуть, нежели быть под данью и приносить  жертвы их богам",- рассказывает "Велесова книга" (II. 6 в). Вдоволь  навоевавшись, скифы отправились домой. По дороге в современном иранском  Азербайджане умер царь Мадий (611 г.). Он был похоронен в большом  кургане неподалеку от современного города Саккыз. А скифы во главе со  своим царем Улатом, внуком Буртаса, перешли реку Аракс и возвратились в  свои Причерноморские степи, уводя добычу и примкнувших к ним  митаннийских ариев. По "Велесовой книге", скифов, саков и праславян вел к  Эльбрусу и "синей Ра-реке", т. е. к Волге, сам "вождь Заребог", иначе  говоря - Зарина, вдова Мадия. В дороге она умерла и была похоронена на  берегу Терека. Развалины грандиозной ее усыпальницы-пирамиды ныне видны  на правом берегу Терека.   Следы тех войн - отдельные погребения киммерийцев и скифов -  сохранились, например, в г. Сардах, столице Лидии, в Закавказье - в  урартской крепости Тейшебаини, на окраине современного г. Еревана, близ  с. Тли в Южной Осетии.   С тех пор Кара-Саклан стал надолго центром Скифской цивилизации,  собиратель-ницы народов, в том числе и праславян. А скифы, саки и  митанни стали "царскими скифами" в центре страны.   Улату наследовал его сын Булут, который был довольно образован: он  читал и писал по-гречески. Булут правил 18 лет и прославился тем, что  разрешил грекам построить несколько городов в Северном Причерноморье. За  это они ему выплачивали дань. Булут вел переписку с греками по-гречески  и способствовал распространению греческой культуры среди скифов.  Последние прозвали Булута "Крэш", что значит "Грек". Его праправнук  Кундуз Балтавар прославился тем, что долго водил 700 000-ное войско  персов царя Дария I Гистаспа (522-486 гг.) по скифской степи в 513-512  гг. Поход был пешим и имел целью присоединить Скифию к яфетической  державе персов, наследников Кира Великого. Имеется не меньше двух  географических реконструкций предполагаемого пути. Приведем здесь обе  карты: одна из них принадлежит академику Б. А. Рыбакову, другая -  составителю "Всеобщего атласа истории и географии" М.-Н. Буйэ (Париж,  1865). На второй карте путь Дария выглядит более длинным: достигает  берега Оки (Гипакириса), у впадения в которую современной Москвы-реки  располагался военный лагерь царя Дария. Длинный путь по скифским степям,  лесостепям и лесам окрестных народов объясняет, почему поход  продолжался полтора года и был насыщен передвижениями в дальние области  Скифии.   В своей "Истории Российской" В. Н. Татищев сообщил, что Дарий,  оставив скифов на реке Гоаре, построил восемь городов один от другого на  расстоянии десяти километров, но закрепиться в Скифии не смог.   Скифы были непокорны и умны и не хотели быть рабами персов.   В 513-512 гг. Кундузу было 25 лет. Он был отважный и опытный воин.  Древние историки говорят, что причин похода персов на скифов были три:  1) наказать скифов за давние завоевательные походы в Малую Азию и на  Передний Восток в VII - VI вв.; 2) отрезать Грецию от хлебородных,  богатых скотом и рыбой областей; 3) наказать скифов за дерзкое письмо от  одного из их властителей царю Дарию. Беспримерный по масштабам поход  персов проходил по западному и северному берегам Черного моря до  Меотиды, потом по степи на Средний Танаис, потом на Гелон, который персы  сожгли, но не добились своей цели.   Скифы уклонялись от генерального сражения и изматывали персов  короткими неожиданными нападениями в безводной местности. Дарий должен  был вернуться в свой лагерь на берегу Меотиды ни с чем, весьма  раздосадованный. Силы его войска таяли, так как многие воины умирали от  голода и от нестерпимой жажды. Сказывалась тактика "выжженной земли",  которую применяли скифы: они зажигали степь, устрашая тем самым персов. В  итоге персы потерпели жестокое поражение и были вынуждены с позором  покинуть Скифию и уйти за Дунай, едва избегнув пленения. Дарий увел с  собой 50 000 воинов, которые переправились на 200 кораблях на азиатский  берег Дарданелл. Геродот называет трех царей скифов, которые  отличились в войне с персами: Иданфирс, Таксакис и Скопасис. "Свод  булгарских летописей" упоминает имена царя Кундуза и его сына Колына  (555–486 гг.).   В одном из сказов сказительницы Захарихи, озаглавленном "про войну с  вайлами", т. е. с персами, рассказывается о том, что якобы в VI в. до  н. э. Русская земля уже была и принимала участие в сопротивлении  персидской агрессии на стороне скифов. Правда, царь русов Рогач Старый  был убит, а часть русичей была взята в плен персами и уведена на  чужбину, где и погибла.   Факты, изложенные в этом сказе, мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть.  Назад История Руси. Глава 5. VII Далее 			 |