История Руси. Глава 5. VI Согласно мистическому учению древних, единое течение мистериальной премудрости Солнечного Оракула разделилось на два течения: северное, которое возглавил Мани (III в.), и южное, которое было много старше и возглавлялось Заратуштрой и Скифианом. Вождь северного течения великого учения родился в Вавилоне в 215 г. Получив жреческое образование, он стал руководителем нового духовного учения, продолжавшего зороастризм. В 242 г. в г. Ктезифоне Мани стал проповедовать свое учение, призывающее к избавлению человеческого духа от земного материализма, равновеликого злу. Это было дуалистическое учение с верой в конечную победу добра над злом. В 276 г. Мани был казнен, но его учение - манихейство - стало в один ряд с подобными же учениями тондакитов в Армении (впоследствии, павликиан), богомилов в Болгарии, Боснии, Византии, альбигойцев в Западной Европе. Оно утверждало победу духа над плотью и распространялось в среде христиан. Такой же была дуалистическая основа духовности Скифо-Сарматской цивилизации, повлиявшая на славян. Величайшая духовность - вера в единого Бога-Творца - рождалась на берегах Днепра, Дона и Волги вместе с той великой цивилизацией. Она давала надежду на спасе-ние и вместе с тем придавала силу людям, надеющимся обрести истину и спасение. Скифо-Сармато-Славянская духовность явилась в добрый час, чтобы предопределить в буду-щем расцвет Древней Руси и обретение ею государственности. Не забудем, что зороастризм повлиял не только на ведизм, но и на буддизм, новое вероучение. Истина приоткроется, если мы примем во внимание, что принц индийской Сакии, по имени Сидгарта Гаутама, он же - Шакья-Муни, или Будда, был сыном скифского царя, который в VI в. до н. э. переселился из Скифии на берега Ганга. Будда хорошо усвоил ведизм и зороастризм от своего отца и основал свою новую религию. Так буддизм родился в Индии в добрый час, но свои истоки он берет в Скифии, где сложилась особая цивилизация. А цивилизация немыслима без строительства городов. Не считая греческих городов-государств, в Скифии их было мало. Геродот упоминает Ольвию, Каркинитиду, Порфмий на Керченском полуострове, Кремны на Азовском море и деревянный город Гелон на реке Ворскле, населенный полугреками. Что же касается городищ, то, как указывает А. И. Мартынов, "наиболее ранние поселения скифов известны у Бугского лимана. Они отличаются небольшими размерами... В V в. до н. э. на Среднем Днепре и по берегам Южного Буга появились большие укрепленные скифские городища... Наиболее известными городищами являются Пастырское, занимающее площадь около 35 га, Немировское - около Винницы, Григорьевское - у Могилев-Подольского, Матронинское и Бельское (т. е. Гелон.- Ю. Б.)... Каменское городище, расположенное на Днепре. Оно занимало площадь около 12 кв. км и было окружено мощным земляным валом шириной около 11 метров и примерно такой же высоты. Внутри городища, на берегу реки, находился акрополь. Население городища в социальном отношении было неоднородным; в акрополе за каменной стеной жила скифская аристократия... Совсем иной вид имели постройки, открытые археологами в ремесленной части города". Каменское городище известно тем, что оно было центром выплавки стали и производства оружия: такого еще не было ни в Европе, ни в Азии. Это обеспечивало скифам преимущество в бесконечных войнах. Городище это было предположительно столицей Скифии. В Нижнем течении Днепра, ближе к Черному морю, насчитывалось не менее шести скифских городищ, превратившихся в города. Они продолжали существовать и в Сарматское время, когда городская жизнь стала в стране более интенсивной и когда ремесла и торговля выделились в особые отрасли хозяйственной жизни. Любопытные сведения о предыстории Великой Скифии сообщает "Свод булгарских летописей". В ней история протобулгар тесно переплетается с историей протоиранцев. Они стали соседями, когда протоиранцы переселились с западных земель к Алтаю. Основателем государства прототюрков на Алтае, у Шести гор, в земле сэрбийцев (или сиров), был царь Хон-Улан. Жившие по соседству китаи пытались им помешать, но были разбиты Кубэрчеком, хонским царем. Государство Идель, расположенное между Уральскими горами и Волгой, было основано царем Джал-Иджиком, сыном Бояна, в незапамятные времена. На Волго-Урале булгары восстановили свой Старый Туран, а во главе стал старый туранский царский род. Одна из многочисленных групп протоиранцев под названием саки, они же - кыпчаки, они же - впоследствии скифы, в XIII - XII вв. до н. э. заселили Семиречье у озера Балхаш. Оттуда вместе с отцом своим Орианой они ходили походами по степям от Китая до Волги, например, нападали на савиров в приалтайских степях, а в устье Волги - на массагетов (или масгутов), своих родственников, с которыми не ладили. И "были сильны как после питья солнечной сурьи", а в жилах их текла горячая протоиранская кровь! Другую точку зрения о прародине скифов в южном Закавказье на реке Аракс излагает грек Диодор Сицилийский (90 - 21 гг. до н. э.) в своей "Исторической библиотеке": "11, 43. Они (скифы) сначала занимали незначительную область, но впоследствии, понемногу усилившись благодаря своей храбрости и военным силам, завоевали обширную территорию и снискали своему племени большую славу и господство. Сначала они жили в очень незначительном количестве у реки Аракса и были презираемы за свое бесславие; но еще в древности под управлением одного воинственного и отличавшегося стра-тегическими способностями царя они приобрели себе страну в горах до Кавказа, а в низменностях прибрежья Океана и Меотийского озера и прочие области до реки Танаиса. Впоследствии, по скифским преданиям, появилась у них рожденная землей дева, у которой верхняя часть тела до пояса была женская, а нижняя - змеиная. Зевс, совокупившись с ней, произвел сына по имени Скифа, который превзойдя славой всех своих предшественников, назвал народ по своему имени скифами. В числе потомков этого царя были два брата, отличавшиеся доблестью; один из них назвался Пал, а другой - Нап. Когда они совершили славные подвиги и разделили между собой царство, по имени каждого из них назвались народы, один - палами, а другой - напами. Спустя несколько времени потомки этих царей, отличавшиеся мужеством и стратегическими талантами, подчинили себе обширную страну за рекой Танаисом до Фракии и, направив военные действия в другую сторону, распространили свое владычество до египетской реки Нила. Поработив себе многие значительные племена, жившие между этими пределами, они распространили господство скифов, с одной стороны, до Восточного океана, с другой - до Каспийского моря и Меотийского озера; ибо это племя широко разрослось и имело замечательных царей, по имени которых одни были названы саками, другие - массагетами, некоторые аримаспами и подобно им многие другие". В VIII в. до н. э. скифы пришли в северопричерноморские степи, проделав долгий путь: они обошли с юга Каспийское море, затем по его западному берегу и через Дербентский проход достигли Северного Кавказа, а оттуда Дона, в будущем своей любимой реки, после чего заняли земли в бассейне Днепра и основали Великую Скифию. Их соседом было государством "Идель-Урал", где жили булгары, народ тюркской языковой группы. Булгары были сильным и могущественным народом. В VII в. до н. э. во главе булгарского государства Идель встал царь Партатуа, он же Буртас-Бурджан из династии Сармат-Чирмыш (689-633). Он был сыном Ишпакая-Тухчи и открыл период "сильных правлений" на Востоке, подчинив себе скифов. Его эпоху называли также эпохой "тазбаш", т. е. "бритых голов", так как царь приказал остричь всем строптивым вельможам волосы в знак покорности. Этот период продолжался 500 лет до начала сарматского владычества в Причерноморье. Назад История Руси. Глава 5. VI Далее |