Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

История Руси. Глава 8. VI Версия для печати

История Руси. Глава 8. VI

"Древнейшей формой самоназвания русских было, очевидно, "рос", засвидетельствованное и Псевдо-Захарием Ритором в VI в., и топонимикой, и византийскими авторами. Смену "о" на "у" мы видим и в названиях соседних народов: булгары и болгары. "Русская Правда" в ее древнейшей части носит название "Правда Росьская". Арабо- и персоязычные авторы всегда употребляли форму "рус", а греки - "рос". К этому можно добавить, что имя антского вождя звучит у автора VI в. - "Боз", а у автора XII в. - "Бус".
Вопреки Ломоносову и Вернадскому, мы полагаем, что на самом деле ни славяне, ни русы, происшедшие из славян, в первые века н. э. не были ни роксоланами, ни аланами. Страбон в "Географии" описывает роксоланов как племя сарматов, поселившееся в III в. до н. э. между Борисфеном и Танаисом. Описание их нравов и обычаев кочевого образа жизни в позвозках не оставляет сомнений в том, что они точно не славяне-земледельцы, а североиранцы - скотоводы и кочевники. Впрочем, среди них или, вернее, по соседству с ними могли жить славянские племена, о чем говорят сохранившаяся надпись II - III вв. с именами "Ант" и "Хорват". До V в. рокослане еще жили между Доном и Днепром и по берегам Азовского и Черного морей, т. е. там, где жили и славянские племена, а потом были ими ассимилированы в Государстве Кия. Роксоланы также известны под именем "ревканалы" (Плиний и Птолемей). Певтингерова таблица (III в.) помещает их на Южном Буге и между Днепром и Днестром, т. е. по соседству с антами, тиверцами, уличами и т. п. Но когда Причерноморские степи стали ареной жестоких боев между славянами и готами, между славянами и гуннами, роксоланы откочевали в более безопасные, по их разумению, места: в Дакию, на Дунай и его притоки, в Паннонию, а другие соединились с киевскими русами. Они сражались с римлянами и в конце концов растворились в общей массе народов Причерноморских степей и лесостепи. А сарматы остались на территории Великой Сарматии и в большинстве своем вошли в состав населения Черняховской культуры, а потом - Киевской Руси. Это и был сармато-славянский симбиоз, который в конечном итоге породил и Русь. Анты же как раз и были тем народом, который сформировался в условиях славяно-иранского симбиоза в Подольско-Днепровском регионе Черняховской археологической культуры.

Этноним "Русь" происходит явно из иранских языков со значением "светлый, блестящий". (Ср. осетинск. "ruxs / roks", персидск. "ruxs / roks".) Академик О. Н. Трубачев выдвинул гипотезу об индоарийской этимологии того периода, который непосредственно последовал за распадом индоиранской языковой общности. О. Н. Трубачев полагал, что слово "русь" - отражение региональной традиции названия Северного Причерноморья "Белой, Светлой стороной". Эта традиция еще дославянская и дотюркская, и потому он возводит этноним "русь" к местному бессуффиксному варианту древнеиндийского "ruksa", допуская в качестве гипотезы специфическую индоарийскую ассимиляцию "russ". В последующем О. Н. Трубачев предположил, что ираноязычный этноним "русь" тяготеет к побережью Черного и Азовского морей и к Крыму и отражает процесс сложения нового этноса на грани старой и новой эр.
На неславянскую этническую принадлежность первоначальной руси якобы указывает и то, что летописец Нестор не включает русь ни в один из перечней славянских племен, расселившихся по Восточно-Европейской равнине. Но дело обстоит гораздо сложнее.
Член-корреспондент РАН В. В. Седов полагает, что знакомство восточных славян с сарматским "ruxs" привело к перенесению индоираноарийского этнонима на юго-восточную группу славянских племен, называвшихся антами. Эта теория смыкается с теорией академика Б. А. Рыбакова о том, что анты собственно и были первыми русами, а в VII в. н. э. термин "анты" и вовсе исчез, сменившись на этноним "русские".
М. И. Артамонов считал росов сармато-аланским племенем Среднего Поднепровья. С росами он связывал клады вещей VI - VII вв. и полагал, что росы были разгромлены Хазарией в период ее экспансии на запад. Освобожденные от хазар области лесостепного Приднепровья сохранили название "Русской земли", которое усвоили проживавшие здесь поляне. На самом деле превращение это произошло намного раньше, на грани старой и новой эры, и было связано с ославяниванием сарматов и обретением славянами-зарубинцами и черняховцами самосознания нации.
К числу автохтонистов следует отнести таких крупных ученых, как Н. С. Державин , В. В. Мавродин , М. Н. Тихомиров , П. Н. Третьяков , В. П. Петров , П. П. Толочко ; В. В. Иванов и В. Н. Топоров рассматривали этнонимические факты на каждой данной территории Восточно-Европейской равнины как единое целое и, в итоге, поработали в пользу автохтонистов. Все они, в общем, придерживаются теории южного происхождения Руси задолго до пришествия норманнов.
Шведский исследователь А. Тулин поддержал автохтонистов, высказав ряд дополнительных аргументов в пользу южного происхождения этнонима "русь".
Третья версия была выдвинута в 1923 г. русским скандинавистом В. А. Бримом. По его мнению, имело место двойное происхождение "руси": 1) в Южной Руси, 2) в Северной Руси. Затем, в 882 г. после завоевания Киева князем Олегом произошло соединение обоих этнонимов. Эта же идея разрабатывалась Г. В. Вернадским, выводившим этноним "русь" как от роксоланов, так и от фризов провинции Рустрингия.
Этого же взгляда придерживался польский лингвист Роман Смаль-Стоцкий, живший в Канаде. Он считал, что термин "Русь" происходил на юге от слова "русый", а на севере - от финского "Ruotsi".
Такого же мнения придерживался польский историк Генрик Пашкевич, живший в Лондоне.
Инвариантный вид третьей версии был предложен Л. Н. Гумилевым. По его мнению, русы - не варяги-наемники, а целое племя: они однажды ушли от готов из Прибалтики на восток и на юг и, соединившись там с остатками антов, разгромленных аварами, к Х веку образовали новое славянское племя руги, якобы отличавшееся от других племен. Потом это новообразованное племя объединило другие восточнославянские племена и образовало первое Русское государство. Вот что писал Л. Н. Гумилев: "Для славян было бедствием соседство с древними русами (которых на разных языках называли по-разному - рутены, росы, русы), потому что русы сделали своим промыслом набеги на славян. В свое время русы, побежденные готами, бежали частично на восток, заняли три города, которые послужили базами их дальнейших военных походов. Это были Куяба (Киев), Арзания (Белоозеро?) и Старая Руса. Русы, сделав своим промыслом грабеж и нападения на соседей, убивали мужчин, а захваченных в плен женщин и детей продавали купцам-работорговцам.
Славяне же селились небольшими группами в деревнях: обороняться от русов, оказавшихся жуткими разбойниками, им было трудно. Добычей русов становилось все ценное, а ценным были меха, мед, воск и дети. Эта тяжелая борьба длилась очень долго и закончилась в пользу русов, когда власть оказалась в руках человека, которого звали Рюрик. Биография Рюрика была непростой. По профессии он был варяг... По своему происхождению рус".
При разрешении разногласий трех точек зрения решающее слово принадлежит историческим источникам, анализ которых неизбежно приводит к торжеству одной из предполагаемых версий, а именно второй, автохтонистской.
Находится и весьма вероятное объяснение для названия "русы", которое с 850-х годов приняли на себя приехавшие на русскую службу норманны. В "Нариман тарихы", булгарском своде XVI в., сохранилось предание о том, что скандинавские воины, приглашенные старейшиной Гостомыслом на военную службу по приказу булгарского кана Ак-Урус Айдара, - Ирек, Салахби и Сынбай,- стали называть себя "урусы", т. е. русы, желая тем самым почтить пригласившего их властителя. Так возникло воинское сословие русов на Руси, где на самом деле уже много веков жили настоящие русы, выходцы со Среднего Днепра, с Киевщины. Социальная группа и этнос - это не одно и то же. Историческим фактом стало вхождение части норманнов в русское общество и их постепенное обрусение в течение двух веков. А Русский народ - один, он велик, могуч и многомерен! В нем неизбывно соединились великий дух с героическими свершениями во имя народа и для народа!

Назад История Руси. Глава 8. VI Далее

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены