| 
				 История Руси. Глава 8. IX 21) На острове Боденского озера, в монастыре Рейхенау, начали писать в  IX в. сочинение под названием "Описание городов и областей к северу от  Дуная", известное в научной литературе как "Баварский Географ". Автором  был монах Рудольф, получивший задание от короля Людвика Немецкого. В 845  г. эту работу продолжили и завершили монахи монастыря св. Еммерама в  Ратисбоне (совр. Регенсбурге).   Между этнонимами "Баварского Географа" "хазары" и "Forsderen  liudi", т. е., вероятно, "лесные люди" или "древляне", читается этноним  "Ruzzi", т. е. "Русь". Если спроецировать его местонахождение на карту,  то получается Среднее Поднепровье и леса к востоку от Днепра, т. е.  места, где действительно жили "Ruzzi".   22) Арабские и вообще восточные, в том числе персидские, источники о  Руси весьма многочисленны и ценны. Только немногие из них написаны до Х  столетия.   1. Упомянем двух арабских географов, которые, рассказывая о VI в.,  помещают народ русов где-то севернее Кавказа. Это ас-Са'алиби (XI в.) и  Захир ад-дин Мар'аши (XV в.).    2. Географ ал-Хорезми в книге "Картины земли" (836 - 847 гг.)  упоминает реку Данаприс, которая стекает с Русской горы (возможно, со  Среднерусской возвышенности).    3. Географ Ибн Хордадбех (820-880 гг.) в труде "Книга путей и  стран" рассказывает о купцах-русах следующее: "Что же касается до  русских купцов - а они вид славян, - то они вывозят бобровый мех, мех  черной лисицы и мечи из самых отдаленных (частей) страны славян к  Румскому морю , а с них (купцов) десятину взимает царь Рума , и если они  хотят, то они отправляются по Т(а)н(аи)су , реке славян, и проезжают  проливом столицы хазар Хамлых , и десятину с них взимает их (хазар)  правитель. Затем они отправляются к Джурджанскому морю и высаживаются на  любом его берегу. Диаметр этого моря 500 фарсангов, и иногда они  привозят свои товары на верблюдах из Джурджана в Багдад , где  переводчиками для них служат славянские рабы. Выдают они себя за  христиан и платят джизию "    В одном из персидских сочинений ат-Табари ал-Джафара Мухаммеда ибн  Джарира (839-923 гг., "История пророков и царей") под 643 г. сохранилась  речь правителя Дербента Шахрияра (по другой версии - Шахрбараза): "Я  нахожусь между двумя врагами: один - Хазары, а другой - Русы, которые  суть враги целому миру, в особенности нам, арабам, а воевать с ними,  кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтобы мы платили дань,  будем воевать с русами сами и собственным оружием и будем их  удерживать, чтобы они не вышли из своей страны".    Перс Мухаммад Бал'ами, ученый и визирь Саманидского государства  (ум. в 974 г.), в своей краткой редакции сочинения ат-Табари в рассказе о  событиях 643 г., когда воинственные арабы появились перед стенами  Дербента, дважды называет северных соседей - русов - врагами мира и,  особенно, арабов, которым с русами якобы придется воевать.    5. Арабский географ Ибн ал-Факих ал-Хамадани ок. 903 г. в своей  "Книге стран" поместил рассказ о маршруте славянских купцов, кое-что в  него добавив. Так, в числе товаров упомянуты меха выдр, добываемые из  дальнего конца Славонии, а перевалочным пунктом называет г.  Самкуш-Еврей, т. е. Керчь в Крыму. Что касается конечного пункта  маршрута, то он добавляет следующее: "Часто же они выходят в Джурдане,  где продают все, что у них есть, и все это попадает в Райию (Рей),  удивительно, что этот город есть складочное место всего мира".    Русско-греческие и русско-булгарские торговые отношения были весьма  активными, как и русско-хазарские. Об этом существует множество  свидетельств греческих и восточных. Русская рукописная традиция XVII в.  сохранила сказание под названием "Михей-Русин, ростовский купец" ;  повествующее о встрече русского купца со святыми братьями Кириллом и  Мефодием в Херсонесе. Осенью 860 г. Михей вел торговлю в Херсонесе и  Греции, а также отвозил в Хазарию дань, когда это требовалось. Именно  этот купец, приглянувшийся солунским братьям, был крещен св. Кириллом во  время Хазарской миссии весной 861 г. За тем купцом последовали и другие  купцы, крестившиеся вместе с киевлянами в 876 г. Принадлежность к  христианам открывала перед купцами возможность широкого общения в  заморских странах.   6. Арабский географ Ибн Русте из г. Исфагана в Персии оставил нам  7-й том своей "Книги драгоценных камней" (903-913 гг.). В ней имеются  тексты о славянах и русах, а также об острове русов. Приведем их  полностью:   А) "И между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути. В  самом начале пределов славянских находится город, называемый Ва.т.  (Вантит?). Путь в эту страну идет по степям (пустыням?) и бездорожным  землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян - ровная и лесистая, и  они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у  них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся улья и  мед. Называется это у них улидж и из одного бочонка добывается до 10  кувшинов меду. И они народ, пасущий свиней, как (мы) овец. Когда умирает  у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них  покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день после сожжения  покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того  места и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника  берут они бочонков двадцать или больше меда, отправляются на тот холм,  где собирается семья покойника, едят там и пьют, а затем расходятся. И  если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она  особенно его любила, то она приносит к трупу два столба, их вбивают  стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди  этой перекладины веревку, она становится на скамейку и конец (веревки)  завязывает вокруг своей шеи. После того, как она так сделает, скамью  убирают из-под нее, и она остается повисшей, пока не задохнется и не  умрет, после чего ее бросают в огонь, где она и сгорает. И все они  поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они  берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: "Господи,  Ты, который (до сих пор) снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в  изобилии".   Есть у них разного рода лютни, гусли и свирель. Их хмельной напиток  из меда. При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая  радость по поводу милости, оказанной ему Богом. Рабочего скота у них  немного, а лошадей нет ни у кого, кроме упомянутого (ниже) человека.  Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не  имеют. Глава их коронуется, они ему подчиняются и от слов его не  отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян. И  упомянутый глава, которого они называют "главой глав", зовется у них  свет-малик , и он выше супанеджа , а супанедж является его заместителем  (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет другой пищи,  кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные  кольчуги. Город, в котором он живет, называется Джарваб , и в этом  городе ежемесячно в течение трех дней проводится торг, покупают и  продают. В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает  себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную  остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу  накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и,  взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни до высшей степени,  их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до  того, что снимают даже одежду. В таком жилье остаются до весны. Царь  ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берет  себе по одному из ее платьев в год, а если сын, то также берет по одному  из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному  из платьев жены или рабыни в год. И если поймает царь в своей стране  вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из  правителей на окраинах своих владений".    Б) Текст о славянах в книге "Худуд ал-’Алам" ("Области мира")  передан в несколько иной редакции: "О стране славян. На восток от нее -  внутренние булгары и некоторые из русов, на запад - часть Грузинского  моря и часть Рума. На запад и восток от нее всюду пустыни и ненаселенный  север... У них много замков (коло) и крепостей (хисар). Одежда их  большей частью из льна. Они считают своей обязанностью по религии  служение царю. У них два города:    1) Вабнит - первый город на востоке, и некоторые из его жителей похожи на русов.   2) Хордаб - большой город и место пребывания царя".    В) Еще один текст не позднее конца IX в., так как в нем речь идет  об общении славян и русов с венграми, живущими неподалеку в Лебедии,  принадлежит историку Гардизи. Мы приводим текст из книги XI в. "Зайн  ал-ахбар": "... И они (венгры) побеждают славян и всегда одерживают верх  над славянами и рассматривают их (как источник) рабов. И венгры -  огнепоклонники и ходят к гуззам, славянам и русам и берут оттуда  пленников, везут в Рум и продают... И постоянно нападают на славян, и от  венгров до славян два дня пути... И на крайних пределах славянских есть  город, называемый Вантит... И между печенегами и славянами два дня пути  по бездорожью, и этот путь через источники и очень лесистую местность. И  страна славян ровная, изобилует деревьями, и они живут большей частью  среди деревьев... Одежда их - рубаха и высокие сапоги. Обувь их подобна  длинным табаристанским сапогам, которые носят женщины Табаристана. И  средства существования у них очень обильны.   Назад История Руси. Глава 8. IX Далее  			 |