Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

История Руси. Глава 8. IX Версия для печати

История Руси. Глава 8. IX

21) На острове Боденского озера, в монастыре Рейхенау, начали писать в IX в. сочинение под названием "Описание городов и областей к северу от Дуная", известное в научной литературе как "Баварский Географ". Автором был монах Рудольф, получивший задание от короля Людвика Немецкого. В 845 г. эту работу продолжили и завершили монахи монастыря св. Еммерама в Ратисбоне (совр. Регенсбурге).
Между этнонимами "Баварского Географа" "хазары" и "Forsderen liudi", т. е., вероятно, "лесные люди" или "древляне", читается этноним "Ruzzi", т. е. "Русь". Если спроецировать его местонахождение на карту, то получается Среднее Поднепровье и леса к востоку от Днепра, т. е. места, где действительно жили "Ruzzi".
22) Арабские и вообще восточные, в том числе персидские, источники о Руси весьма многочисленны и ценны. Только немногие из них написаны до Х столетия.
1. Упомянем двух арабских географов, которые, рассказывая о VI в., помещают народ русов где-то севернее Кавказа. Это ас-Са'алиби (XI в.) и Захир ад-дин Мар'аши (XV в.).
2. Географ ал-Хорезми в книге "Картины земли" (836 - 847 гг.) упоминает реку Данаприс, которая стекает с Русской горы (возможно, со Среднерусской возвышенности).
3. Географ Ибн Хордадбех (820-880 гг.) в труде "Книга путей и стран" рассказывает о купцах-русах следующее: "Что же касается до русских купцов - а они вид славян, - то они вывозят бобровый мех, мех черной лисицы и мечи из самых отдаленных (частей) страны славян к Румскому морю , а с них (купцов) десятину взимает царь Рума , и если они хотят, то они отправляются по Т(а)н(аи)су , реке славян, и проезжают проливом столицы хазар Хамлых , и десятину с них взимает их (хазар) правитель. Затем они отправляются к Джурджанскому морю и высаживаются на любом его берегу. Диаметр этого моря 500 фарсангов, и иногда они привозят свои товары на верблюдах из Джурджана в Багдад , где переводчиками для них служат славянские рабы. Выдают они себя за христиан и платят джизию "
В одном из персидских сочинений ат-Табари ал-Джафара Мухаммеда ибн Джарира (839-923 гг., "История пророков и царей") под 643 г. сохранилась речь правителя Дербента Шахрияра (по другой версии - Шахрбараза): "Я нахожусь между двумя врагами: один - Хазары, а другой - Русы, которые суть враги целому миру, в особенности нам, арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтобы мы платили дань, будем воевать с русами сами и собственным оружием и будем их удерживать, чтобы они не вышли из своей страны".
Перс Мухаммад Бал'ами, ученый и визирь Саманидского государства (ум. в 974 г.), в своей краткой редакции сочинения ат-Табари в рассказе о событиях 643 г., когда воинственные арабы появились перед стенами Дербента, дважды называет северных соседей - русов - врагами мира и, особенно, арабов, которым с русами якобы придется воевать.
5. Арабский географ Ибн ал-Факих ал-Хамадани ок. 903 г. в своей "Книге стран" поместил рассказ о маршруте славянских купцов, кое-что в него добавив. Так, в числе товаров упомянуты меха выдр, добываемые из дальнего конца Славонии, а перевалочным пунктом называет г. Самкуш-Еврей, т. е. Керчь в Крыму. Что касается конечного пункта маршрута, то он добавляет следующее: "Часто же они выходят в Джурдане, где продают все, что у них есть, и все это попадает в Райию (Рей), удивительно, что этот город есть складочное место всего мира".
Русско-греческие и русско-булгарские торговые отношения были весьма активными, как и русско-хазарские. Об этом существует множество свидетельств греческих и восточных. Русская рукописная традиция XVII в. сохранила сказание под названием "Михей-Русин, ростовский купец" ; повествующее о встрече русского купца со святыми братьями Кириллом и Мефодием в Херсонесе. Осенью 860 г. Михей вел торговлю в Херсонесе и Греции, а также отвозил в Хазарию дань, когда это требовалось. Именно этот купец, приглянувшийся солунским братьям, был крещен св. Кириллом во время Хазарской миссии весной 861 г. За тем купцом последовали и другие купцы, крестившиеся вместе с киевлянами в 876 г. Принадлежность к христианам открывала перед купцами возможность широкого общения в заморских странах.
6. Арабский географ Ибн Русте из г. Исфагана в Персии оставил нам 7-й том своей "Книги драгоценных камней" (903-913 гг.). В ней имеются тексты о славянах и русах, а также об острове русов. Приведем их полностью:
А) "И между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути. В самом начале пределов славянских находится город, называемый Ва.т. (Вантит?). Путь в эту страну идет по степям (пустыням?) и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян - ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся улья и мед. Называется это у них улидж и из одного бочонка добывается до 10 кувшинов меду. И они народ, пасущий свиней, как (мы) овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать или больше меда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойника, едят там и пьют, а затем расходятся. И если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно его любила, то она приносит к трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, она становится на скамейку и конец (веревки) завязывает вокруг своей шеи. После того, как она так сделает, скамью убирают из-под нее, и она остается повисшей, пока не задохнется и не умрет, после чего ее бросают в огонь, где она и сгорает. И все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: "Господи, Ты, который (до сих пор) снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии".
Есть у них разного рода лютни, гусли и свирель. Их хмельной напиток из меда. При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости, оказанной ему Богом. Рабочего скота у них немного, а лошадей нет ни у кого, кроме упомянутого (ниже) человека. Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Глава их коронуется, они ему подчиняются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян. И упомянутый глава, которого они называют "главой глав", зовется у них свет-малик , и он выше супанеджа , а супанедж является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет другой пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живет, называется Джарваб , и в этом городе ежемесячно в течение трех дней проводится торг, покупают и продают. В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают даже одежду. В таком жилье остаются до весны. Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из ее платьев в год, а если сын, то также берет по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или рабыни в год. И если поймает царь в своей стране вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений".
Б) Текст о славянах в книге "Худуд ал-’Алам" ("Области мира") передан в несколько иной редакции: "О стране славян. На восток от нее - внутренние булгары и некоторые из русов, на запад - часть Грузинского моря и часть Рума. На запад и восток от нее всюду пустыни и ненаселенный север... У них много замков (коло) и крепостей (хисар). Одежда их большей частью из льна. Они считают своей обязанностью по религии служение царю. У них два города:
1) Вабнит - первый город на востоке, и некоторые из его жителей похожи на русов.
2) Хордаб - большой город и место пребывания царя".
В) Еще один текст не позднее конца IX в., так как в нем речь идет об общении славян и русов с венграми, живущими неподалеку в Лебедии, принадлежит историку Гардизи. Мы приводим текст из книги XI в. "Зайн ал-ахбар": "... И они (венгры) побеждают славян и всегда одерживают верх над славянами и рассматривают их (как источник) рабов. И венгры - огнепоклонники и ходят к гуззам, славянам и русам и берут оттуда пленников, везут в Рум и продают... И постоянно нападают на славян, и от венгров до славян два дня пути... И на крайних пределах славянских есть город, называемый Вантит... И между печенегами и славянами два дня пути по бездорожью, и этот путь через источники и очень лесистую местность. И страна славян ровная, изобилует деревьями, и они живут большей частью среди деревьев... Одежда их - рубаха и высокие сапоги. Обувь их подобна длинным табаристанским сапогам, которые носят женщины Табаристана. И средства существования у них очень обильны.

Назад История Руси. Глава 8. IX Далее

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены