Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

История Руси. Глава 8. X Версия для печати
История Руси. Глава 8. X

... У них есть обычай строить укрепления, так как венгры на них постоянно совершают нападения и грабят их. Венгры приходят, а славяне запираются в этих укреплениях, которые построили. Зимой большей частью они находятся в замках и крепостях, а летом в лесах. У них много рабов. Если схватят вора, забирают его имущество, а его самого затем отсылают на окраину страны и там наказывают.
И между ними распространены прелюбодеяния, и если женщина полюбит мужчину, то сближается с ним, и когда он берет себе жену, если она окажется девственницей, то делает ее женой, если же нет, то продает и говорит: "Если бы в тебе был прок, то сохранила бы себя"... Если же, став женой, предается прелюбодеянию, то (муж) убивает ее, не принимая извинений. У них много напитков из меда. Есть у них люди, которые имеют у себя 100 больших кувшинов медового напитка".
А. В. Гудзь-Марков следующим образом комментирует этот текст: "Гардизи, описывая ближайшую к Булгару страну славян, вероятно, имел в виду страну вятичей. Город Ва.т, быть может, следует искать на Дону, в районе устья реки Воронеж. Название города Ва.т созвучно не только с именем вятичей, но и с Воронежем. А Воронеж, топоним и гидроним, упоминается древнерусскими, домонгольскими летописцами. Донские городища вятичей при устье Воронежа до конца Х в. оставались первыми славянскими укреплениями на пути из Булгар в Киев.
Гардизи особо подчеркивает значение производства меда у славян. Бортни устраивались на деревьях. Владелец дерева поднимался по стволу, закреплял себя сыромятными ремнями и принимался выдалбливать в стволе полость, призванную служить ульем или бортней. В одном стволе могло быть несколько бортней. Ульи или бортни делали и из спиленных деревянных колод. В колоде выдалбливали полость и устанавливали ее среди сучьев дерева, подальше от ведающих мед хозяев леса - медведей".
Г) "... Что же касается ар-Русийи , то она находится на острове, окруженном озером. Остров , на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр от того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар , и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что приводят из земли славян. Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его перед ребенком и говорит: "Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом". И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен, а единственное их занятие - торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям. Получают они назначенную цену деньгами и завязывают их в свои пояса. Они соблюдают чистоту своих одежд, их мужчины носят золотые браслеты. С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют ими... У них много городов , и живут они привольно. Гостям оказывают почет и с чужеземцами, которые ищут их покровительства, обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять чужеземца, но помогают и защищают последнего.
Мечи у них сулеймановы . И если какое-либо их племя, род (поднимается против кого-либо), то вступаются все они. И нет тогда между ними розни, но выступают единодушно на врага, пока его не победят.
И если один из них возбудит дело против другого, то зовет его на суд к царю, перед которым (они) и препираются. Когда же царь произнес приговор, исполняется то, что он велит. Если же обе стороны недовольны приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием (мечами), и чей из мечей острее, тот и побеждает. На этот поединок родственники (обеих сторон) приходят вооруженные и становятся. Затем соперники вступают в бой, и кто одолеет противника, выигрывает дело.
Есть у них знахари , из которых иные повелевают царем, как будто бы они их (русов) начальники. Случается, что они приказывают принести жертву Творцу их тем, чем они пожелают: женщинами, мужчинами, скотом. И если знахари приказывают, то не исполнить их приказания никак невозможно. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему на шею петлю, вешает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется, и говорит, что это жертва Богу.
Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют или обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют и все свои набеги, походы совершают на кораблях.
(Русы) носят широкие шаровары, на каждые из которых идет по сто локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к которым затем и привязывают. Никто из них не испражняется наедине, но обязательно сопровождают (руса) трое его товарищей и оберегают его.
Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное. Если кому из них удается приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнет ему завидовать и пытаться его убить или ограбить.
Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда, и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежды и золотые браслеты, которые он носил.
Затем опускают туда же множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника. После этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заточении".
Арабский текст об острове русов возник под пером арабского писателя Муслима ал-Джарми, который в 837 - 845 гг. жил в Константинополе и от купцов услышал предания и обработал их. (См.: Бартольд В. В. Арабские известия о Руси // Бартольд В. В. Соч. Т. II. Ч. 1. М., 1963. С. 821-823 и др. Ср.: Заходер Б. Н. Каспийский свод сведения о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX - X вв. М., 1962. С. 38-39.) С тех пор в пространном или сокращенном виде этот текст распространялся в арабо-персидской литературе X - XVI вв., в том числе в сочинениях ал-Мукаддаси, в книге "Худуд ал-'Алам", в сочинениях Гардизи, ал-Марвази, Ауфи, ал-Ханази и в анонимном произведении "Маджмал-алтаварих" (1126 г.). В ряде текстов речь идет уже не об острове, а об обширной стране с большим количеством городов, с жителями-язычниками. Народ характеризуется как многочисленный, сильный и могучий, с белыми волосами, красивым телосложением. В "Худуд ал'-Алам" прибавлено, что "страна эта изобилует всеми жизненными благами. Среди них есть группа моровват. Знахари у них в почете. Они шьют шаровары... и шапки из шерсти с хвостом, свисающим с затылка" ; "носят чистые одежды", "одежды людей - русов и славян из льна" (Гардизи), "плавают в Хазарское море... Храбрость и мужество хорошо известны, так что один из них равноценен многим из других народов. Если бы у них были лошади и они были наездниками, то они были бы страшнейшим бичом для человечества" (ал-Марвази). Как отмечает А. П. Новосельцев, "русы рисуются как воинственный народ, проводящий значительную часть времени в войнах со своими соседями-славянами... Общество русов, описанное нашим источником, не однородно по своему составу. Отмечая сплоченность и единство русов в борьбе с внешним врагом, он подчеркивает, что в отношениях друг с другом русы коварны и постоянно опасаются один другого. Едва ли это место свидетельствует просто о плохом характере данного народа, хотя некоторые редакторы первоисточника, вроде автора "Худуд ал-‘Алам", и охарактеризовали русов как народ "плохого нрава, непристойный, нахальный, склонный к ссорам". Скорее всего, намеки на розни в среде русов говорят о существовании среди них социального неравенства, когда более зажиточная и выделившаяся из остальной массы часть русов, а ее-то лучше всех и должны были знать арабы и булгары, имеет основания остерегаться своих прочих сородичей. Источник и более конкретно говорит о знатных русах (арабск. - "ал джалил", перс. - "марде бозорг"), которым оказываются особые почести даже после смерти, т. е. речь идет о князьях, которых одно сокращение из Ибн Хордадбеха называет "кназ", а ал-Бируни - "кабаз".
7. Другая группа источников повествует о трех центрах Руси IX в. Они восходят к сочинению географа Абу Зейду Ахмеду ибн Сахлу Ал-Балхи (ок. 850 - ок. 933 г.) "Карта климатов". Последнее, к сожалению, не сохранилось, но было использовано другими авторами, в частности, Ибн Хаукалем из северного Ирана, а затем ал-Истахри из южного Ирана. Приводим текст ал-Балхи:
"... И русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куаба , и он больше Булгара. И группа самая высшая (главная) из них, называют ее ас-Славийа , и царь их в городе Салау... (Третья) группа их, называемая ал-Арсанийа , и царь их сидит в Арсе , городе их. И достигают люди с торговыми целями Куйабы и района его. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении ее чужеземцами, ибо они (ее жители) убивают всех чужеземцев, приходящих к ним. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою.
И вывозят из Арсы черных соболей, черных лисиц и олово (свинец) и некоторое число рабов. Русы - народ, сжигающий своих мертвых...
Русы приезжают торговать в Хазар и Рум. Булгар Великий граничит с русами на севере. Они (русы) велики числом и уже издавна нападают на те части Рума, что граничат с ними, и налагают на них дань. И булгары внутренние христиане и мусульмане".


 Увеличить


982-983 гг.
Из кн.: Галкина Е. С. Тайны Русского Каганата. М., 2002. С. 117.

Назад История Руси. Глава 8. X Далее

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены