Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

История Руси. Глава 8. XI Версия для печати

История Руси. Глава 8. XI

Разновидностью этой группы текстов является отрывок сообщения конца IX - начала Х в. ал-Джайхани о Руси. Вот что здесь написано: "Русы состоят из трех родов: (1) из русов, живущих в ближайшем соседстве с Булгаром; их властитель живет в городе, называемом Куиаб, который больше Булгара, (2) из славян, (3) Тания. Жители ездят по торговым делам в Киев. Но до сих пор никто не сказал, чтобы какой-либо чужестранец приехал в этот город для того, чтобы там пребывать, ибо каждого иностранца, отправляющегося туда, тотчас убивают. Они ведут также торговлю на воде, ничего не сообщают о своем состоянии и не связываются с иностранцами. Они не допускают, чтобы кто-либо отправился в их страну. Из трех городов развозят мех черных соболей и олово во все места. У них господствует такой обычай, что когда кто умирает, они его сжигают, а девушки покойника, согласно желанию своему, сами предаются сожжению вместе с ним. Некоторые из них стригут волосы на голове, когда кто-либо умирает, или окрашивают себе бороду. Одежда их состоит из длинных кафтанов и коротких курток. Русы путешествуют по торговым делам в Хазарию".
Итак, все арабо-персидские восходящие к IX в. тексты убедительно свидетельствуют в пользу второй, автохтонистской точки зрения о Руси.
8. Арабский путешественник Ахмед Ибн Фадлан в 922 г. побывал в Волжской Булгарии и в своей "Записке" оставил подробное описание образа жизни, верований, погребального обряда и внешнего облика русских купцов. Вот что он пишет о внешнем облике русов: "Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились в устье Атыл (т. е. Волги.- Ю. Б.). Я не видал (людей) с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но у них мужчина носит кису, которой он охватывает один бок, причем одна из рук выходит из нее наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож, причем со всем этим он никогда не расстается. Мечи их плоские, бородчатые, франкские. И от края ногтей иного из них (русов) до его шеи имеется собрание деревьев, изображений (картинок) и тому подобного. А что касается их женщин, то на (каждой) их груди прикреплена коробочка, или из железа, или из серебра, или из меди, или из золота, или из дерева в соответствии с размерами денежных средств их мужей. И у каждой коробочки - кольцо, у которого нож, также прикрепленный на груди. На шеях у них мониста из золота и серебра".
Вполне очевидно, что перед нами описание привилегированной части общества - русских купцов, а не норманнов. Любопытно, что царя Булгарии арабский путешественник называет "царем славян", допуская право волжского балтавара на власть над некоторыми славянскими племенами. Сходства со скандинавами нигде не чувствуется.
9. Арабский ученый и писатель ал-Мас'уди (ум. 956 г.) написал в 943-947 гг. свое сочинение "Промывальни золота", в котором поместил много сведений о славянах, заимствованных из книг. "Славяне,- пишет он,- разделяются на многие народы; некоторые из них христиане, между ними находятся также язычники, точно также солнцепоклонники. Живут они при большой реке, текущей с востока на запад. Другая река в их стране течет с востока на запад, пока не изливается еще в другую реку, приходящую из стран Ильгуза (т. е., может быть, речь идет о Каме и Волге.- Ю. Б.).
Большая часть их племен язычники, которые сжигают своих мертвецов и поклоняются им. Сказал Мас’уди: некоторые люди ошиблись и думали, что море Хазарское (т. е. Каспийское.- Ю. Б.) соединено с морем Майотис (т. е. Азовским морем.- Ю. Б.), но я не видал меж купцами, отправляющимися в страну Хазар и путешествующими по морю Майотис и Найтас (т. е. Черному.- Ю. Б.) в страну Рус и Булгар, который бы думал, что с Хазарским морем соединяется одно из этих морей, или часть их вод, или один из их рукавов, кроме Хазарской реки <...>
Между царями востока в этих странах никто не содержит войска на жалованьи, кроме царя Хазарского. Все мусульмане в этих краях известны под названием "народа Ларсии". Русы же и славяне, о которых мы сказали, что они язычники, составляют войско царя и прислугу.
В верховьях Хазарской реки есть устье, соединяющееся с рукавом моря Найтас, которое есть Русское море; никто, кроме (русов) не плавает по нему и они живут на одном из его берегов (т. е. речь идет, вероятно, о канале Волго-Донском, известном с древнейших времен.- Ю. Б.).
Они образуют великий народ, не покоряющийся ни царю, ни закону; между ними находятся купцы, имеющие сношения с областью Булгар. Руссы имеют в своей земле серебряный рудник подобный серебряному же руднику, находящемуся в горе Банджира, в земле Хорасана.
Русы составляют многие народы, разделяющиеся на разрозненные племена. Между ними есть племя, называемое Лудана (?), которое есть многочисленнейшее из них. Они путешествуют с товарами в страну Андалус (т. е. Испанию.- Ю. Б.), Румию (т. е. Италию.- Ю. Б.), Кустантинию (т. е. Византию.- Ю. Б.) и Хазар <...>
Глава XXXIV. Описание славян, их обиталищ, рассказы об их царях и о расселении их племен.
Сказал Мас'уди: Славяне суть из потомков Мадая, сына Яфета, сына Нуха (т. е. Ноя.- Ю. Б.); к нему относятся все племена славян и к нему примыкают в своих родословных. Это мнение многих людей, сведущих, занимавшихся этим предметом.
Обиталища их на севере, откуда простираются на запад. Они составляют различные племена, между коими бывают войны, и они имеют царей.
Некоторые из них исповедуют христианскую веру по якобитскому толку, некоторые же не имеют писания, не повинуются законам, они язычники и ничего не знают о законах.
Из этих племен одно имело прежде в древности власть над ними, его царя называли Маджак, а самое племя называлось Валинана (т. е. волыняне.- Ю. Б.). Этому племени в древности подчинялись все прочие славянские племена, ибо верховная власть была у него и прочии цари ему повиновались.
Затем следует славянское племя Астарбана, которого царь в настоящее время называется Саклаих; еще племя, называемое Дулаба (т. е. дулебы.- Ю. Б.), царь же их называется Вандж-слава (т. е. Вячеслав.- Ю. Б.).
Затем племя, называемое Бамджин (т. е. Богемия.- Ю. Б.), а царь называется Азана; это племя самое храброе между славянами и самое искусное в наездничестве.
Еще племя, называемое Манаба, а царь называется Занбар. Затем племя, называемое Сарбин (т. е. сорбы.- Ю. Б.); это славянское племя грозно (своим противникам) по причинам, изложение которых было бы пространно, и по отсутствии у них закона, которому они бы повиновались.
Затем идет племя, именуемое Марава (т. е. мораване.- Ю. Б.); затем племя, именуемое Харватин (т. е. хорваты. - Ю. Б.); затем племя по имени Баранджабин (?). Названные нами имена некоторых царей этих племен суть имена известные для царей.
Первый из славянских царей есть царь Дира; он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами.
Подле этого царя из славянских царей живет царь Аванджа, имеющий города и обширные области, много войска и военных припасов; он воюет с Румом, Ифранджем, Нукабардом и с другими народами, но эти войны не решительны. (Вероятно, речь идет о Галицко-Волынском княжестве.- Ю. Б.)
Затем с этим славянским царем граничит царь Турка. (Турками называли тогда мадьяр, т. е. венгров, основавших свое государство в начале Х в. в Паннонии.- Ю. Б.) Это племя красивейшее из славян лицом, большее их числом и храбрейшее из них силою. (Мас’уди ошибается, приняв мадьяр за славян.- Ю. Б.)
Славяне составляют многие племена и многочисленные роды; эта книга наша не входит в описание их племен и распределение их родов. Мы уже рассказывали про царя, коему повиновались в прежнее время остальные цари их, то есть Маджак, царь Валинаны, которое племя есть одно из коренных славянских; оно почитается между их племенами и имело превосходство между ними. Впоследствии же пошли раздоры между их племенами, порядок был нарушен, они разделились на отдельные колена и каждое племя избрало себе царя, как мы уже говорили об их царях, по причинам, описание коих слишком длинно".
10. Арабский путешественник и испанский ученый, купец из г. Тортосы, живший в 50-60-е годы Х в. Ибрагим ибн Йа'куб оставил нам сообщение о набеге "огнепоклонников (ал-маджус), называемых ар-рус", на испанский город Севилью в 843-844 гг. Он же оставил после себя записку о посольстве в Германию к императору Оттону I около 965 г. Она сохранилась в "Географическом своде" арабского еврея ал-Бекри из Кордовы (XI в.). Текст Ибн-Йа'куба гласит: "Говорит Ибрагим, сын Якуба, Израильтянин. Страны славян тянутся от Сирийского моря к окружающему морю, к северу. И завладели племена севера (т. е., очевидно, германцы.- Ю. Б.) некоторыми из них и обитают по сие время между ними (славянами). Они (состоят) из многочисленных разнообразных племен. И собрал их в былое время некоторый царь, титул которого Маха, и был он из одного их племени, которое называлось Вийнбаба (т. е. из волынян.- Ю. Б.). И было это племя у них почитаемым. Потом же разъединилась их речь и прекратился их (государственный) порядок и племена их стали (отдельными государственными) группами и воцарился в каждом из племен царь (т. е. речь идет о распаде Волынского союза племен.- Ю. Б.). И царей их ныне четыре: царь Ал-Блгарин (т. е. Дунайской Булгарии.- Ю. Б.), и Байслав (т. е. Болеслав I Укрутный, чешский князь, 935-967 гг. - Ю. Б.), царь Браги, Бвймы и Краква (т. е. Праги, Богемии и Кракова.- Ю. Б.), и Мшка, царь севера (т. е. Мешко или Мечислав I, польский князь, 960-992 гг.- Ю. Б.), и Накур - на крайнем западе (т. е. князь ободритов Наккон.- Ю. Б.).

Назад История Руси. Глава 8. XI Далее

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 800 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 800 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 350р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже с июля 2016 г. 500 р. в СПб. Осталось несколько книг!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 200 рублей. 

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии!  944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2021 Бегунов Ю.К. Все права защищены