| 
				  История Руси. Глава 14. VI Впрочем, в конце VI в. уровень хазарской цивилизации был еще не  высок. Мовсес Каганкатваци в "Истории агван" так описывает пир хазар в  городе Партава (позднее - Бердаа): "Там мы увидели восседания их (хазар  за трапезой), склонившихся на колени подобно каравану тяжелоношных  верблюдов, каждого с миской, полной мяса от нечистых животных; при  мисках и чаши с соленой водой, куда макали куски, когда они ели, там же  серебряные кубки и сосуды для питья с резьбой, целиком (отделанные)  золотом, которые и принесены были ими из тифлисской добычи; вместе с тем  и громадные сосуды для хлебания - роговые и тыквообразные деревянные,  которыми они лакали взвар. С той же неотмытой грязью жира-сала на губах,  они по два и по три (пили) из одного и того же кубка и бесчувственно  (без чувства меры) наполняли сверх краев ненасытные свои чрева цельным  вином или молоком верблюдиц и кобыл, как вздутые бурюки. Ни виночерпиев  не было перед ними по ритуалу, ни слуг за их спинами, даже у царевича, а  были только воины с чащею пик, чутко охранявшие дверь сомкнутыми в круг  щитами".    В VII в. при императоре Ираклии (610 - 641 гг.) у хазар уже был  свой каган. Это был Тун-Джабгу Забель (ум. в 630 г.), вместе с которым  византийцы осаждали Тифлис (628 г.) и добились успеха. Этот Тун-Джабгу  называл себя "царем севера", имея в виду окраинные земли Западного  Тюркютского каганата. Его дальний родственник Ирбис-Шегуй-хан и был  родоначальником хазарских каганов из династии Ашина. Так хазары стали  главной опорой остатков Западного Тюркютского каганата. Оттуда у хазар  появился номинальный глава государства. Это был царевич - беглец из  Тюркютского каганата. Он был, вероятно, сыном или внуком  Ирбис-Шегуй-хана. Династия Ашина считалась в Хазарии легитимной, так как  ее возглавлял представитель бывшего Западного Тюркютского каганата, в  то время, как династия Дуло, правившая Великой Булгарией, считалась  мятежной, так как боролась за верховную власть в Идель-Урале с династией  Ашина. Кыр-Багыл, правнук Саросия, сын Сабан-Курмыша в 653 г. стал  правителем Хазарии и принял титул джабгусир-кагана. При нем в третьей  четверти VII в. сложилась территория Хазарского каганата, начиная от  области восточнее реки Джаика, где жили огузы, до Дона и далее на юг до  реки Терека и Главного Кавказского хребта. Помог кан Бат-Боян,  отказавшийся от восточной части Булгарии на Северном Кавказе. В конце  VIII в. Великая Булгария окончательно распалась на Северный Булгар с г.  Башту (Киевом), на Западный, т. е. Дунайскую Булгарию, и на Южную, или  собственно Хазарию, расположенную между двумя морями - Черным и  Каспийским - и быстро расширившую свою территорию за счет тюркоязычных  соседей.   Политико-географическое деление славянской части Булгара и Хазарии в конце VIII - начале IX в. было следующим:    1) Бырбат (современные Белоруссия и часть Украины). Он состоял из  областей - а) Джалыш с центром в г. Булуте (современный г. Полоцк),  названным в честь хазарского кагана Булуша, 821 - 838 гг.; б) Агаджир  (Карпатская Украина и Галичина), где жили караджаны (хорваты, сербы и  предки украинцев); в) Балын (Волынь), где жили ульчийцы (предки  украинцев, в том числе киевлян и волынян); г) бейлик Тура с центром в г.  Турове, которым тогда владели потомки Шамбата, род Шамай; д) бейлик  Искеристан с центром в г. Искоростень, где жили древляне; им владели  Аспаруховичи;   2) бейлик Кара-Булгар, которым правили булгарские каны; в него  входили области Джеремела (между Днепром и Доном), Хорысдан  (Переяславщина), Катраг или Каджак (часть левобережной Украины); бейлик  Батыш (Вятич), в который входили обширные области Сэбэр (Северщина),  Гюзел с центром в г. Козельске, с Муромщиной, Рязанщиной; Кортджак, т.  е. современное Подмосковье, с г. Ростовом (Джиром);   3) бейлик Барынджар с центром г. Барынджар (современный г.  Бердичев), которым владел род Тухчи, он был образован в 810-е годы  каганом Джир-Буратом (805-813 гг.). Здесь господствовала джалматская  (огузская) и славянская речь; после 969 г. джалматский язык стал  господствующим языком остатков Хазарии;   4) область Таш-баш, или Киевщина, с центром в г. Киеве (Башту), где  сидели и булгарские бии, и балтавары, и русские князья, пока не  образовалось полусамостоятельное княжество Аскольда и Дира (с 858 г.),  позднее (в 882 г.) превратившееся в Киевскую Русь;   5) область Бырман - побережье Черного моря от устья Днепра до устья  Дуная, где кочевали скотоводческие племена, но жили и славяне и  булгары;   6) Джалда или Крым, где жили тавроскифы (они же - русы) и греки с готами;   7) на севере находилась область Шуд-Галидж с центром в г. Галидже  (Старой Ладоге). С нее собирали дань в пользу Хазарии сэбэрские беки из  Халджи (Волжской Булгарии).    В создании Хазарского государства видную роль сыграли знатные  булгарские роды Тухчи, Угер, Тат-Угек, Кубан, Худжаркин, Шамай, Катраг,  Бут, Бат-Бояновичи и Аспаруховичи. Булгаро-сэбэрский язык до 969 г. был  государственным языком Хазарии, когда он был заменен джалматским языком   Хазария скоро показала свою силу. В 682 г. конная армия хазарских  булгар разгромила войско албанских, грузинских и армянских князей в  Закавказье и взяло большую добычу. С тех пор море богини Волыни,  Гирканское, стали называть Хазарским.   Хазарское государство завоевало огромную территорию. На севере оно  охватывало Среднее Поволжье и граничило с Волжской Булгарией, далее на  северо-западе доходило до Киева, на юге граничило с Персидским  государством Сасанидов в районе Дербента, на западе - с византийскими  владениями в Крыму, а на востоке простиралась до Приаралья и Хорезма.   Общественный строй многонародной Хазарии был похож на невиданный доселе кочевой феодализм.    Хорошо известно, что хазарский царь со своим семейством, слугами и  вельможами двора каждый год, когда наступала весна, отправлялся в  сезонную кочевку из своей столицы Итиля на юго-запад, до современного  Дагестана, где посещал хазарские города, далее - по рекам Манычу, Куме  или Кубани, плыл до Таманского полуострова и потом поворачивал к Дону до  Саркела, а оттуда по старому каналу Дон-Волга, и, наконец, к декабрю  месяцу царь возвращался в свою столицу.   Арабский писатель Ибн Русте сообщает: "Зимою все население живет в  городах, с наступлением же весны выходят из них в степь, где и остаются  до приближения зимы".   Хазары постепенно превратились в городской народ кочевого  феодализма. В Хазарии, согласно "Баварскому Географу", насчитывалось до  100 городов с многомиллионным населением. Каждый хазарский вельможа,  живущий в городе, имел свои сады, виноградники, поля и рыбные тони, а  также звериные ловы; всюду на него работали крепостные. Степные народы  они подчиняли с помощью военной силы и затем налагали на них тяжелую  дань. Опорными пунктами для сбора дани были хазарские крепости, вклад в  строительство которых внесли хорезмийцы, среди которых было немало  евреев. После взятия Иерусалима Титом, сыном императора Веспасиана, в 70  г. и после неудачного восстания иудеев под руководством Симона  Бар-Кохбы в 132-135 гг. Бог рассеял иудеев по лицу земли - по Ближнему  Востоку и Средиземноморью, вплоть до Испании. Руководитель диаспоры  иудеев - князь изгнания - жил в Багдаде, да и в Иране жило множество  иудеев. Евреи из колена Симонова в 690 г. массами переселялись из Ирана в  Хазарию и там нашли гостеприимство у хазарских каганов. О них так  говорится в Кембриджском документе середины Х в.: "И бежали от их (т. е.  врагов. - Ю. Б.) наши предки... потому что не любили выносить ига  идолопоклонников. И приняли их к себе... хазарские. И они породнились с  жителями той страны и... научились делам их. И они всегда выходили  вместе с ними на войну и стали одним с ними народом. Только завета  обрезания они держались, и некоторые из них соблюдали субботу... И  оставались они в таком положении долгое время". Евреи первоначально  поселились на равнине между Тереком и Сулаком, а позднее переехали в  города.  Назад История Руси. Глава 14. VI Далее 			 |