Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left Главная arrow Интервью и воспоминания arrow История Руси. Глава 22. II
   
Поиск
Главное меню

История Руси. Глава 22. II Версия для печати

История Руси. Глава 22. II

Известно также, что св. Андрей проповедовал Слово Божие в Армении, Малой Азии, Македонии, Фракии. Он крестил и наставил на путь истинный множество людей. По преданию, в его проповедях чувствовались сдержанность и скромность, искренность и уверенность в конечном спасении всех истинно верующих.
В конце своей жизни св. Андрей проповедовал христианство в Греции, на полуострове Пелопоннесс. За это он был схвачен слугами Еагеата Антипата, игемона города Патроса, и предан мучениям. Св. Андрей был распят на косом кресте из масленичного дерева в г. Патросе 30 ноября 70 г. и там же погребен. Ему было 77 лет.
Россия, Греция и Шотландия считают св. апостола Андрея Первозванного своим небесным покровителем. Всеми почитается и святоандреевский стяг с голубым косым крестом на белом фоне. В России он стал флагом военно-морского флота.
Так от апостолов и их учеников Русь познакомилась с апостольским христианством, для которого была характерна проповедь как форма вероучения.

Св. Климент Римский и его миссионерская деятельность в Крыму в конце I - начале II в. н. э.
Св. Климент - до крещения Фавст - родился в Риме в знатной семье Флавиев. Его мать Маттидия приходилась родственницей императору Тиберию, в чье царствование проповедовал в Палестине и принял мученическую смерть на кресте Иисус Христос Сын Божий. Приблизительно в 54 г. Фавст узнал об этом и решил поехать в Палестину. По дороге он заехал в Александрию, где встретился со св. апостолом Варнавой. Они много беседовали о душевном спасении и святом Евангелии. Узнав, что св. апостол Петр после Апостольского собора 51 г. удалился в Кесарию Стратонскую, Фавст загорелся желанием познакомиться с ним. Приехав в Кесарию, он принял святое крещение от св. апостола Петра и стал его учеником. Здесь св. Климент пережил искушение: философ Симон Маг из Гитты околдовал его так, что св. Климент потерял собственное лицо и вместо него приобрел лицо Симона Мага. И все стали принимать Климента за Симона. Св. апостол Петр решил воспользоваться этим обстоятельством и поехал с мнимым Симоном в Антиохию, где большинство жителей были сторонниками Симона Мага. Там на площади св. Петр попросил Климента покаяться и изобличить учение Симона Мага о сигизиях. Жители Антиохии, думая, что перед ними выступает философ из Гитты, поверили разоблачению мнимого Симона и отказались следовать его учению. Тогда св. Петр крестил заблудших жителей города во имя Отца и Сына и Святого Духа. С большим трудом с помощью св. Петра Клименту удалось вернуть свое лицо. Вскоре св. Климент встретился со своей семьей - женой и двумя сыновьями, которые тоже стали христианами, и обрел свое счастье. В 55 г. св. Климент вернулся вместе со св. апостолом Петром и его учениками в Рим и проповедывал повсюду христианство. Здесь св. Климент познакомился со св. апостолом Павлом. Св. Павел так пишет о св. Клименте в своем послании к Филиппийцам: "Братья мои возлюбленные!.. Помогайте подвизавшимся в благовествовании вместе со мной и с Климентом, и прочими сотрудниками моими, которых имена в Книге Жизни. Радуйтесь всегда о Господе, и еще говорю: радуйтесь! Приветствую вас святые, а наипаче из Кесарева Дома" (Фил. 4, 102; 22). В свою очередь св. Климент писал о св. Павле как о своем учителе, а именно: "Он был взят из мира как высший пример терпения и пошел в место святое" ("Послание к Коринфской церкви", ок. 94 г.).
В Риме св. Климент трудился вместе со св. апостолом Петром по устроению христианской общины и епископской кафедры. Последнюю после мученической кончины св. Петра занял его ученик Лин (64-91 гг.). А после Лина епископом Рима стал Анеклет (91 - 92 гг.), а потом - св. Климент (92-94 гг.). В это время св. Климент помогал составлять мартирии - краткие жития св. новомучеников, которых в то время было много из-за постоянных преследований христиан императорами Нероном, Домицианом, Нервой, Траяном. Он проявил себя также как активный писатель - проповедник слова Божьего. Его перу принадлежат уже упомянутое "Послание к Коринфской церкви", а также, предположительно, "Второе Послание к Коринфянам", "Послание к Иакову, брату Господню", книги "Бесед" и "Встреч", или "Климентины" из 20 гомилий и 10 частей или книг, сокращение книги "Деяний св. апостола Петра", "Постановления апостольские", "Пять писем к верующим", "Литургия" и др. Св. Клименту удалось обратить ко Христу многих знатных римлян из дома цезаря, среди них была дочь императора Траяна Дросида, которая вскоре приняла мученический венец. Св. Климент был схвачен слугами императора и сослан на каторжные работы в каменоломнях близ г. Херсонеса в Крыму (99 г.). Там св. Климент не прекращал проповедь Слова Божьего. Сотни христиан со всего Крыма стекались к нему. Число христиан увеличилось до 2000 человек, а число общин - до 80. На расстоянии 80 поприщ от Херсонеса, т. е. по всему Крыму, распространилась христианская вера. Повсюду сокрушались языческие капища, идолы и воздвигались христианские церкви. Римские власти не могли этого стерпеть и 25 ноября 102 г. по приказу императора Траяна слуги игемона Фавиана бросили святого с якорем на шее в море. Святой утонул в нынешней Казачьей бухте. Волны прибили тело священномученика к берегу, и верные христиане положили его в гробницу из белого мрамора на маленьком затопляемом морем островке бухты. Согласно преданию, по молитвам учеников святого - св. Корнелиуса и св. Фива, - море однажды расступилось и открыло путь к гробнице с аркасолием, в которой находились мощи св. Климента. С того времени, гласит легенда, 25 ноября ежегодно море отступало на 20 стадий (3,75 км) для того, чтобы христиане могли подойти к раке святого и поклониться ему. В другой легенде, записанной в IV в. св. Ефремом в Крыму, рассказывается о том, что однажды родители-христиане забыли своего ребенка возле гробницы, и море после прилива поглотило его. Велико же было удивление всех, когда ровно через год мальчик был найден целым и невредимым на том же самом месте, где его оставили родители. Чудесное спасение отрока приписали заступничеству св. Климента. Древнейшие предания о св. Клименте появились в конце V в. в Риме. Это так называемое "Passio S. Clementis". Краткие легенды о нем были собраны в Галлии во второй половине VI в. Григорием Турским и среди них латинская первооснова легенды о чудесно спасенном отроке. Сохранилась греческая рукопись VII в. “Жития св. Климента”, составленного его учениками и отредактированного св. Ефремом, епископом Херсонесским (IV в.). В нем подробно рассказывается о жизни и чудесах св. Климента, прижизненных и посмертных.
Почитание св. Климента Римского в Крыму усилилось в IV - VI вв., когда благодаря миссионерской деятельности Иерусалимского патриархата в Херсонесе образовалась своя епархия. Если верить Феодосию Африканскому, в Херсонесе около 530 г. продолжа-лось ежегодное празднование 25 ноября его памяти с паломничеством к месту погребения. С течением времени, однако, паломничество прекратилось, островок стал опускаться в море, аркасолий разрушился и гробницу засыпал морской песок. Осенью 860 г. в Херсонес с миссионерскими целями прибыл св. Кирилл - Константин Философ с братом св. Мефодием. Они вдохнули новую жизнь в почитание св. Климента.

Христианство у готов
В IV в. на пространствах Великой Сарматии / Скифии среди разных народов интенсивно распространялось христианство, особенно после того, как император Римской империи св. Константин I Великий (307-337 гг.) в 313 г. издал Миланский эдикт о признании христианства государственной религией. Арабский писатель Абулфарагиус писал, что "россы приняли христианскую веру уже в IV веке при Константине Великом". Автор "Жития св. Иоанна Готского" об этом времени сообщает, что "земля тавроскифов находится под владением готов" , которые еще в 214 г. вышли к Черному морю и вскоре покорили многочисленные племена восточных славян, в числе которых были уличи, тиверцы, анты, дулебы и др. Еще во время набегов готов на Малую Азию, в том числе на Галатию, Вифинию и Каппадокию, готы захватывали в плен немало греков-христиан, которые сообщали победителям первичные сведения о христианской вере. Среди них первым усердствовал Евтих Каппадокийский, исцелявший больных. Около 323 г. император св. Константин I Великий покорил готов на Нижней Дунае и на Днестре и часть готов была крещена.
Епархиальным центром стал г. Боспор Киммерийский, или Пантикапей, где с середины I в. уже было немало христианских храмов. Готским епископом стал св. Феофил. Христианство у готов и соседних народов стало быстро распространяться в царствование императора Констанция (337-361 гг.), когда священник Авдий из Месопотамии открыл в Готии две монастырские обители, а епископ св. Феофил усердствовал в крещении готов, гетов и славян. Чуть позднее приобщились к христианству и гунны, захватившие Великую Сарматию в 375 г. По словам блаженного Иеронима Стридонского (342-420 гг.), "гунны изучают Псалтирь, хладная Скифия согревается огнем истинной веры, войско рыжих и белокурых гетов или даков везде носит с собой походные храмы".
Вскоре новым епархиальным центром новообращенных готов и славян стал г. Томи в Малой Скифии (современный г. Мангалия в Добрудже, Болгария).

Назад История Руси. Глава 22. II Далее

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены