Глава 22. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН И ИХ СОСЕДЕЙ. I - IX вв. Святой апостол Андрей Первозванный и его миссия в Великой Скифии / Сарматии в I в. н. э. Святой Климент Римский и его миссионерская деятельность в Крыму в конце I - начале II в. Христианство у готов. Святые Крыма и Северного Причерноморья. Святые Кирилл и Мефодий и их миссионерская деятельность. Три крещения русов и великий князь Олег Вещий. Святой апостол Андрей Первозванный и его миссия в Великой Скифии / Сарматии в I в. н. э. К числу любимейших учеников Иисуса Христа относится старший брат св. апостола Петра Андрей. Он первый откликнулся на призыв Учителя следовать за ним и первый объявил Христа Мессией (Иоанн, 1, 41). Потому Андрей получил прозвание Первозванного. Среди 12-ти апостолов св. Андрей считался наиболее способным и носил прозвание "глава", так как ему удавалась организаторская деятельность в первоначальной христианской общине верующих в Сына Человеческого. Андрей был человеком ясного логического мышления и твердой воли. Он по праву считался хранителем преданий об Иисусе Христе, которые носил в своем сердце и понемногу записывал. Впоследствии он передал эти записи первым евангелистам - святым Матфею, Марку и Луке. Св. Андрей великолепно произносил проповеди во славу Сына Божьего и Его Нового учения. После Сошествия Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы, в 34-й год н. э., они во исполнение повеления Христа отправились в те страны, которые были назначены им по жребию. Начало благовествования святого апостола Андрея относится к середине - второй половине 30-х годов. Уже в 36 г. он рукоположил первого епископа селения Византия. Это был святитель Стахий. На том месте позднее, в 330 г., возник Константинополь. Древнейшее сказание о проповеди Слова Божьего святого апостола Андрея на северных берегах Черного моря и в Крыму относится к началу III в. и принадлежит святому Ипполиту, епископу Портуенскому (ок. 222 г.). В нем говорится следующее: "Андрей, после того, как проповедовал скифам и фракийцам, претерпел крестную смерть в Патрасе Ахейском, будучи распят на древе масличном, где погребен". Другое известие читаем у Оригена (200-258 гг.). Оно гласит следующее: "Андрей, брат апостола Петра, протек всю Вифинию, всю приморскую страну Вифинии, Понта и Фракии, и скифов, проповедывая Евангелие Господа; потом достиг великого города Севаста, где находится крепость Аспар и река Фазис , у которой обитают внутренние эфиопы ; погребен в Патрасе Ахейском, будучи распят Егеатом". Все три свидетельства подтверждает Софроний (ум. 475 г.), один из друзей блаженного Иеронима Стридонского. В Дополнении к "Каталогу церковных писателей" Софроний пишет, что "Андрей, брат апостола Петра, проповедовал Евангелие Господа нашего Иисуса Христа скифам, согдианам и сакам, проповедовал также в великом Севастополе, где находится крепость Аспар и река Фазис, у которой обитают внутренние эфиопы; погребен в Патрасе Ахейском, будучи распят Егеатом, префектом Эдесским". Автор "Похвального слова св. апостолу Андрею" Никита Пафлагонский (ум. 873 г.) прославляет его в следующих словах: "Ты, достойный всего моего почтения Андрей, получивши в удел север, с ревностью обошел иверов, савроматов, тавров и скифов и протек все области и города, прилежащие с севера и юга Понту Евксинскому". Таким образом, речь здесь идет о путешествии св. Андрея вокруг Черного моря из Грузии через Кавказские и Новороссийские земли в Грецию. Наконец, приведем еще один текст из "Жития св. Андрея", составленного иерусалимским иеромонахом Епифанием (IX в.), в изложении того же Макария Булгакова: "Из этого Жития оказывается, что собственно в пределах нынешней России Первозванный апостол посетил со своими учениками и сотрудниками землю Иверскую, Сванетию и Осетию, где находился город Фостофор; оттуда спустился в Абхазию и проповедовал в городе Севасте; простираясь далее вдоль помория, перешел землю джигетов, страну Верхний Сундаг и достиг приморского города Боспора, столицы Боспорского царства, у Киммерийского пролива; из Боспора, следуя вдоль южного помория Тавриды, прибыл в Феодосию, город обширный и многолюдный, управлявшийся тогда князем Савроматом, а из Феодосии перешел в город Херсонес, где оставался долгое время". Здесь в Херсонесе св. апостол Андрей совершил первую в Европе евхаристию и основал храм, тоже первый в Европе, затем подобный же храм он воздвиг в Танаисе. С помощью св. апостола Андрея в Тавриде было основано еще несколько церквей, отчего Русская церковь по праву считает этого апостола своим. Согласно предположению историка русской церкви В. В. Болотова, в Боспорском царстве, в его столице Пантикапее, в середине I века действовала целая группа проповедников из Палестины, в том числе св. апостолы Петр, Варфоломей и Матфей. Исследователь С. А. Беляев предположил, что итогом апостольской деятельности св. Андрея было крещение в 52 г. боспорского царя Полемона. Путешествовал ли св. апостол Андрей севернее Херсонеса, например, по Днепру, Епифаний Иерусалимский не говорит, а только упоминает "некие страны Севера", которые посетил благовестник. Зато Нестор Летописец, писавший в конце XI - начале XII в., поместил в своей летописи рассказ о путешествии св. апостола Андрея по Днепру до гор Киевских, где тогда уже существовали три небольших поселения. Там он водрузил на одной из гор Святой Крест и предсказал, что здесь воссияет благодать Божия, будет город великий со множеством церквей. "И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, - продолжает Нестор. - И пошел вверх по Днепру. И пришел к словенам, где ныне стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: "Диво видел я в Словенской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, а натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье". Те же слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побывав в Риме, пошел в Синоп". Древнерусский литературный сборник "Дела ростовских князей", принадлежащий перу великого князя Константина Всеволодовича (1216-1220 гг.), сохранил сказание о посещении св. апостолом Андреем терема князя Перея-Тучи на Волхове и исцелении сына князя Яромира. Вблизи терема св. апостол Андрей водрузил свой жезл. В XVI в. на этом месте (современное село Грузино, Новгородская обл.) возник храм в честь св. апостола и в нем хранился этот жезл долгое время. Брат исцеленного Мунга-Герман отправился со св. апостолом Андреем дальше по Волхову и на Валаамском острове озера Нево (Ладожского) остался для молений. Позднее на этом месте возник Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. В устных преданиях святой Валаамской обители, которые в начале XIX в. записал А. И. Сулакадзев, о св. апостоле Андрее говорится так: "...прошед Голяд, Касог, Роден, Скеф, Скиф и Словен смежных, лугами достиг Смоленска, и ополчений Скоф, и Словенска Великого, и Ладогу оставя, в лодью сев, в бурное вращающееся озеро на Валаам прошел, крестя повсюду, и поставлял по всем местам кресты каменные". Ныне близ Никоновой бухты Большого Валаамского острова, где по преданию некогда причалил св. апостол Андрей, стоит Воскресенский скит. Монастырская братия свято чтит память о св. апостоле Андрее. Согласно свидетельству историка церкви А. В. Карташева, маршрут путешествия св. апостола Андрея выглядит следующим образом: Палестина ¯ Ливан ¯ Антиливан ¯ Закавказье ¯ г. Севаст в Абхазии ¯ Кавказ с Иверией, Сванетией, Осетией и Абхазией ¯ берега Азовского моря с г. Танаисом-на-Дону ("страна мирмоидонян") ¯ Боспорское царство в Крыму с гг. Боспором и Феодосией ¯ г. Киев-на-Днепре ¯ г. Смоленск-на-Днепре ¯ г. Великий Словенск-на-Волхове ¯ терем князя Перея-Тучи на Волхове ¯ г. Ладога ¯ Ладожское озеро с о-вом Валаамом ¯ р. Нева ¯ Балтийское море ¯ Средиземное море ¯ г. Рим ¯ г. Патрос на полуострове Пелопоннесс Назад История Руси. Глава 22. I Далее |