Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

История Руси. Глава 22. II Версия для печати

История Руси. Глава 22. II

Известно также, что св. Андрей проповедовал Слово Божие в Армении, Малой Азии, Македонии, Фракии. Он крестил и наставил на путь истинный множество людей. По преданию, в его проповедях чувствовались сдержанность и скромность, искренность и уверенность в конечном спасении всех истинно верующих.
В конце своей жизни св. Андрей проповедовал христианство в Греции, на полуострове Пелопоннесс. За это он был схвачен слугами Еагеата Антипата, игемона города Патроса, и предан мучениям. Св. Андрей был распят на косом кресте из масленичного дерева в г. Патросе 30 ноября 70 г. и там же погребен. Ему было 77 лет.
Россия, Греция и Шотландия считают св. апостола Андрея Первозванного своим небесным покровителем. Всеми почитается и святоандреевский стяг с голубым косым крестом на белом фоне. В России он стал флагом военно-морского флота.
Так от апостолов и их учеников Русь познакомилась с апостольским христианством, для которого была характерна проповедь как форма вероучения.

Св. Климент Римский и его миссионерская деятельность в Крыму в конце I - начале II в. н. э.
Св. Климент - до крещения Фавст - родился в Риме в знатной семье Флавиев. Его мать Маттидия приходилась родственницей императору Тиберию, в чье царствование проповедовал в Палестине и принял мученическую смерть на кресте Иисус Христос Сын Божий. Приблизительно в 54 г. Фавст узнал об этом и решил поехать в Палестину. По дороге он заехал в Александрию, где встретился со св. апостолом Варнавой. Они много беседовали о душевном спасении и святом Евангелии. Узнав, что св. апостол Петр после Апостольского собора 51 г. удалился в Кесарию Стратонскую, Фавст загорелся желанием познакомиться с ним. Приехав в Кесарию, он принял святое крещение от св. апостола Петра и стал его учеником. Здесь св. Климент пережил искушение: философ Симон Маг из Гитты околдовал его так, что св. Климент потерял собственное лицо и вместо него приобрел лицо Симона Мага. И все стали принимать Климента за Симона. Св. апостол Петр решил воспользоваться этим обстоятельством и поехал с мнимым Симоном в Антиохию, где большинство жителей были сторонниками Симона Мага. Там на площади св. Петр попросил Климента покаяться и изобличить учение Симона Мага о сигизиях. Жители Антиохии, думая, что перед ними выступает философ из Гитты, поверили разоблачению мнимого Симона и отказались следовать его учению. Тогда св. Петр крестил заблудших жителей города во имя Отца и Сына и Святого Духа. С большим трудом с помощью св. Петра Клименту удалось вернуть свое лицо. Вскоре св. Климент встретился со своей семьей - женой и двумя сыновьями, которые тоже стали христианами, и обрел свое счастье. В 55 г. св. Климент вернулся вместе со св. апостолом Петром и его учениками в Рим и проповедывал повсюду христианство. Здесь св. Климент познакомился со св. апостолом Павлом. Св. Павел так пишет о св. Клименте в своем послании к Филиппийцам: "Братья мои возлюбленные!.. Помогайте подвизавшимся в благовествовании вместе со мной и с Климентом, и прочими сотрудниками моими, которых имена в Книге Жизни. Радуйтесь всегда о Господе, и еще говорю: радуйтесь! Приветствую вас святые, а наипаче из Кесарева Дома" (Фил. 4, 102; 22). В свою очередь св. Климент писал о св. Павле как о своем учителе, а именно: "Он был взят из мира как высший пример терпения и пошел в место святое" ("Послание к Коринфской церкви", ок. 94 г.).
В Риме св. Климент трудился вместе со св. апостолом Петром по устроению христианской общины и епископской кафедры. Последнюю после мученической кончины св. Петра занял его ученик Лин (64-91 гг.). А после Лина епископом Рима стал Анеклет (91 - 92 гг.), а потом - св. Климент (92-94 гг.). В это время св. Климент помогал составлять мартирии - краткие жития св. новомучеников, которых в то время было много из-за постоянных преследований христиан императорами Нероном, Домицианом, Нервой, Траяном. Он проявил себя также как активный писатель - проповедник слова Божьего. Его перу принадлежат уже упомянутое "Послание к Коринфской церкви", а также, предположительно, "Второе Послание к Коринфянам", "Послание к Иакову, брату Господню", книги "Бесед" и "Встреч", или "Климентины" из 20 гомилий и 10 частей или книг, сокращение книги "Деяний св. апостола Петра", "Постановления апостольские", "Пять писем к верующим", "Литургия" и др. Св. Клименту удалось обратить ко Христу многих знатных римлян из дома цезаря, среди них была дочь императора Траяна Дросида, которая вскоре приняла мученический венец. Св. Климент был схвачен слугами императора и сослан на каторжные работы в каменоломнях близ г. Херсонеса в Крыму (99 г.). Там св. Климент не прекращал проповедь Слова Божьего. Сотни христиан со всего Крыма стекались к нему. Число христиан увеличилось до 2000 человек, а число общин - до 80. На расстоянии 80 поприщ от Херсонеса, т. е. по всему Крыму, распространилась христианская вера. Повсюду сокрушались языческие капища, идолы и воздвигались христианские церкви. Римские власти не могли этого стерпеть и 25 ноября 102 г. по приказу императора Траяна слуги игемона Фавиана бросили святого с якорем на шее в море. Святой утонул в нынешней Казачьей бухте. Волны прибили тело священномученика к берегу, и верные христиане положили его в гробницу из белого мрамора на маленьком затопляемом морем островке бухты. Согласно преданию, по молитвам учеников святого - св. Корнелиуса и св. Фива, - море однажды расступилось и открыло путь к гробнице с аркасолием, в которой находились мощи св. Климента. С того времени, гласит легенда, 25 ноября ежегодно море отступало на 20 стадий (3,75 км) для того, чтобы христиане могли подойти к раке святого и поклониться ему. В другой легенде, записанной в IV в. св. Ефремом в Крыму, рассказывается о том, что однажды родители-христиане забыли своего ребенка возле гробницы, и море после прилива поглотило его. Велико же было удивление всех, когда ровно через год мальчик был найден целым и невредимым на том же самом месте, где его оставили родители. Чудесное спасение отрока приписали заступничеству св. Климента. Древнейшие предания о св. Клименте появились в конце V в. в Риме. Это так называемое "Passio S. Clementis". Краткие легенды о нем были собраны в Галлии во второй половине VI в. Григорием Турским и среди них латинская первооснова легенды о чудесно спасенном отроке. Сохранилась греческая рукопись VII в. “Жития св. Климента”, составленного его учениками и отредактированного св. Ефремом, епископом Херсонесским (IV в.). В нем подробно рассказывается о жизни и чудесах св. Климента, прижизненных и посмертных.
Почитание св. Климента Римского в Крыму усилилось в IV - VI вв., когда благодаря миссионерской деятельности Иерусалимского патриархата в Херсонесе образовалась своя епархия. Если верить Феодосию Африканскому, в Херсонесе около 530 г. продолжа-лось ежегодное празднование 25 ноября его памяти с паломничеством к месту погребения. С течением времени, однако, паломничество прекратилось, островок стал опускаться в море, аркасолий разрушился и гробницу засыпал морской песок. Осенью 860 г. в Херсонес с миссионерскими целями прибыл св. Кирилл - Константин Философ с братом св. Мефодием. Они вдохнули новую жизнь в почитание св. Климента.

Христианство у готов
В IV в. на пространствах Великой Сарматии / Скифии среди разных народов интенсивно распространялось христианство, особенно после того, как император Римской империи св. Константин I Великий (307-337 гг.) в 313 г. издал Миланский эдикт о признании христианства государственной религией. Арабский писатель Абулфарагиус писал, что "россы приняли христианскую веру уже в IV веке при Константине Великом". Автор "Жития св. Иоанна Готского" об этом времени сообщает, что "земля тавроскифов находится под владением готов" , которые еще в 214 г. вышли к Черному морю и вскоре покорили многочисленные племена восточных славян, в числе которых были уличи, тиверцы, анты, дулебы и др. Еще во время набегов готов на Малую Азию, в том числе на Галатию, Вифинию и Каппадокию, готы захватывали в плен немало греков-христиан, которые сообщали победителям первичные сведения о христианской вере. Среди них первым усердствовал Евтих Каппадокийский, исцелявший больных. Около 323 г. император св. Константин I Великий покорил готов на Нижней Дунае и на Днестре и часть готов была крещена.
Епархиальным центром стал г. Боспор Киммерийский, или Пантикапей, где с середины I в. уже было немало христианских храмов. Готским епископом стал св. Феофил. Христианство у готов и соседних народов стало быстро распространяться в царствование императора Констанция (337-361 гг.), когда священник Авдий из Месопотамии открыл в Готии две монастырские обители, а епископ св. Феофил усердствовал в крещении готов, гетов и славян. Чуть позднее приобщились к христианству и гунны, захватившие Великую Сарматию в 375 г. По словам блаженного Иеронима Стридонского (342-420 гг.), "гунны изучают Псалтирь, хладная Скифия согревается огнем истинной веры, войско рыжих и белокурых гетов или даков везде носит с собой походные храмы".
Вскоре новым епархиальным центром новообращенных готов и славян стал г. Томи в Малой Скифии (современный г. Мангалия в Добрудже, Болгария).

Назад История Руси. Глава 22. II Далее

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены