Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

История Руси. Глава 22. III Версия для печати

История Руси. Глава 22. III

Вульфила, гот по отцу и фригиец по матери, родился в 311 г. и получил христианское образование. Пленник из г. Парнасса, он ок. 340 г. сблизился с епископом Евсевием Никомидойским, который был арианином, и получил от него посвящение в епископы Готские среди тервингов. С 341 г. он 7 лет трудился в Малой Скифии, разрабатывая алфавит из 25 знаков, и переводил Священное Писание на готский язык (без книг "Царств") с текста 72-х толковников. Из-за преследований вестготского короля Атанариха Вульфила и его сторонники переселились в 347-348 гг. в пределы Мезии, не прекращая миссионерской деятельности среди малых готов.
В 360 г. Вульфила присутствовал на церковном соборе в Константинополе, где подписался под арианским исповеданием веры. Принадлежность к арианству помогла Вульфиле при помощи готского короля Фридигерна крестить по арианскому обряду почти всех готов, проживавших в Дунайско-Днестровском регионе. Соперник Фридигерна Атанарих, царствовавший над частью готских племен, около 370 г. решил воздвигнуть гонения на готских христиан под флагом восстановления германского язычества. Пострадали готские христиане Верк, Батузий, Арния и другие. Царский сын Никита Готский пострадал в 375 г.: мучители раздробили его члены и бросили в огонь; тогда же пострадали готская царица Дуклида, преосвященный Вафусий, церковный чтец Савва и др. Богобоязненный христианин военачальник Скифии Юний Соран по просьбе св. Василия Великого переправил мощи св. Саввы Готского через Дунай в Мезию, а потом еще дальше, в Каппадокию, и тем спас их. Епископ Вульфила, опасаясь репрессий, попросил у императора Валента (364-378 гг.) разрешения эмигрировать вместе с верующими в пределы Римской империи и получил разрешение ок. 377 г. Перебравшись в Мезию, в г. Никополь (современный г. Нукуп в Болгарии), Вульфила продолжал распространять арианство среди готов. На II Вселенском соборе в Константинополе в 381 г. победила ортодоксальная точка зрения, и арианство было окончательно осуждено как ересь. Вульфила же остался верен арианству. Он умер в Константинополе в 388 г. и перед смертью произнес свое исповедание веры, которое оставалось полностью арианским. Вслед за тем константинопольские патриархи стали посылать миссионеров в Мезию и Готию с увещеваниями к пастве вернуться в лоно православной церкви. В этом деле преуспел св. Иоанн Златоуст, патриарх Константинопольский (398-404 гг.). Блаженный Феодорит Киррский даже сравнивал его с апостолами. Он писал: "Имеешь ты и другое сходство с апостолами: ты первый водрузил алтари у скифов-амаксобов, живущих в телегах. И тот, который не сходил с коня, научился преклонять колена, стал повергаться на землю, нетрогавшийся слезами пленников научился оплакивать грехи свои". Сам св. Иоанн Златоуст с восторгом говорил о том, что "скифы, фракийцы и савроматы, мавры и индейцы славят Христа". Одним из таких замечательных скифов был церковный писатель V в. Иоанн Кассиан, обличавший ересь несториан. Готы слушались проповедников, среди которых выделялся своим красноречием таврский гот Унила, присланный св. Иоанном Златоустом в качестве нового епископа Готского (404 г.).
Когда же большая часть готов ушла из Северного Причерноморья в Италию с королем Теодорихом Великим (488 г.), некоторые из оставшихся переселились в Крым и там образовали Готскую епархию и Готское княжество. И прозвались они готами-тетракситами, просуществовавшими до XV в. В V - VI вв. Готская (Дорийская) епархия простиралась вдоль южного берега Крыма от Судака до Балаклавы, а центрами были города горного Крыма Дорос и Манкуп. В VIII в. Дорийская епархия стала митрополией, а ее приходы распространились до Азовского моря и Керченского пролива; миссионеры доходили до столицы Хазарии г. Итиля, где возникла Хазарская епархия. С VI в. существовали Боспорская, Фулльская, Сурожская, Фанагорийская епархии, что говорит о том, что христиан было очень много. В VIII в. Фанагорийская епархия преобразовалась в Тмутараканскую, где прихожанами были, в основном, русы. В названных выше епархиях прихожанами были не только готы, которых в VI в. насчитывалось всего 3000 человек, но и другие народы: греки, русы , булгары, сарматы, гунны, аланы, хазары, кавказские народности и т. д. Среди христиан Великой Сарматии было немало подвижников, стремившихся подражать во всем Господу нашему Иисусу Христу.

Святые Крыма и Северного Причерноморья
Первыми святыми мучениками Великой Скифии / Сарматии стали ученики св. апостола Андрея Первозванного. Это были местные жители Енен, Нирин и Пин. Согласно Менологию имератора Василия I Македонянина, "они учили об имени Христовом, и многих из варваров обратили к правой вере и крестили. За то были взяты от князя варваров и много нудимы отвернуться Христа и принесть жертву идолам, но не покорились. Стояла лютая зима, и все реки до того промерзли, что по льду ходили не только люди, но и кони и волы. Князь велел поставить на льду большие деревья как будто с самыми корнями, и к ним привязать святых. Когда взволновалась вода и, пробиваясь сквозь лед, мало-помалу дошло до шеи святых, они от великой лютости предали святые души свои Господу".
История почти не сохранила нам имен всех мучеников и мучениц дести продолжительных периодов гонений от Нерона до Диоклетиана. Нам известно мученичество 24 марта 272 г. Саввы Стратилата и 70 воинов готских. Бывшего военного трибуна римского жестоко били, жгли горячими факелами, бросали в котел с кипящей смолой, и тогда совершилось чудо: святой остался живым и невредимым. 70 готских воинов, присутствовавших при казни, уверовали в Христа, но тут же были убиты разъяренными язычниками.
Около 307 г. случилась мученическая кончина в Риме первого известного епископа Великой Скифии св. Евангела. Помнят имена семи мучеников херсонесских (их память - 7 марта). Первые два из них - епископы Василий и Ефрем, посланные в Крым из Иерусалима с миссионерской целью. Св. Ефрем прославился тем, что восстановил малый храм в честь Пресвятой Богородицы на месте Сионской горницы св. апостола Андрея; в нем впоследствии принял крещение в 989 г. равноапостольный князь Владимир. Оба названные епископа приняли мученическую кончину в 303 г. от местных властей-идолопоклонников. Погибли вслед за ними епископы Евгений, Агафодор и Елпидий. Последние два священномученика - Еферий и Капитон - пострадали после издания Миланского эдикта, когда эпоха гонений на христиан закончилась. Еферий приехал в Херсонес по желанию императора Константина I, хотевшего укрепить там христианскую веру. Однако по приезде Еферий встретил сопротивление местных властей, придерживавшихся традиций греко-римского язычества. Тогда Еферий возвратился в Византию, но император Константин приказал ему вернуться в Крым и продолжить пастырскую деятельность. Однако при переправе через Днепр Еферий был убит язычниками. Впоследствии остров в устье Днепра, где произошло злодеяние, был назван херсонесцами его именем, т. е. островом св. Еферия.
Император Константин послал в Херсонес нового епископа св. Капитона, а вместе с ним вооруженный отряд из 500 воинов во главе со стратигом Феоной. Св. Капитон начал восстанавливать Херсонесскую епархию и строить в ней храмы. Ему помогал св. епископ Боспорский Кадм. Сподвижником св. Капитона был сармат Амат, ученик св. Антония Великого. В Херсонесе был построен большой храм в честь 12-ти апостолов, для которого использовали колонны языческих храмов. В Пантикапее и Танаисе были восстановлены и построены храмы, крещено много людей. С именем св. Капитона связывают такое чудо: "Призвавши на помощь Господа, он смело вошел по настоянию неверных в разожженную печь, целый час оставался посреди пламени и к величайшему изумлению всех остался невредимым. О сем великом чуде, обратившем совершенно всю Херсонскую страну, донесено было императору Константину, и отцам, бывшим в Никее на Первом Вселенском соборе (в 325 г.), которые с благоговением прославили Бога, дивного во святых своих для спасения грешников".
Святитель Капитон во время миссионерской поездки к славянам Приднепровья принял мученический венец: был убит язычниками.
Вскоре мирная жизнь Великой Сарматии прекратилась: в 370 г. начались непрерывные войны гуннов с готами и готов и гуннов со славянами. Полчища гуннов хлынули в Крым, разорили и уничтожили все города, за исключением Херсонеса, где находились сильное римское войско и флот, посланные императором Феодосием I. Уцелел и Неаполь Скифский, так как тяжеловооруженная конница роксолан помогла тавроскифам отстоять город. Ввиду оттока греческого населения из бедствующего Крыма, Херсонес, Боспор и Неаполь стали городами с преимущественно тавроскифским, т. е. русским, населением, среди которого многие были христианами.

Назад История Руси. Глава 22. III Далее

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены