История Руси. Глава 21. VI Согласно “Законам Сварога” высшая княжеская власть передавалась по наследству. Князья почитались потомками богов. Однако, князь, выбранный вечем, имел неограниченную власть лишь на время войны. В мирное время власть князя держалась на народном доверии. Вече могло отлучить князя от власти в пользу его родича или сына, если дела князя были неугодны людям. А в “Книге Велеса” о “Завете” сказано так: “Любите “Завет” отца Ария! Он для вас – свет зеленый и жизнь! И любите друзей своих, и будьте мирными между родами!” (“Книга Велеса”. Род I, 5:4)”. “Закон Сварога” – суть ведического мировоззрения, определяющего систему и структуры власти в классовом обществе. Что касается до ономастических выкладок А. И. Асова, то между ними и этногенезом славян и руссов нет обязательных соответствий: они порою носят мифологический характер первых времен. Стрибог - бог ветра, воздушного пространства, отец Посвиста, Провея, Погоды, Подаги, супруг Немизы. Он вечно воюет с Авсенем, Зарею-Заряницей, препятствуя выходу Святовита на небосвод. В "Слове о полку Игореве" ветры названы Стрибожьими внуками, которые стрелами веют с моря. В "Велесовой книге" говорится о том, что Стрибог ветрами ярится по земле. О Стрибоге и его потомках А. И. Асов пишет следующее: “Не менее иных Сварожичей древние русы почитали бога ветров Стрибога. Русы в глубокой древности покорили морскую стихию. Русы придумали лодку, руль, якорь и парус. Будучи моряками, русы, конечно, почитали Стрибога, который, обратившись в птицу Стратим, может вызвать или укротить бурю. Главные храмы Стрибога находились на морских островах, близ устьев рек, где часто останавливались купеческие корабли (например, на острове Березань, близ устья Днепра). К нему перед выходом в открытое море подходили корабли русов, и купцы приносили Стрибогу богатые дары. По преданию, Стрибог родился в начале времен из дыхания бога Рода. Стрибог ярился по земле ветрами, а также вместе с Перуном повелевал громами и молниями. Он вместе со Сварогом и Сварожичами победил Черного Змея. Он помогал Перуну в его борьбе со Скипером-Зверем, а Хорсу – в борьбе с Месяцем”. Макошь - богиня судьбы, счастья, удачи, несчастья, раздела добычи по жребию, женской доли, гаданий, рукоделия, покровительница источников и святых колодцев, охрительница коров и мелкого рогатого скота. Она прядет нить жизни, покровительствует женскому ремеслу, охраняет дом. Она - жена Велеса, старшая сестра Доли и Недоли. У русских богиня дождя Макошь была женой и сестрой Хорса, солнечного божества. В русской мифологии Макошь также богиня земли и земного плодородия. Ее название - "Мать Сыра-Земля". Она обеспечивает связь между небом и землей. В этом случае ее изображали в виде женщины с большой головой и простертыми к небу длинными руками. В архаический период Макошь изображалась с турьим рогом изобилия и двумя спутницами - Ладой и Лелей, с которыми соединялись представления о судьбе. В поздней традиции Макошь изображалась козлоногой и четырехрогой богиней, обильно обросшей шерстью. А. И. Асов пишет о ней буквально следующее: “Макошь – великая богиня. Она обладает тайной Прави, тайной Коло Сварога. Ее велениям подчиняются и боги, и люди. Она следит за соблюдением обычаев, обрядов. Милует и награждает она тех, кто крепко стоит за старинные обычаи. Высоко в небесном чертоге она сидит с помощницами Долей и Недолей, прядет нити судеб. <…> Макошь – Небесная Мать, Небесный Закон, Правь, Третий лик бога. Первый лик – отец, второй – сын, третий – мать, ибо мать это и есть дух бога, приводящий в движение мир. Именно мать дает жизнь сыну. И это значит – мир изменяется, после отца является сын, потом сын сам становится отцом и вновь рождает сына. Макошь знает тайну судеб, тайну прежних жизней и новых воплощений. Она требует, чтобы человек следовал предначертанному пути. Она дает и свободу выбора между добром и злом, где добро суть следование пути Прави, а зло – отклонение от него. Тех, кто уходит в сторону, губит себя и свою душу, Макошь карает нещадно. Они вновь воплощаются на земле, но уже не людьми. Макошь – женщина, и потому изменчива: может принести и радость, и горе. Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за счастье. Она дает выход из самых безнадежных положений, если человек не отчаялся, если идет из последних сил, если не изменил себе и мечте. И тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи – Сречу. И тогда человек открывает дверь, делает шаг и Среча встречает его. Но если человек опустился, разуверился, предал мечту, устал и махнул на все рукой – мол, Кривая вывезет, - то его ждет горькое разочарование. Макошь – отвернет свой лик. И отверженного поведут по жизни чудовищные старухи – Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая, Недоля, Несреча – туда, где уже причитают над могилами Карна с Желею”. Кроме названных, в "Прославлении Триглава" и в повести Ф. Н. Глинки богов, были еще боги Малых Триглавов и другие (всего 108). Перечислим некоторых из них в алфавитном порядке: Баба-Яга - воинственная хранительница рода и семьи, традиций рода и детей; в русских сказках она превратилась в злое существо, обитательницу избушки на курьих ножках на опушке леса. Дид - хранитель рода и семьи - малого Перунова огня. Дидилия - дочь Лады, покровительница родов, покровительница бесплодных женщин. Дит - бог супружеской жизни, олицетворение любви, венец которой - дети. Изображался всегда молодым и сильным. Знич - бог начального родового неугасимого огня. Кощей - "бессмертный"; первоначально бог, дающий временную смерть, после которой люди через некоторое время оживают; в русских сказках - властитель подземного царства; в Древней Руси - военнопленный, раб. Кродо - бог богатства, торговли и изобилия, смены времен года и рода. Соответствует римскому Сатурну. Изображался в виде старика с обнаженной головой и голыми плечами, стоящим на рыбе и опоясанным белой шерстяной повязкой; в одной руке он держал колесо, а в другой - сосуд или корзину с плодами и цветами. Почитался западными славянами. У восточных славян - Иван Купало. Купало - бог земных плодов и красоты. В историческое время его изображали сидящим молодым мужчиной, который в руках держал ветвь с виноградом и черенок с тремя тыквами и листьями. С его именем связаны Купальские праздники (24 июня). А. С. Кайсаров писал о нем следующее: "Русское божество, коего истукан стоял в Киеве. Купало был богом плодов, и его причисляли к знатнейшим богам. В начале жатвы ему приносили жертвы. Тогда на полях зажигали большие костры, а юноши и девицы, цветами увенчанные, плясали около огня при радостном пении; наконец скакали они и гнали свое стадо через огонь. Эти добрые люди думали, что это обезопасит их от леших". Купальские празднества сопровождались массовыми купаниями славян, как это показано, например, в фильме Арсения Тарковского "Андрей Рублев". Лид - бог храбрости и мужества. Его считали покровителем воинов. Мара - богиня смерти, болезней и моря. Огонь-Сварожич - двухголовый бог огня, войны; в честь его жгли неугасимый костер. Второе имя этого бога - Семаргл, сын Сварога, также бог жертвоприношений, тепла, кузнечного дела. Он же - бог-посредник между миром людей и миром богов. Родственен иранскому Семургу; эта волшебная птица подобна огненной птице индийского эпоса Матаришвану (жар-птице). Полель - второй сын Лады, бог супружества. Изображался с шиповым венком на голове и в длинной белой рубахе, в одной руке он держал шиповый венок, в другой - рог, питающий верность. Поревит - бог добычи и семени. Перенуг - бог добра и белого света. Прове - бог пророчеств и просвещения. Радегаст - бог - защитник городов. В правой руке он держит щит с воловьей головой, в левой - копье; на голове - петух с распростертыми крыльями. Род - бог отец и мать всего существующего, бог семьи и рода. Родомысл - бог мудрости, благих советов, умелых речей. Указательным пальцем правой руки он опирается в лоб, а левой рукой держит копье и щит. Рожаницы - богини-женщины, рождающие начало, дающие жизнь всему живому. Чур-Щур - бог-предок, охраняющий род. Яровит - бог войны. Древнерусское язычество с его богами и систему мира древних славян можно представить в виде двух графических схем: Схема N 1. Древнерусское язычество как система Схема N 2. Устройство мира по верованиям древних славян В Киеве, там, где теперь стоит Киево-Печерская лавра, был Священный Гай (или сад), в котором находились могилы предков. В Боголесье в Великдень, весной, в день почитания предков, собирались киевляне и богомольцы со всех мест Руси и несли с собою писанки, цветы, вареное и печеное, чтобы почтить своих богов. Не менее богатыми и почитаемыми были другие языческие храмы в Киеве, например, святилище Велеса на Подоле, храм Перуна, совмещенный с хоромами киевского князя, который почитался верховным жрецом Огнебога или же Перуна; было в Киеве и капище Буса Белояра на Бусовой горе. Да и по всей Киевской земле были святилища и капища языческих богов, где хранились священные свитки и казна, где князь и жрецы награждали золотыми мечами отличившихся воинов и назначали их десятниками и сотниками. В Киеве это происходило в Священном Гаю возле Врат Славы и знамени - Тризуба, в присутствии князя, бояр, атаманов и знаменосцев. Посвящаемых называли богатырями земли Дажьбожьей, яр-турами и буй-турами. Верховный жрец после молитвы обращался к награжденным с напутственным словом: "Живите мирно с богами родными, с реками, лесами, источниками, полями. И славьте их. И каждый день помните, что вы и боги ваши сроднились с Духом Предков и с дыханием Матери-Земли. Заботясь о мире, куйте мечи. Земля, которую на веки-вечные нам передали родители наши Орь, Кимер, Скиф, Сармат, Радогаст, Мусокий, Бож, Рус и Кий, богата медом и молоком, богата зерном и мясом <...> О Солнце, святилище неба нашего! Освящай и грей наши поля и реки, наши души и наши сердца, мы ведь твои дети! Также, как жизни детей-сосунков соединены воедино с жизнями их матерей, так и мы, внуки Дажьбога, кровью нашей и пуповиной нашей, и дыханиями нашими, и жизнью нашей соединены с Солнцем, Небом и Землею нашими. Слава вовеки веков Богу предков наших!" После принесения даров жрец называл имена воинов, отличившихся в военных походах, например: "Дибач, Лилат, Слава, Крит, Полян, Крилач, Карпан, Злотодан, Дубар, Питан, Сва-дан, Хвала, Ростун, Тририг, Страдач, Свара, Пложан, Яма, Радогош, Магавар, Литун, Два-вар, Родан, Горун, Сила, Свет, Вогнедар, Водотрав, Громовик, Листвич, Живорид, Било-тур, Ладомир, Магавид, Свитокол, Ростичар, Косака, Вишезор, Колодий, Трисад, Каспаса, Оримир, Кий, Славутич, Листвич, Дарава, Тапа, Липак, Пава, Снага, Ман, Сушка, Сарпа, Кривуля, Дивер, Рава, Ус, Скол, Мольба, Варан, Коласа, Чара, Татомир, Дан, Паликоп, Стоян". Так соединялись в "Веде словене" божеское и человеческое ради вечной жизни Славянского Рода, Рода святорусского, православного! Назад История Руси. Глава 21. VI Далее |