Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

История Руси. Глава 21. VI Версия для печати

История Руси. Глава 21. VI

Согласно “Законам Сварога” высшая княжеская власть передавалась по наследству. Князья почитались потомками богов. Однако, князь, выбранный вечем, имел неограниченную власть лишь на время войны. В мирное время власть князя держалась на народном доверии. Вече могло отлучить князя от власти в пользу его родича или сына, если дела князя были неугодны людям. А в “Книге Велеса” о “Завете” сказано так: “Любите “Завет” отца Ария! Он для вас – свет зеленый и жизнь! И любите друзей своих, и будьте мирными между родами!” (“Книга Велеса”. Род I, 5:4)”.
“Закон Сварога” – суть ведического мировоззрения, определяющего систему и структуры власти в классовом обществе. Что касается до ономастических выкладок А. И. Асова, то между ними и этногенезом славян и руссов нет обязательных соответствий: они порою носят мифологический характер первых времен.
Стрибог - бог ветра, воздушного пространства, отец Посвиста, Провея, Погоды, Подаги, супруг Немизы. Он вечно воюет с Авсенем, Зарею-Заряницей, препятствуя выходу Святовита на небосвод. В "Слове о полку Игореве" ветры названы Стрибожьими внуками, которые стрелами веют с моря. В "Велесовой книге" говорится о том, что Стрибог ветрами ярится по земле.
О Стрибоге и его потомках А. И. Асов пишет следующее: “Не менее иных Сварожичей древние русы почитали бога ветров Стрибога. Русы в глубокой древности покорили морскую стихию. Русы придумали лодку, руль, якорь и парус. Будучи моряками, русы, конечно, почитали Стрибога, который, обратившись в птицу Стратим, может вызвать или укротить бурю. Главные храмы Стрибога находились на морских островах, близ устьев рек, где часто останавливались купеческие корабли (например, на острове Березань, близ устья Днепра). К нему перед выходом в открытое море подходили корабли русов, и купцы приносили Стрибогу богатые дары.
По преданию, Стрибог родился в начале времен из дыхания бога Рода. Стрибог ярился по земле ветрами, а также вместе с Перуном повелевал громами и молниями. Он вместе со Сварогом и Сварожичами победил Черного Змея. Он помогал Перуну в его борьбе со Скипером-Зверем, а Хорсу – в борьбе с Месяцем”.
Макошь - богиня судьбы, счастья, удачи, несчастья, раздела добычи по жребию, женской доли, гаданий, рукоделия, покровительница источников и святых колодцев, охрительница коров и мелкого рогатого скота. Она прядет нить жизни, покровительствует женскому ремеслу, охраняет дом. Она - жена Велеса, старшая сестра Доли и Недоли. У русских богиня дождя Макошь была женой и сестрой Хорса, солнечного божества. В русской мифологии Макошь также богиня земли и земного плодородия. Ее название - "Мать Сыра-Земля". Она обеспечивает связь между небом и землей. В этом случае ее изображали в виде женщины с большой головой и простертыми к небу длинными руками. В архаический период Макошь изображалась с турьим рогом изобилия и двумя спутницами - Ладой и Лелей, с которыми соединялись представления о судьбе. В поздней традиции Макошь изображалась козлоногой и четырехрогой богиней, обильно обросшей шерстью.
А. И. Асов пишет о ней буквально следующее: “Макошь – великая богиня. Она обладает тайной Прави, тайной Коло Сварога. Ее велениям подчиняются и боги, и люди. Она следит за соблюдением обычаев, обрядов. Милует и награждает она тех, кто крепко стоит за старинные обычаи. Высоко в небесном чертоге она сидит с помощницами Долей и Недолей, прядет нити судеб. <…> Макошь – Небесная Мать, Небесный Закон, Правь, Третий лик бога. Первый лик – отец, второй – сын, третий – мать, ибо мать это и есть дух бога, приводящий в движение мир. Именно мать дает жизнь сыну. И это значит – мир изменяется, после отца является сын, потом сын сам становится отцом и вновь рождает сына.
Макошь знает тайну судеб, тайну прежних жизней и новых воплощений. Она требует, чтобы человек следовал предначертанному пути. Она дает и свободу выбора между добром и злом, где добро суть следование пути Прави, а зло – отклонение от него. Тех, кто уходит в сторону, губит себя и свою душу, Макошь карает нещадно. Они вновь воплощаются на земле, но уже не людьми.
Макошь – женщина, и потому изменчива: может принести и радость, и горе. Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за счастье. Она дает выход из самых безнадежных положений, если человек не отчаялся, если идет из последних сил, если не изменил себе и мечте. И тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи – Сречу. И тогда человек открывает дверь, делает шаг и Среча встречает его. Но если человек опустился, разуверился, предал мечту, устал и махнул на все рукой – мол, Кривая вывезет, - то его ждет горькое разочарование. Макошь – отвернет свой лик. И отверженного поведут по жизни чудовищные старухи – Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая, Недоля, Несреча – туда, где уже причитают над могилами Карна с Желею”.
Кроме названных, в "Прославлении Триглава" и в повести Ф. Н. Глинки богов, были еще боги Малых Триглавов и другие (всего 108). Перечислим некоторых из них в алфавитном порядке:
Баба-Яга - воинственная хранительница рода и семьи, традиций рода и детей; в русских сказках она превратилась в злое существо, обитательницу избушки на курьих ножках на опушке леса.
Дид - хранитель рода и семьи - малого Перунова огня.
Дидилия - дочь Лады, покровительница родов, покровительница бесплодных женщин.
Дит - бог супружеской жизни, олицетворение любви, венец которой - дети. Изображался всегда молодым и сильным.
Знич - бог начального родового неугасимого огня.
Кощей - "бессмертный"; первоначально бог, дающий временную смерть, после которой люди через некоторое время оживают; в русских сказках - властитель подземного царства; в Древней Руси - военнопленный, раб.
Кродо - бог богатства, торговли и изобилия, смены времен года и рода. Соответствует римскому Сатурну. Изображался в виде старика с обнаженной головой и голыми плечами, стоящим на рыбе и опоясанным белой шерстяной повязкой; в одной руке он держал колесо, а в другой - сосуд или корзину с плодами и цветами. Почитался западными славянами. У восточных славян - Иван Купало.
Купало - бог земных плодов и красоты. В историческое время его изображали сидящим молодым мужчиной, который в руках держал ветвь с виноградом и черенок с тремя тыквами и листьями. С его именем связаны Купальские праздники (24 июня). А. С. Кайсаров писал о нем следующее: "Русское божество, коего истукан стоял в Киеве. Купало был богом плодов, и его причисляли к знатнейшим богам. В начале жатвы ему приносили жертвы. Тогда на полях зажигали большие костры, а юноши и девицы, цветами увенчанные, плясали около огня при радостном пении; наконец скакали они и гнали свое стадо через огонь. Эти добрые люди думали, что это обезопасит их от леших". Купальские празднества сопровождались массовыми купаниями славян, как это показано, например, в фильме Арсения Тарковского "Андрей Рублев".
Лид - бог храбрости и мужества. Его считали покровителем воинов.
Мара - богиня смерти, болезней и моря.
Огонь-Сварожич - двухголовый бог огня, войны; в честь его жгли неугасимый костер. Второе имя этого бога - Семаргл, сын Сварога, также бог жертвоприношений, тепла, кузнечного дела. Он же - бог-посредник между миром людей и миром богов. Родственен иранскому Семургу; эта волшебная птица подобна огненной птице индийского эпоса Матаришвану (жар-птице).
Полель - второй сын Лады, бог супружества. Изображался с шиповым венком на голове и в длинной белой рубахе, в одной руке он держал шиповый венок, в другой - рог, питающий верность.
Поревит - бог добычи и семени.
Перенуг - бог добра и белого света.
Прове - бог пророчеств и просвещения.
Радегаст - бог - защитник городов. В правой руке он держит щит с воловьей головой, в левой - копье; на голове - петух с распростертыми крыльями.
Род - бог отец и мать всего существующего, бог семьи и рода.
Родомысл - бог мудрости, благих советов, умелых речей. Указательным пальцем правой руки он опирается в лоб, а левой рукой держит копье и щит.
Рожаницы - богини-женщины, рождающие начало, дающие жизнь всему живому.
Чур-Щур - бог-предок, охраняющий род.
Яровит - бог войны.
Древнерусское язычество с его богами и систему мира древних славян можно представить в виде двух графических схем:
Схема N 1. Древнерусское язычество как система


 Увеличить


Схема N 2. Устройство мира по верованиям древних славян


 Увеличить


В Киеве, там, где теперь стоит Киево-Печерская лавра, был Священный Гай (или сад), в котором находились могилы предков. В Боголесье в Великдень, весной, в день почитания предков, собирались киевляне и богомольцы со всех мест Руси и несли с собою писанки, цветы, вареное и печеное, чтобы почтить своих богов. Не менее богатыми и почитаемыми были другие языческие храмы в Киеве, например, святилище Велеса на Подоле, храм Перуна, совмещенный с хоромами киевского князя, который почитался верховным жрецом Огнебога или же Перуна; было в Киеве и капище Буса Белояра на Бусовой горе. Да и по всей Киевской земле были святилища и капища языческих богов, где хранились священные свитки и казна, где князь и жрецы награждали золотыми мечами отличившихся воинов и назначали их десятниками и сотниками. В Киеве это происходило в Священном Гаю возле Врат Славы и знамени - Тризуба, в присутствии князя, бояр, атаманов и знаменосцев. Посвящаемых называли богатырями земли Дажьбожьей, яр-турами и буй-турами. Верховный жрец после молитвы обращался к награжденным с напутственным словом: "Живите мирно с богами родными, с реками, лесами, источниками, полями. И славьте их. И каждый день помните, что вы и боги ваши сроднились с Духом Предков и с дыханием Матери-Земли. Заботясь о мире, куйте мечи. Земля, которую на веки-вечные нам передали родители наши Орь, Кимер, Скиф, Сармат, Радогаст, Мусокий, Бож, Рус и Кий, богата медом и молоком, богата зерном и мясом <...> О Солнце, святилище неба нашего! Освящай и грей наши поля и реки, наши души и наши сердца, мы ведь твои дети! Также, как жизни детей-сосунков соединены воедино с жизнями их матерей, так и мы, внуки Дажьбога, кровью нашей и пуповиной нашей, и дыханиями нашими, и жизнью нашей соединены с Солнцем, Небом и Землею нашими. Слава вовеки веков Богу предков наших!"
После принесения даров жрец называл имена воинов, отличившихся в военных походах, например:
"Дибач, Лилат, Слава, Крит, Полян, Крилач, Карпан, Злотодан, Дубар, Питан, Сва-дан, Хвала, Ростун, Тририг, Страдач, Свара, Пложан, Яма, Радогош, Магавар, Литун, Два-вар, Родан, Горун, Сила, Свет, Вогнедар, Водотрав, Громовик, Листвич, Живорид, Било-тур, Ладомир, Магавид, Свитокол, Ростичар, Косака, Вишезор, Колодий, Трисад, Каспаса, Оримир, Кий, Славутич, Листвич, Дарава, Тапа, Липак, Пава, Снага, Ман, Сушка, Сарпа, Кривуля, Дивер, Рава, Ус, Скол, Мольба, Варан, Коласа, Чара, Татомир, Дан, Паликоп, Стоян".
Так соединялись в "Веде словене" божеское и человеческое ради вечной жизни Славянского Рода, Рода святорусского, православного!

Назад История Руси. Глава 21. VI Далее

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены