История Руси. Глава 5. II Богатая Скифия стала прародиной многих народов, в том числе праславян. Необходимо уточнить, что это за народы. Самоназвание скифов - "сколоты" - образовано от древнеарийского корня "коло", что означает "круг". Оно связано с культом Солнца, главного божества многих арийских народов. Сам же этноним "скифы" возводят к местному приветствию, которое звучало по-славянски - "цтите", т. е. "чтите", что дало повод римлянам называт местных жителей "сцитами", а в греческой огласовке последнее звучало как "скифы". Есть и другая точка зрения, принадлежащая булгарским ученым, а именно: Киммерия после ухода киммерийцев была отдана во владение подчиненным Иделю кыпчакам. Булгарское название последних было "Аскып". А греки переделали "Аскып" в "Скиф", ссылаясь на упомянутое выше местное приветствие. А племя сколотов-земледельцев, жившее на Среднем Днепре, прозвали по-булгарски "асхалиджийцами" в отличие от "кара-халиджийцев", предков украинцев, поляков, хорватов и полабцев, чьи пращуры обитали в Кара-Саклане. "Кара-халджийцы" смешались с пришедшими с запада кельтами и образовали восточно-славянские племена галичан и волынян, т. е. "галиджийцев" и "балынлар", и те были очень воинственные и отчаянно сражались за свою свободу. Могущественными владетелями Великой Скифии до скифов были прабулгаре, или 24 синдийских племени, из которых - бурджан, иллак, сэбер, ермитен, бидак, азак, имен - объединились в один народ, прозвавшийся асами. До переселения в незапамятные времена они жили в Деремеле, или в современной Чернигово-Северской земле лесостепи Кара-Саклана на легендарной реке Ак-Кул. Царем у них был Джамдеде. А потом все асы прозвались булгарами, т. е. "волчьеголовыми" или "черноголовыми", и стали господами Сынджака и Бурджана, или Северного Кавказа, со столицей городом Старый Сандугач на месте современного Ставрополя; другой столицей потом стал Новый Сандугач на месте современного Пятигорска. Булгаро-идельские цари были владетелями всей Великой Скифии. По справедливому свидетельству Геродота, Скифия - благословенная страна, где есть все возможности для развития скотоводства и земледелия, где, благодаря труду, можно жить безбедно и счастливо всем народам. Так, он пишет следующее: "В Скифии произрастает конопля, очень похожая на лен, только гораздо толще и выше его. Она там засевается, но растет также и в диком состоянии; фракийцы приготовляют из нее платье, до такой степени похожее на льняное, что человек недостаточно опытный не сможет узнать, сделано ли платье из конопли или изо льна; а кто никогда не видел конопляной материи, тот примет такое платье за льняное. С семенами конопли в руках скифы входят под войлок шатра и там бросают семена на раскаленные камни: от этого поднимается такой дым и пар, что никакая эллинская баня не превзойдет в этом отношении скифской". О хлебе и говорить не приходится: хлеб здесь выращивается с большим избытком. Недаром Скифия стала хлебной житницей не только греческих Причерноморских городов, но и всей Греции. Геродот сообщил много топографических названий и бытовых подробностей, подробно характеризует он и скифов и соседние народности. В их числе упомянуты андрофаги и меланхлены. Чех В. Томашек дает возможность отождествить андрофагов с мордвой, одним из восточно-финских племен, жившим в лесах на восток и северо-восток от Среднего Днепра. Меланхленов - "черных плащей" - Томашек отождествил с черемисами, которые носили черные одежды. Скажем несколько слов о греческих причерноморских городах. Экспансия началась в VIII в. до н. э., когда малоазийские греки основали г. Обдера на фракийском побережье Эгейского моря. Выходцы из греческого города Милета на западе Малой Азии около середины VII в. до н. э. основали г. Истрию, замкнувшую устье Дуная, а с конца VII в. они же основали города Томы (современную Констанцу) и Аполлонию (современный Созополь). В первой половине VI в. до н. э. греки основали г. Одессос (современную Варну), а выходцы из г. Мегары около середины VI в. основали города Месемврию и Калатис. В том же веке милетские греки построили г. Ольвию (т. е. "Счастливую" - Ю. Б.) в Днепро-Бугском лимане, который вскоре заселили скифы. В это же время греки принялись за освоение Крымского полуострова (Тавриды), заложив город-крепость Пантикапей на берегу Керченского пролива (Боспора Киммерийского), а напротив, на Таманском полуострове, вырос город Фанагория, названный в честь основателя грека Фанагора. В 422 г. до н. э. мореплаватели из малоазийского города Гераклеи построили в удобной бухте город Херсонес, просуществовавший более 2000 лет на месте нынешних Севастополя и Балаклавы. В устье Днестра благодаря грекам вырос Тирас, а в устье Дона - Танаис. На месте современной Анапы стояла Горгиппия, а на месте современной Тамани - Гермонасса. На восточном побережье Черного моря греки выстроили города-крепости Фасис и Диоскуриаду. Все перечисленные города были чудом античной архитектуры и искусства. Их украшали десятки храмов, сотни каменных домов и дворцов с колоннами и портиками, с акрополями и скульптурами богов и героев, с густой сетью мощенных камнем улиц и великолепными площадями. Все они были призваны служить форпостами греческой цивилизации на Гостеприимном море. Североиранцы не желали принимать эту цивилизацию из-за ее нечеловеческой основы: рабского труда подневольных людей, тех же скифов, сарматов, славян, фракийцев и т. п. Однако у греков, кроме пресловутого рабства, были свои эллинские боги и герои, чьи подвиги были достойны восхищения и подражания. Одним из таких героев, любимых греками и гражданами причерноморских городов был сын Зевса Громовержца и простой земной женщины Геракл (1262 - 1210 гг.). Его приемным отцом считался царь Тиринфа Амфитрион, а матерью - Алкмена. Назад История Руси. Глава 5. II Далее |