| 
				  История Руси. Глава 5. VI Согласно мистическому учению древних, единое течение мистериальной  премудрости Солнечного Оракула разделилось на два течения: северное,  которое возглавил Мани (III в.), и южное, которое было много старше и  возглавлялось Заратуштрой и Скифианом.   Вождь северного течения великого учения родился в Вавилоне в 215 г.  Получив жреческое образование, он стал руководителем нового духовного  учения, продолжавшего зороастризм. В 242 г. в г. Ктезифоне Мани стал  проповедовать свое учение, призывающее к избавлению человеческого духа  от земного материализма, равновеликого злу. Это было дуалистическое  учение с верой в конечную победу добра над злом. В 276 г. Мани был  казнен, но его учение - манихейство - стало в один ряд с подобными же  учениями тондакитов в Армении (впоследствии, павликиан), богомилов в  Болгарии, Боснии, Византии, альбигойцев в Западной Европе. Оно  утверждало победу духа над плотью и распространялось в среде христиан.  Такой же была дуалистическая основа духовности Скифо-Сарматской  цивилизации, повлиявшая на славян.   Величайшая духовность - вера в единого Бога-Творца - рождалась на  берегах Днепра, Дона и Волги вместе с той великой цивилизацией. Она  давала надежду на спасе-ние и вместе с тем придавала силу людям,  надеющимся обрести истину и спасение. Скифо-Сармато-Славянская  духовность явилась в добрый час, чтобы предопределить в буду-щем расцвет  Древней Руси и обретение ею государственности.   Не забудем, что зороастризм повлиял не только на ведизм, но и на  буддизм, новое вероучение. Истина приоткроется, если мы примем во  внимание, что принц индийской Сакии, по имени Сидгарта Гаутама, он же -  Шакья-Муни, или Будда, был сыном скифского царя, который в VI в. до н.  э. переселился из Скифии на берега Ганга. Будда хорошо усвоил ведизм и  зороастризм от своего отца и основал свою новую религию. Так буддизм  родился в Индии в добрый час, но свои истоки он берет в Скифии, где  сложилась особая цивилизация.   А цивилизация немыслима без строительства городов. Не считая  греческих городов-государств, в Скифии их было мало. Геродот упоминает  Ольвию, Каркинитиду, Порфмий на Керченском полуострове, Кремны на  Азовском море и деревянный город Гелон на реке Ворскле, населенный  полугреками. Что же касается городищ, то, как указывает А. И. Мартынов,  "наиболее ранние поселения скифов известны у Бугского лимана. Они  отличаются небольшими размерами... В V в. до н. э. на Среднем Днепре и  по берегам Южного Буга появились большие укрепленные скифские  городища... Наиболее известными городищами являются Пастырское,  занимающее площадь около 35 га, Немировское - около Винницы,  Григорьевское - у Могилев-Подольского, Матронинское и Бельское (т. е.  Гелон.- Ю. Б.)... Каменское городище, расположенное на Днепре. Оно  занимало площадь около 12 кв. км и было окружено мощным земляным валом  шириной около 11 метров и примерно такой же высоты. Внутри городища, на  берегу реки, находился акрополь. Население городища в социальном  отношении было неоднородным; в акрополе за каменной стеной жила скифская  аристократия... Совсем иной вид имели постройки, открытые археологами в  ремесленной части города".    Каменское городище известно тем, что оно было центром выплавки  стали и производства оружия: такого еще не было ни в Европе, ни в Азии.  Это обеспечивало скифам преимущество в бесконечных войнах. Городище это  было предположительно столицей Скифии. В Нижнем течении Днепра, ближе к  Черному морю, насчитывалось не менее шести скифских городищ,  превратившихся в города. Они продолжали существовать и в Сарматское  время, когда городская жизнь стала в стране более интенсивной и когда  ремесла и торговля выделились в особые отрасли хозяйственной жизни.    Любопытные сведения о предыстории Великой Скифии сообщает "Свод  булгарских летописей". В ней история протобулгар тесно переплетается с  историей протоиранцев. Они стали соседями, когда протоиранцы  переселились с западных земель к Алтаю. Основателем государства  прототюрков на Алтае, у Шести гор, в земле сэрбийцев (или сиров), был  царь Хон-Улан. Жившие по соседству китаи пытались им помешать, но были  разбиты Кубэрчеком, хонским царем. Государство Идель, расположенное  между Уральскими горами и Волгой, было основано царем Джал-Иджиком,  сыном Бояна, в незапамятные времена. На Волго-Урале булгары  восстановили свой Старый Туран, а во главе стал старый туранский царский  род. Одна из многочисленных групп протоиранцев под названием саки, они  же - кыпчаки, они же - впоследствии скифы, в XIII - XII вв. до н. э.  заселили Семиречье у озера Балхаш. Оттуда вместе с отцом своим Орианой  они ходили походами по степям от Китая до Волги, например, нападали на  савиров в приалтайских степях, а в устье Волги - на массагетов (или  масгутов), своих родственников, с которыми не ладили. И "были сильны как  после питья солнечной сурьи", а в жилах их текла горячая протоиранская  кровь!   Другую точку зрения о прародине скифов в южном Закавказье на реке  Аракс излагает грек Диодор Сицилийский (90 - 21 гг. до н. э.) в своей  "Исторической библиотеке":   "11, 43. Они (скифы) сначала занимали незначительную область, но  впоследствии, понемногу усилившись благодаря своей храбрости и военным  силам, завоевали обширную территорию и снискали своему племени большую  славу и господство. Сначала они жили в очень незначительном количестве у  реки Аракса и были презираемы за свое бесславие; но еще в древности  под управлением одного воинственного и отличавшегося стра-тегическими  способностями царя они приобрели себе страну в горах до Кавказа, а в  низменностях прибрежья Океана и Меотийского озера и прочие области до  реки Танаиса. Впоследствии, по скифским преданиям, появилась у них  рожденная землей дева, у которой верхняя часть тела до пояса была  женская, а нижняя - змеиная. Зевс, совокупившись с ней, произвел сына по  имени Скифа, который превзойдя славой всех своих предшественников,  назвал народ по своему имени скифами. В числе потомков этого царя были  два брата, отличавшиеся доблестью; один из них назвался Пал, а другой -  Нап. Когда они совершили славные подвиги и разделили между собой  царство, по имени каждого из них назвались народы, один - палами, а  другой - напами. Спустя несколько времени потомки этих царей,  отличавшиеся мужеством и стратегическими талантами, подчинили себе  обширную страну за рекой Танаисом до Фракии и, направив военные  действия в другую сторону, распространили свое владычество до египетской  реки Нила. Поработив себе многие значительные племена, жившие между  этими пределами, они распространили господство скифов, с одной стороны,  до Восточного океана, с другой - до Каспийского моря и Меотийского  озера; ибо это племя широко разрослось и имело замечательных царей, по  имени которых одни были названы саками, другие - массагетами, некоторые  аримаспами и подобно им многие другие".    В VIII в. до н. э. скифы пришли в северопричерноморские степи,  проделав долгий путь: они обошли с юга Каспийское море, затем по его  западному берегу и через Дербентский проход достигли Северного Кавказа,  а оттуда Дона, в будущем своей любимой реки, после чего заняли земли в  бассейне Днепра и основали Великую Скифию. Их соседом было государством  "Идель-Урал", где жили булгары, народ тюркской языковой группы.  Булгары были сильным и могущественным народом.   В VII в. до н. э. во главе булгарского государства Идель встал царь  Партатуа, он же Буртас-Бурджан из династии Сармат-Чирмыш (689-633). Он  был сыном Ишпакая-Тухчи и открыл период "сильных правлений" на Востоке,  подчинив себе скифов. Его эпоху называли также эпохой "тазбаш", т. е.  "бритых голов", так как царь приказал остричь всем строптивым вельможам  волосы в знак покорности. Этот период продолжался 500 лет до начала  сарматского владычества в Причерноморье.     Назад История Руси. Глава 5. VI Далее 			 |