В новой, окончательной редакции текста «Путешествия», вышедшей в свет в мае 1790 г., было мпого дополнительных глав, помещенных без разрешения Петербургской управы благочиния, т. е. цензуры. Вот почему А. С. Пушкин в «Послании к цензору» сказал об авторе «Путешествия»: Радищев, рабства враг, цензуры избежал. С выходом в свет книги начинается удивительная и поучительная литературно-общественная жизнь «крамольной книги». Причем судьба «Путешествия» оказалась тесно связанной с судьбой его создателя. «Книга расходилась бойко, — писал Георг фон Гельбиг, — потому что была написана прелестным остроумным языком». 26 июня 1790 г. один экземпляр книги, купленный в лавке Зотова, попал в руки Екатерины П. 27 июня Радищев узнал от своего начальника графа А. Р. Воронцова, что его ожидает арест. Тогда он приказал своему дворецкому Давыду Фролову сжечь остаток нераспроданного тиража «Путешествия», спрятал свои черновики1, оставив на виду только цензурный рукописный экземпляр книги. 30 июня 1790 г. писатель был брошен в каземат Петропавловской крепости. А 8—11 июля в Тайной экспедиции был произведен обстоятельный допрос Радищева «заплечных дел мастером» С. И. Шешковским. 13 июля 1790 г. был обнародован указ императрицы о предании Радищева суду и об изъятии «зловредной книги», «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвесть в народе негодование противу начальников и начальства, наконец, оскорбительными изражениями противу сана и власти царской», «дабы она нигде в продаже и напечатании здесь не была под наказанием, преступлению сему соразмерным». Главную опасность Екатерина II справедливо ус- 1 Черновые бумаги Радищева до сих пор не разысканы. Ученые предполагают, что черновики писателя и корректурный экземпляр «Путешествия» сохранял ближайший помощник А. Н. Радищева А. А. Царевский. «На основе этих черновиков,— утверждает А. Г. Татаринцев,— впоследствии возникли и распространились в разных местах списки «Путешествия», отличающиеся от печатного издания» (Татаринцев А. Г. Радищев в Сибири. М., 1977, с. 31). мотрела в том, что Радищев — «бунтовщик хуже Пугачева», который «надежду полагает на бунт от мужиков» и хочет «книгою ли... исторгнуть скиптра из рук царей». Радищев выступал против самодержавия и крепостничества с идеологическим оружием — остро написанной книгой, которая обосновала необходимость и законность народной революции. Императрица и ее сторонники были не в силах опровергнуть научно обоснованные доводы революционной книги, оставалась только физическая расправа с ее автором. Один из видных членов правительства канцлер граф А. А. Безбородко писал 16 июля 1790 г. секретарю князя Г. А. Потемкина генерал-майору В. С. Попову: «Здесь по Уголовной палате производится ныне примечания достойный суд Радищев, советник таможенный, несмотря, что у него и так было дела много, которое он, вправду сказать, и правил изрядно и бескорыстно, вздумал лишние часы посвятить на мудрования: заразившись, как видно Францию, выдал книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», наполненную защитою крестьян, зарезавших помещиков, проповедию равенства и почти бунта против помещиков, неуважения к начальникам, внес много язвительного и, наконец, неистовым обра ом впутал оду, где озлился на царей и хвалил Кромвеля». 24 июля Палата уголовного суда вынесла Радищеву смертный приговор. Страшное ожидание исполнения приговора затянулось на месяц, но и это не сломило борца. Он не отказался от своих мыслей, убеждений, идеалов, от клятвы, данной Федору Ушакову. В каземате Петропавловки Радищев написал повесть, своеобразное завещание к родным. (В качестве формы завещания он избрал «Житие Филарета Милостивого».) В нем писатель завещал своим детям следовать добродетелям, т. е. бороться за счастье людей. Радищев просил Шешковского передать рукопись сыновьям, но тот приобщил «бумагу» к следственному делу, откуда завещание было извлечено на свет только через сто лет. 8 и 19 августа Сенат и Государственный совет утвердили смертный приговор Радищеву. Императрица и здесь проявила свое лицемерие и жестокость. 4 сентября 1790 г. она подписала указ, согласно которому смертная казнь «милостиво» заменялась Радищеву десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог. Ссылка в Сибирь при Екатерине II была равнозначна смерти. «Современники недвусмысленно прокомментировали этот акт «милосердия», — пишет исследователь творчества Радищева А. Г. Татаринцев. — Сын А. Н. Радищева вспоминает, как он был воспринят в его семье: «В одно утро (в сентябре) является полицейский офицер, тот самый, который взял Радищева по арест, и объявляет его семейству, что Радищев приговорен к ссылке в Сибирь на 10 лет. Ссылка на 10 лет при Екатерине II значила на всю жизнь. Елизавета Васильевна зарыдала...» Граф С. Р. Воронцов, узнав об этом, в письме к брату из Лондона прямо заявлял, что эта ссылка для Радищева «хуже смерти». В дождливую холодную ночь 9 сентября 1790 г. закованного в кандалы, одетого в нагольную шубу больного Радищева отправили на телеге в Сибирь под конвоем двух солдат и унтер-офицера. Только после проезда через Новгород, по настоянию А. Р. Воронцова, кандалы были сняты. «Измученный в каземате Петропавловской крепости и на допросах физически и нравственно, А. Н. Радищев беспрестанно болеет в пути. Позже он будет вспоминать, как в минуты полнейшего бессилия и отчаяния приходил к мысли о самоубийстве. Но, как говорил его друг А. М. Кутузов, Радищев был человеком «необыкновенных свойств». Выдержав поединок с «инквизиторами», он вступил в борьбу с нечеловечески тяжелыми обстоятельствами путешествия в Сибирь и одержал победу» (Татаринцев А. Г. Радищев в Сибири, с. 19). Современники сравнивали Радищева с Онорэ Мирабо, видным деятелем Национальной ассамблеи в период французской революции. Не случайно о Мирабо автор «Путешествия из Петербурга в Москву» отзывается с большой теплотой, а Екатерина II — с негодованием: «Тут вмещена хвала Мирабо, который не единой, но многие висельницы достоин». Прямая нить протянулась от французских революционеров к русским, и Радищев подал им руку. Его революционная книга сближала народы, преодолевая расстояния. Победила она и время, шагнув к нам через столетия. Так сбылись вещие слова автора «Путешествия»: «...гонение на мысли и мнения пе токмо не в силах оныя истребить, но укоренят их и распространят». (См. главу Торжок».) Жизнь Радищева сейчас воспринимается нами, его далекими потомками, как подвиг. Справедливы слова А. Г. Татаринцева: «...издание книги в 1790 году было лишь первым подвигом (курсив везде наш. — Ю. Б.)'Радищева. Второй совершался им в течение всех семи лет пребывания в Сибири. Третьим подвигом явилась его деятельность в Комиссии составления законов. Иначе говоря, вся жизнь Радищева была непрерывным подвигом, который не может не удивлять нас и сейчас и поражает тем сильнее, чем больше мы узнаем об этой жизни». «Путешествие из Петербурга в Москву» как художественное произведение. Проблема героя Первое в русском литературоведении определение жанра путешествия принадлежит И. М. Борну. В «Кратком руководстве к российской словесности» (1808) он пишет следующее: «Путешествия суть истинные повествования о случившихся со странствовавшим приключениях в разных частях света, с естествословными описаниями виденных стран»; Борн при этом выделяет «особенный род путешествий, целью имеющих наблюдения нравственности и степени народного и частного просвещения», и называет их «сентиментальными путешествиями». Во второй половине XVIII в. сентиментальные путешествия были одной из самых распространенных форм литературных произведений. Писатели-сентименталисты обычно использовали форму путешествия, чтобы лучше раскрыть мельчайшие нюансы чувств своего героя; действительность — природа и общество — стоит как бы в стороне, на втором плане, она показывается только лишь сквозь призму личных переживаний автора-путешественника. Среди сентиментальных путешествий в европейских литературах наибольшей популярностью пользовалось «Путешествие по Франции и Италии» (1766) английского писателя Т. Д. Смоллетта. В нем рассказывается о бесправии, угнетении и нищете французского народа, о разложении верхушки абсолютистского государства и об успехах французской философии. Отчасти пародией на «Путешествие» Смоллетта было «Сентиментальное путешествие» (1768) английского писателя Л. Стерна. Последний сосредоточивает свое внимание на воспроизведении индивидуальных переживаний своего героя, причуд и «заблуждений сердца», возникающих в процессе путешествия и в связи со всем увиденным. В русских журналах второй половины XVIII в. увидело свет немало сентиментальных путешествий, например: «Путешествие добродетели» («Утренний свет», 1778, ч. II), «Просвещенный путешественник» («Собеседник любителей российского слова», 1783, ч. I), «Забавный путешественник» («Утренние часы», 1783, ч. II—III) ит. п. Встречались и сатирические, т. е. обличительные, путешествия, вроде анонимного «Путешествия», напечатанного в журнале «Вечера» (1773, ч. II. Вечер 9-й), и «Дворянина-философа» (1769) Ф. И. Дмитриева-Мамонова. В 1783 г. в журнале «Собеседник любителей российского слова» Д. И. Фонвизин напечатал первую часть своего «Путешествия глухого и немого». Это был рассказ о провинциальной помещичьей России. В нем на первый план выступают не чувства и внутренний мир путешественника, а реальная действительность. Герой-путешественник как бы вырывался из сферы частной, личной в сферу жизни общественной, политической. Выбирая свой жанр, Радищев сознательно опирался на русскую традицию путешествий, но вложил в старую форму принципиально новое содержание. Писатель наполнил его злободневным политическим содержанием: вместо разрозненных заметок и наблюдений путешественника, углубленного в собственные мысли и переживания, занятого только самим собой, мы находим у Радищева совершенно другого героя — Гражданина, Борца, живущего интересами своего народа, своей страны. Духовный мир нового героя был главным предметом изображения в литературе европейского и русского сентиментализма XVIII в. Сентиментализм (от английского слова sentimental — «чувствительный») — это направление в литературе и искусстве Западной Европы и России. В отличие от литературы классицизма, сентиментализм объявляет доминантой человеческой природы, мерилом добра и зла не разум, а чувство. Человек, учили писатели-сентименталисты, становится свободным и может переустраивать по-новому мир лишь в том случае, если он неустанно совершенствует свои «естественные чувства». Отсюда и призывы сентименталистов слиться с природой, обратиться к миру неиспорченных цивилизацией людей, чутко откликаться на все происходящее в мире, бороться за добро и справедливость. Открытие богатого духовного мира простолюдина было настоящим художественным завоеванием нового направления. В России сентиментализм как самостоятельное течение оформился в 1790-е гг. в творчестве Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева, а также Ю. А. Нелединского-Мелецкого, В. В. Капниста, Н. А. Львова, В. Л. Пушкина и др. Не прошел мимо него и Радищев. Его «Путешествие» носит отчетливые следы влияния поэтики сентиментализма. «Однако «чувствительность» как мировоззренческая категория, ограничивающая реакцию человека лишь Состраданием, сочувствием, не удовлетворяет Радищева, — справедливо замечает советский исследователь В. И. Федоров. — Она только первый импульс при его встрече с рабски закабаленным народом, с безудержным разгулом самодержавия. Истинный гражданин только тогда испытает удовлетворение и радость («веселие неизреченное!»), когда непосредственно включится в борьбу за освобождение народа, станет «соучастником быть во благоденствии себе подобных». Вот почему в силу собственной политической активности и художественного мастерства Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» переходит за рамки метода сентиментализма и, используя элементы реалистического метода, создает, опережая время, уникальное произведение словесного искусства. «Путешествие из Петербурга в Москву» — это собрание художественных и документальных повестей, публицистических очерков, теоретических трактатов, философских рассуждений, политических деклараций, исповедей, писем, слов, од и т, д., объединенных внешне — сюжетом путешествия из новой в древнюю столицу России, а внутренне — идеей политической борьбы с самодержавием и крепостничеством. Сюжет путешествия несет служебную функцию, облегчая автору собирание и группировку разнородного материала в стихах и прозе из русской жизни и русской истории. Российская действительность воспринимается исключительно глазами «чувствительного» путешественника — мыслителя, философа, гражданина и простого человека, который уставал от езды в коляске, выходил из нее, чтобы размять ноги, потирал ушибленные бока< с удовольствием пил кофе, грустил, страдал и плакал, видя людское горе, ненавидел и звал к возмездию, шутил и смеялся сквозь слезы. Образ путешественника — главный внешний сюжетообразующий стержень произведения. Без него не было бы и «Путешествия из Петербурга в Москву». Путешественник — это любознательный, внимательный и душевный человек, который «любопытствует» узнать истории всех, кого он встречает на своем пути. Он обладает редким даром располагать к себе людей, так что, встретив его в первый раз, они рассказывают свои истории с величайшей охотой, доверяя ему самое сокровенное. Путешественник едет на перекладных из Петербурга в Москву и по дороге останавливается на почтовых станциях, где ему меняют лошадей Таких станций насчитывается 24. Композиция «Путешествия» внешне представляет собой собрание из 26 глав и посвящения А. М. Кутузову, «любезнейшему другу» путешественника. 24 из 26 глав носят названия почтовых станций: «София», «Тосна», «Любани», «Чудово», «СпасскаЯ'Полесть», «Подберезье», «Новгород», «Бронницы», «Зайцрво», «Крестьцы», «Яжелбицы», «Валдай», «Едрово», «Хотилов», «Вышний Волочок», «Выдропуск», «Торжок», «Медное», «Тверь», «Городня», «Завидово», «Клин», «Пешки», «Черная грязь»; первая глава называется «Выезд», а последняя, 26-я — «Слово о Ломоносове». Назад Далее |