История Руси. Глава 21. II Светозарный Огнебог Семаргл явился в огненном вихре, очищающем от всякой скверны. Он, словно Солнце, озарил всю Вселенную. Под Семарглом был златогривый конь с серебряной шерстью. Дым стал его знаменем, а огонь – конем. Там, где он проезжал на своем коне, оставался черный выжженный след. От великого огня Сварога тогда поднялся божий ветер – так родился бог ветров Стрибог. Он стал раздувать великое пламя Сварога и Сварожича-Семаргла. Великий Черный Змей, рожденный Мировой Уточкой, задумал подражать Сварогу. Он подполз к Алатырю и ударил по нему молотом. От этого удара разлетелись по миру черные искры – так родились все темные силы, демоны-ясуни. И тогда Семаргл вступил в борьбу с Великим Черным Змеем и его воинством. Но недостало силы у Сварожича, и померкло Красное Солнце. Черный Змей затопил мглой всю землю. А Сварожич поднялся в небесную кузницу к своему отцу Сварогу. Черный Змей также полетал к Сварге. Он языком пролизал три небесных свода и влез в небесную кузницу. И тогда Сварог с Семарглом ухватили его и впрягли в плуг. Потом боги разделили землю этим плугом на царство Яви и царство Нави. В Яви стали править Сварог и Семаргл, а в Нави – Черный Змей”. Культ бога неба, или пратеизм, в персонификации Сварога относится к III - II тысячелетиям до н. э. Исследователь Алексей Александрович Бычков так рассказывает о сотворении мира Сварогом: "В начале начал существовало в полной пустоте и темноте хрустальное МИ-РОВОЕ ЯЙЦО, внутри которого в тумане спал бог. И по прошествии времени туман рассеялся - влага осела вниз, а воздух поднялся вверх. Образовались МИРОВОЙ ОКЕАН-МОРЕ и воздушное пространство. И куда бы ни бросил свой взор бог, нигде ничего не было видно (так как ничего еще и не было). Но там, куда падал его взор, на небесном куполе загоралась неподвижная точка - звездочка. Так появилось на хрустальном куполе созвездие неподвижных звезд. И вот при зыбком свете звезд увидел Бог в неподвижном зеркале вод свое отражение, а так как ему было грустно одному, то решил Он оживить свое отражение, но из-за того, что Его отражение было зеркальным, новое божество оказалось во всем зеркально противоположным. Сварог был белым и добрым - новое божество получилось темным и злым. Сварог приносил счастье и радость, а новое божество - лишь зло, несчастье и беду. Потому и имя он получил соответствующее - Бес (от "Бедс" - "приносящий беду"). Внешне он похож на Дыя - человека с головой быка, но только черный. И вот между небом и водой сами собой выросли два дерева - Священные дубы, держащиеся на силе божией. Из желудей Священных Небесных дубов вылупились две птицы, это были утки-гоголи. Утки стали нырять на дно моря и доставать со дна ил и песок. Илом они склеивали веточки и листья, опавшие с небесных дубов - строили Гнездо - Землю. Бес тоже нырнул на дно моря-океана, набрал ил под ногти и набил им полный рот, после чего вынырнул и бросил все это на строящуюся Землю. Так образовались горы и скалы. Рассердился Бог на Беса за то, что мешает он строить гнездо священным птицам, сломал один из священных дубов и сделал из него дубину (то есть палицу из дуба), этой дубиной наказал Беса и загнал его под землю. С тех пор на небе осталось лишь одно Ми-ровое Древо, а Бес навсегда переселился под землю, откуда выходит лишь иногда, когда Бог занят какими-либо серьезными делами и не обращает на него внимания, и тогда Бес вредит людям по мере своих сил и по мере попустительства ему со стороны других богов. Земля же плавала по поверхности Мирового Океана. И чтобы она не утонула, Бог создал Трехголового змея - Змея Горыныча, который свернулся кольцом под горой Триглав, что на острове Руяне, ибо вся земля в то время и была одним только этим островом, и своим телом поддерживал Землю на плаву. Бог же начал своей дубиной сверлить Мировое древо - дерево забеременело, и родилась малютка - молния. Молния ударила в Землю, и загорелся на Земле первый в мире очаг, из угольков которого и родились первые в мире люди: мужчина, которого звали Муж, и женщина, имя которой - Жена. С тех пор людей, создающих семью, в честь первой пары называют мужем и женой. Так появился на Земле род человеческий. Но было по-прежнему темно. И вынул бог из-за пазухи Солнце, упали его лучи на Землю, и пробудилась Сила Земная, зацвели луга и поля, выросли кустарники и деревья, одним словом - пошла по Земле жизнь. Удивились люди этому чуду и попытались набрать света - кто в ведро, кто в корзину, кто в решето, и перенести свет в свои дома <...> но первый опыт <...> оказался безуспешным. А Солнце с тех пор стало считаться божеством, приносящим счастье и благополучие. Со временем расплодился род человеческий, и заселили люди всю Землю. Но не было среди них почтения друг к другу: убийство и воровство стали их постоянными спутниками. Огорчился этому Бог и решил наказать род человеческий. Послал Бог на землю два божества: бога моря Водана и бога ураганных ветров, приносящего смерть и разрушения, - Вия. Заколыхал море Водан, задул изо всей силы Вий - обрушились на Землю гигантские волны, начался потоп. Вся Земля оказалась затопленной, кроме самой высокой горы, это была Священная гора Триглав, находящася на священном острове Буяне, ныне - Рюген. Лишь те, кто успел забраться на эту священную гору, еще оставались живыми. И увидел Бог дело рук своих, и стало ему жалко род человеческий, а надо сказать вам, что в то время сидел Бог у окошка своего небесного чертога и грыз орехи из своего небесного сада. Вот и бросил он одну скорлупку на Землю. Упала эта скорлупка рядом с горой Триглав, и все те, кто был в это время на горе, и люди, и звери, влезли в нее <...> и поплыли по волнам морским, как на корабле. Увидав это, Бог решил довершить дело по уничтожению жизни на Земле: подплыл он снизу под сей древний ковчег и прогрыз в дне его отверстие, чтобы хлынувшая внутрь вода затопила мореплавателей. Но всех спас Змей, он своей головой, как пробкой, закупорил дыру - с тех пор змея для славян - животное священное, за убийство змеи виновному грозила смерть, даже если убийство было непреднамеренным. Другие прозвища Змея - Уж и Живой Бог, в Польше он известен также под литовским именем Гивойтис. Бог же в знак того, что больше никогда не будет вмешиваться в дела людей, поставил на небе райский мост - Райдугу - Радугу. С тех пор делами людей заведуют другие боги. Сварог же лишь раз в году в мае принимает вид кукушки и слетает в земной лес, где тем людям, которые в этом году впервые слышат голос кукушки, предсказывает своим кукованием количество оставшихся дней жизни. И до сих пор язычники, услыхав в лесу кукушку, спрашивают Сварога: "Кукушка, кукушка! Сколько мне осталось жить?" И очень огорчаются, если кукушка вдруг перестает считать Дыевы годы. Хотя раньше все знали: от всех несчастий можно обратиться к помощи Бога Священного Дуба и молний, бога войны и победы - Перуна, достаточно лишь было трижды постучать по дубу..." Почитание Перуна у прафиннов, прабалтов и праславян относится к III - II тысячелетиям до н. э. Перун был второй ипостасью древнеславянского Триглава. Он считался Богом грозы, плодородия, войны, покровителем воинов, огня, силы, власти, закона, жита, оружия, боевого искусства, урожая, подателем благ, дождя. Сын Сварога и брат-соперник Велеса, он был супругом Додолы, отцом Дивы, Крышеня и Ситиврата. Он изображался в виде деревянного идола с серебряной головой, золотыми усами, с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу. Около идола постоянно горел огонь, как в Новгороде в Перыни и в Киеве на горе в Пантеоне языческих богов князя Владимира. "В мифо-поэтических вариантах облик Перуна, его оружие отождествлялись и с природными явлениями: молнии - его стрелы и меч, радуга - его лук, тучи - одежда или борода Перуна, кудрявые волосы на голове, ветры и бури - дыхание громовержца. Дождь - оплодотворяющее семя, рокотание грома - далеко слышимый голос божества. Как повелитель мира Перун приурочивался к четырем сторонам света. Отсюда и четверг, четвертый день после недели, назывался Перунов день. В мифах и ритуалах Перун действовал в горах, где он, вступая в сражение с противником, ударял каменной палицей о скалу, высекал молнии. Перун связан с деревом, особенно с дубом, внизу которого или в дупле скрывается преследуемый им враг" , по-следний это часто Велес, скотий бог. На древнем гербе Москвы времени царя Василия III изображался обнаженный Перун на коне, поражающий копьем дракона. Перуну некогда приносили человеческие жертвы: каждого сотого пленного, при этом закалывали его старым мечом и поливали кровью. А когда Перун гремел и метал молнии, то за помощью обращались к другому богу - Святовиту и чертили в воздухе его символ - равноконечный крест". Назад История Руси. Глава 21. II Далее |