Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

Глава 21. ВЕРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН: ВЕДА СЛОВЕНА Версия для печати

Глава 21. ВЕРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН: ВЕДА СЛОВЕНА

Становление мифологического сознания и мифологической культуры у древних славян началось в незапамятные времена. Оно происходило по мере того, как человек забывал, что жил в раю, и по мере того, как развивался сам человек, в процессе трудовой деятельности и осмысления им мира и своего нового бытия в нем. Человек осмысливал свою жизнь в труде в связи с природными сезонными и небесными циклами, и в связи с людскими муками, и в связи с познанием Бога и верой в него. Человек не сразу пришел к Истинному Богу-Творцу. Он долго искал. В первобытные времена человек в своем сознании обожествлял силы природы и ставил в зависимость от нее свои силы и возможности, здоровье, продолжительность жизни, результаты труда. Основой миропонимания было одухотворение сил природы, с которой человек соприкасался непосредственно и постоянно. Жизнь и труд первоначально рассматривались как противоборство животворящих и мертвящих сил природы. Отсюда разделение на добрые и злые силы, которые якобы изначально противостоят друг другу, как, например, Ормузд и Ариман в религии праиранцев, с которыми праславяне долго соседствовали, или как Тангра и Шурале у древних булгар, рядом с которыми праславяне жили в Кара-Саклане и в Волжской Булгарии.
От древних индоевропейцев праславяне как земледельческий народ унаследовали четыре пласта верований: (1) веру в магию, осуществлявшуюся жрецами, (2) веру в загробный мир и загробную жизнь души, (3) веру в сверхъестественные качества предметов, явлений и всего живого, (4) веру в пантеон богов и демонологию. До исторического времени, то есть до грани старой и новой эры, сохранились два славянских политеизма: (1) полабский и (2) восточнославянский. В начале новой эры в Волынском государстве князя Маха имело место смешение двух упомянутых мифологических систем.
Среди этапов развития мифологии выделяется первый, изначальный, а именно: (1) от почитания безликих природных сил к их персонификации и обожествлению, когда солнце, дождь, ветер, родники, деревья, камни одухотворялись и нередко принимали облики духов: Авсень, Масленица, Домовой, Полевик, Доля, Горе, Лихо, Диво, Лихорадка и т. п. Появление пантеона языческих богов было первым этапом мифологии.
Второй этап связан с противопоставлением Космоса (хорошо устроенного мира) Хаосу (неустроенному миру), а также противопоставление мира своего мира чужому. Причем свой мир нередко у рода-племени воспринимался как центр мироздания. Праславяне же противопоставляли себя другим как ясно говорящие на понятном им языке, в то время как другие - "немые", или немцы, говорят на непонятном языке и потому - чужие. Неудивительно, что двойственность и запредельность миров имели мифологическую основу, что реализовывалось в календарных, посвятительных, свадебных и похоронных обрядах, в заговорах и знахарских действиях жрецов.
Слагавшиеся издавна мифы объясняли первобытным людям смысл природных и жизненных перемен. Отсюда следующий, (3) третий этап развития мифологии, а именно: обожествление сил природы и как следствие этого - ведическая, монотеистическая вера древних индориев, которая послужила истоком всех остальных вероучений индоевропейских народов, в том числе праславян и прарусов.
Веды возникли в Индии и ими называются четыре книги: гимнов ("Ригведа"), заклятий ("Ахтарваведа"), жертвоприношений ("Яджурведа") и песен ("Самаведа"); к ним примыкают две эпические поэмы - "Рамаяна" и "Махабхарата". Эту литературу переписывали и распространяли брахманы (жрецы) по всему арийскому миру от Инда до Дуная. Индийские миссионеры часто приходили на Днепр, в Великую Скифию, и проповедовали среди скифов, сарматов и праславян.
Происхождение ведизма можно было бы выразить в виде следующей схемы:


 Увеличить


Суть ведической религии праславян заключается в законах Прави, которые изначально даны Всевышним в самом начале Творения, ибо Всевышний - сам есть Закон Вселенной. Имя Всевышнего Бога - Всевышний, или Вишну. Имя Бога-Творца - Бог-Творец, или Сварог, потому что он сотворил, т. е. сварганил, Землю и все, что на ней, а потом Сваргу, или Небесный мир. В разные эпохи он нисходил к людям Крышнем, Вышнем или Колядою, а его сыновья Сварожичи были образами и проявлениями его в земном мир. Через свои образы он являл свои волю и законы. Закон - это Правь, которой подчинена Явь, или мир явлений. А Навь - это мир духовный, посмертный, мир пращуров. Это тот мир, в котором пребывает ипостась Триединого Бога до ее нисхождения в Явь, т. е. в действительный мир на Земле.
Триединый бог - это Триглав. В "Велесовой книге" содержится "Прославление Триглава". В последнем дана вся суть древнеславянского вероучения, поэтому мы приводим его текст целиком:
"Прославление Триглава.
И вот начните,
во-первых, -
главу пред Триглавом склоните! -
так мы начинали,
великую славу ему воспевали,
Сварога - деда богов восхваляли,
что ожидает нас.
Сварог - старший бог Рода Божьего
и Роду всему - вечно бьющий родник,
что летом течет из крыни,
зимой не замерзает,
живит той водою пьющих!
Живились и мы, срок пока не истек,
пока не отправились сами к нему,
ко райским блаженным лугам!
И Громовержцу - богу Перуну,
богу битв и борьбы
говорили:
"Ты, оживляющий явленное,
не прекращай Колеса вращать!
Ты, кто вел нас Стезею Прави
к битве и тризне великой!"
О те, что пали в бою,
те, которые шли, вечно живите вы
в войске Перуновом!
И Святовиту мы славу рекли.
Он есть и Прави, и Яви бог!
Песни поем мы ему,
ведь Святовит - это Свет.
Видели мы чрез него Белый Свет.
Вы посмотрите: Явь воздымает,
нас он от Нави уберегает!
Мы восхваляем его!
Мы плясали - его воспевали,
к нашему богу взывали мы,
ибо тот бог - землю с Солнцем носил,
и звезды держал,
и Свет крепил.
Славьте великого Святовита:
Слава Богу нашему!
И воскорбите же сердцем своим,
дабы вы смогли отречься
ото злого деяния нашего,
и так притекли к добру.
Пусть обнимаются божии дети!
И говорите:
Все сотворенное
не может войти в расторгнутый ум!
Чувствуйте это, ибо лишь это умеете,
ибо тайна та велика есть:
как Сварог и Перун -
есть в то же время и Святовит.
Эти двое охватывают небо,
сражаются тут Чернобог с Белобогом
и Сваргу поддерживают,
чтоб не был повержен сей божий Свет.
За теми двумя - Хорс и Велес, Стрибог.
Затем - Вышень, Леля, Летеница.
Затем Радогощ, Коляда и Крышень,
каждый - едва ли не Вседержитель.
Следом идут Сива, Яр и Дажьбог.
А вот Белояр, Ладо, также Купала,
и Сенич, и Житнич, и Венич,
и Зернич, Овсенич и Просич,
и Студич, и Ледич, и Лютич.
За ними вслед -
Птичич, Зверинич, и Милич,
и Дождич, и Плодич, и Ягодинич,
и Пчелич, Нерестич, и Кленич,
Озернич, и Ветрич, Соломич,
и Грибич, и Лович, Бесидич,
и Снежич, и Странич, и Святич,
и Радич, Свиетич, Корович,
и Красич, и Травич, и Стеблич.
За ними суть -
Родич, Масленич, и Живич,
и Ведич, и Листвич, и Цветич,
и Водич, и Звездич, и Громич,
и Семич, и Липич, и Рыбич,
Березич, Зеленич, и Горич,
и Страдич, и Спасич, и Листопадич,
и Мыслич, и Гостич, и Ратич,
и Стринич, и Чурич-Родич,
и тут Семаргл - Огнебог -
он чистый и яростный, быстро рожденный.
Это суть - Триглавы общие.
И вот ты пришел,
и тут же привратник
Врата отворяет
и вводит сюда -
в прекрасный сей Ирий.
Течет Ра-река здесь,
та, что разделяет небесную Сваргу и Явь.
И Числобог наши дни здесь считает.
Он говорит свои числа богам,
быть Дню Сварожьему, быть ли ночи,
и отсекает от Нави Явь.
Ибо он - явский.
Он сам в божьем дне.
В ночи ж никого нет,
лишь бог Дид-Дуб - Сноп наш.
Славься Перун - бог Огнекудрый!
Он посылает стрелы в врагов,
верных ведет по стезе.
Он же воинам - честь и суд,
праведен он - златорун, милосерд!
Как умрешь,
ко Сварожьим лугам отойдешь
и слово Перуницы там обретешь:
То никто иной - русский воин,
вовсе он не варяг, не грек,
он славянского славного рода,
он пришел сюда, воспевая
Матерь вашу,
Сва Матерь нашу, -
на Твои луга, о великий Сварог!
И Сварог небесный промолвит:
Ты ступай-ка, сын мой,
до красы той вечной!
Там увидишь ты деда и бабу.
О как будет им радостно, весело
вдруг увидеть тебя!
До сего дня лили слезы они,
а теперь они могут возрадоваться
о твоей вечной жизни
до конца веков!
Той красе вы не вняли еще.
Но поскольку вы - в войске Ясуни,
вы совсем не такие, как греки,
вы имеете славу иную.
вы дошли до нашего Ирия,
здесь цветы увидели чудные,
и деревья, а также луга.
Вы должны тут свивать снопы,
на полях сих трудиться в жатву,
и ячмень полоть,
и пшено собирать
в закрома Сварога небесного,
Ибо то богатство иное!
На Земле вы были во прахе,
и в болезнях все, и в страданиях,
ныне же будут мирные дни.
Мы стояли на месте своем
и с врагами бились сурово,
и когда мы пали со славою,
то пошли сюда, как те.
И вот Матерь Сва бьет крылами
по бокам своим с двух сторон,
как в гоне, вся сияя светом.
И все перья ее - прекрасны:
черемные, синие, рыже-бурые,
желтые, и серебряные,
золотые, и белые.
И так же сияет, как Солнце-царь,
летает по солнопутью,
и так же сияет седьмой красой,
завещанной от богов.
И Перун, увидев ее, возгремит
громами в том небе ясном.
И вот это - наше счастье.
И мы должны
приложить все силы,
чтоб видеть,
как отсекают
жизнь старую нашу от новой,
так точно, как рассекают
дрова в домах огнищанских.
И Матерь Слава
крылами бьет.
Идем мы под наши стяги,
и это - стяги Ясуни!"
Итак, Триглав (Тримурти) - это триединое языческое божество, где главным считался Сварог, он же - Дый, или Бог-Творец всей Вселенной, изображавшийся иногда в виде человека с головой быка. Имя "Сварог" означало "солнце", а "Дый" - "день", "Бог" - "наделяющий благом", т. е. богатством. Отец всех богов, он был мужским воплощением Рода, богом неба, мудрости, покровителем брака, кузнечного дела, ремесел, охотников. Именно он установил Закон Прави. Сварог - супруг Лады и отец Сварожичей. Другие имена Лады - Божуна, Подага и Ира. Сварог подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. К тому же он установил самые первые законы и велел каждому мужчине иметь только одну жену, а женщине - одного мужа.
Александр Игоревич Асов восстановил по народным легендам древнейшую ведическую основу прарусской мифологии о Свароге, о Семаргле и о создании мира. Богом Творцом: “В начале времени, когда Сварог ударил молотом по бел-горюч камню Алатырю, из искры, высеченной из камня, родился Огненный Бог Семаргл, а также все небесные ратичи – воины Сварога.

Назад История Руси. Глава 21. I Далее

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены