| 
				  История Руси. Глава 21. III А. И. Асов восстановил по народным легендам древние ведические  предания о Перуне: “Перун – бог князей и воинов. Он хранит  государственные устои, следит за порядком во Вселенной, дает победу в  битвах. По древнему преданию, Перуна родили Сварог и Матерь Сва. Он  явился на свет после того, как Матерь Сва съела Щуку Рода. Когда Перун  рождался, гремели громы, шаталась земля и рушились горы <…>   Когда Перун был еще младенцем, на Землю Русскую пришел Скипер-Зверь  <…> Он закопал Перуна в глубокий погреб и унес его сестер: Живу,  Марену и Лелю. Триста лет просидел Перун в подземелье. А через триста  лет забила крыльями птица Матерь Сва и позвала Сварожичей. Собрались  Сварожичи, обернулись в волшебных птиц и в конце-концов разыскали  Перуна; тот отправился в Темное царство и победил Скипер-Зверя, сбросил  его в глубокое ущелье и завалил громадными камнями: так образовались  Кавказские горы. Далее рассказывается о сватовстве Перуна к  Диве-Додоле, дочери Дыя, и женитьбе на ней; от этого брака произошла  Девана Перуновна.    Святовит, или Свентовит, был третьим богом древнеславянского  Триглава, или Тримурти. Сын Сварога, он считался богом осеннего солнца,  боя и побед, света, плодородия, урожая, зерна, был самым почитаемым  богом у славян и имел полную власть над Землей и людьми. Имя его  означает "Святой луч"; у западных славян он был богом неба и света.  "Святовит отдыхает в небесном чертоге. Его близнецы - Ютербог и Дница  (божества утреннего рассвета и дня) - ведут кровавую битву со Стрибогом  и Стрибой (боги ветров) - злыми детьми Зимцеры, желающими продлить  темноту ночи. Несмотря на ранение и потерю крови, видную на небе в виде  зарева, Дница открывает врата небес и Святовит выходит из своих  чертогов. Когда солнце полностью показывается над горизонтом, из груди  всех славян исторгался крик радости, который богиня Озвена передавала в  самые отдаленные уголки леса. Вечером другая пара близнецов - Здар и  Вечерница (божества сумерек) - готовили ему купель из холодной воды,  чтобы, омывшись, Святовит мог отдохнуть от дневных забот. Но и вечером  вредные духи Мраконос и Мракота (боги мрака) тоже страются навредить  Здару и Вечернице, дабы Святовит не смог вовремя принять купель и,  невыспавшийся, как можно дольше не вставал утром. Днем же Стрибог и Вий  надевают на небо туманы, превращают их в тучи и закрывают тучами небо,  дабы на Земле воцарился мрак.    Главный храм Святовита находился на острове Руяне в священном  городе Арконе. Здесь среди великолепного храма стоял идол Святовита,  выше человеческого роста, с четырьмя головами на четырех отдельных  шеях, смотревших в разные стороны, с обритыми бородами и остриженными  волосами, по обычаю руянского народа. В правой руке он держал рог,  который ежегодно наполнялся вином, левая была изогнута дугой и упиралась  в бок. Одежда опускалась до голеней. Пьедестала не было, ноги стояли  непосредственно на полу. Поблизости находились узда и седло, а также  огромный меч, ножны которого и рукоять были отделаны золотом и серебром и  покрыты прекраснейшей резьбой. Седло, узда и меч были принадлежностью  Святовита как бога-наездника и воителя. В этом качестве ему был  посвящен и содержался в удивительной чести и холе священный конь  Святовита, белый, с длинными, никогда не стриженными гривой и хвостом.  Стричь их считалось святотатством. Один только жрец Святовита имел  право кормить коня и на него садиться. На этом коне, по преданию  славян, Святовит выезжал на войну против врагов своей святыни".    Жрецы использовали коня, знамя-станицу, оружие, рог изобилия и  другие атрибуты Святовита для гаданий и предсказаний. А древние славяне  из многих стран приносили четырехглавому богу богатые дары в виде вина,  плодов земных, а также огромного круглого пирога из сладкого теста,  вышиною в человеческий рост. После богослужений в капище Святовита  проходили пиршества с обильной трапезой и питием. Раз в году Святовиту  приносилась одна кровавая жертва по жребию. Животное закалывалось старым  мечом и обливалось жертвенной кровью. Жертвы Святовиту приносились  повсюду у западных славян, как об этом свидетельствуют жития св. Оттона  Бамбергского. В Щецине, Волине и Арконе были главные его храмы. Но  почитали Святовита и в Северной Руси, в Новгороде, куда вера в него была  принесена переселенцами из западнославянских земель - ваграми,  ободритами и руянами.   С именем Святовита были связаны удивительнейшие мистерии, или  священные действа, которые были изображены на двенадцати медных вратах  Арконского храма, как их описывает писатель Федор Николаевич Глинка  (1786-1880 гг.) в повести "Храм Световида": "На медных вратах  изображались двенадцать знаменитых доброго бога подвигов: как для пользы  нагих людей он привез овна, который в то же мгновение устремился к ним  да предложил им свою волну; как усмирил вола неукротимого и дав им во  служение: изобрел для них плуг и все земледельческие орудия; как  сражается и побеждает Черного бога, похитившего чад его, близнецов  Даждьбога и Зимцерлу. Тамо видно Морское Чудо, чадо Чернобога, как оно,  обратившись в великого рака, хочет похитить солнце, но опаленное жгучими  его лучами, упадет - и сильным ударом своего хребта разбрызгивает как  каплю текущий Волхов, и сделав в земле отверстие, производит море  Русское. Здесь ужасный лев, с медным хвостом и алмазными зубами,  похищает у Велеса скот, а сего бога приводит в трепет; но Световид разит  его ударом златого самосека, берет хвост его (из коего родились  полозы) и зубы, и помещает на небе, где доныне видим их и называем  львом. Тут изображена любовь его с прекрасною Триглавою, и терзание  Чернобога, влюбленного в нее. Световид, играя на гуслях, поет ей нежные  стихи, она его венчает васильковым венком, а вокруг их пляшут Зимцерла,  Лада, Сева и Мерцана. Румянощекая Дидилия с распущенными златистыми  волосами, в алой легкой ризе, подносит им в алмазной чаше златый  небесный мед, питие богов. Леля, сидя подле гуслей, слушает и лукаво  улыбается. Дидо, взвившись в воздух, пускает тяжелые стрелы в Чернобога.  Белобог,. носятся над ними на облаке, приятно усмехается. Там Перун  держит великие весы, ниспущенные им с неба для решения жестокой распри  между Белбогом и чадами его, и между Чернобогом и чадами его, когда  начиналась между ими жестокая брань, долженствовавшая разрушить мир,  когда Ний в неистовстве потрясал землю, низвергая из нее пламя, - Чудо  Морское колебало берегами, и Яга, дщерь Чернобога, вооруженная железною  палицею, разъезжала на крылатой своей колеснице, и сбивала с места горы.  Но великий Перун желал примирить их и послал едину из служащих ему  молний, да возвестит волю его. Тогда род Белбога воссел в единую чашу  весов, а род Чернобога в другую. Перун поднял весы, и чаша с Чернобогом  вознеслась выше темных облаков, но чаша с чадами Белбога осталась на  земли. В другом месте было, как Световид поразил великого Скорпиона,  когда сей похитил его дщерь Зимцерлу, оплакиваемую Даждьбогом. Ний, зря  его, от страха сокрылся, и Световид возвратил Даждьбогу его сестру и  супругу. Но злобный Ний, отмщая ему за сие, ниспустил на Землю ночь,  лютые мразы, снеги, метелицы <...> Световид, поразив всех их  златыми стрелами, прогнал назад в область Ния. Ний, пылая еще против  него гневом, послал домового духа, да умертвит любимых коней его; но  Световид создал сребророгатого и волносеребристого смелого козла и  пустил для истребления сего духа. На десятых дверях изображен бог  света, лиющий с гор, из златых водносов, обильную воду, от которой  приемлют начало реки: Волга, Днепр, Западная Двина, Дон и славное озеро  Ильмень. Он населяет их рыбами, пуская каждого рода по двоице. Завидуя  сему, Морской Царь послал кита пожрать их, но Стриба поразил его тогда  же изобретенною острогою, и вынув, положил на том месте, где стоит храм  Световидов; холм составился из китового праха. - Таковы были  изображения на дверях".    Судя по тексту, "Сказание о 12-ти подвигах Световида" сочинялось в  Древней Руси, где протекает река Волхов, где расположено озеро Ильмень и  где находится Средне-русская возвышенность, с которой берут свое начало  Волга, Днепр, Западная Двина, где, начав с центра, от истоков Дона,  Чудо Морское якобы производит и море Русское, Черное. "Сказание",  вероятно, было написано во времена княжения Рюрика, в честь которого  Световид якобы произнес следующий панегирик, позднее записанный на  золотой доске:   "Имя твое от запада   и до востока,   И от предел моих к северу твой   есть предел;   Слава твоя да наполнит   вселенную;   Яко песок на берегу,   тако пламя твое;   Тысячью лет изочту я твой век;   И да поклонится всякой тебе   человек!"   Песнотворцы собрали глаголы сии, написали на златой доске и вручили Рурику; он, прочтя их, отдал для истолкования пророкам.   Тогда лицо Световидово утратило сияние, и лики возгласили отшествие  на трубах, рогах и бубнах. Щедрый и набожный Рурик велел на всех  жертвенниках принести Световиду по белому волу и жертвенные мяса  разделять войску и народу".   Назад История Руси. Глава 21. III Далее 			 |