| 
				  История Руси. Глава 6. X Критическим стало время Германариха. Сама жизнь заставляла восточных  славян принимать меры к созданию родоплеменных предгосударственных  объединений, иначе было не выжить в жестоких и истребительных войнах.  "Но мы имеем Славу,- писал поэт "Велесовой книги",- и славу ту доказали  на вражьем железе, когда приходили на них с мечами, кои все еще  оставались медными. И все слыхали Славу ту. И скакавшие аланы  остановились и потом говорили иным о русах: "Они не начали бы убивать,  если б не было нужды, - ибо русы те воины степные. А греки воюют ради  похоти своей. И дают хлеб они не так, как греки, которые берут, а сами  злобу таят на дающих". И о Славе той орлы кличут во все стороны, ибо  русичи вольны и сильны в степях". И еще: "Песнь хвалебную поет Матерь.  Она - прекрасная птица, которая несла пращурам нашим огонь в дома, а  также агнца принимала. Над готами, болью нашей, мы одерживали верх  силой. И должны мы врагов рассекать и позорить их, как псов. Погляди,  народ мой, как мы оберегли иные народы. И мы не ошиблись, получая раны, и  не бросились рядиться. А мы сами врагов прогоняли, и беду избыли, и  имели иную жизнь, потому что сами бились за сто городов и не отходили от  них. И тягчайшее поражение было нам. Но мы тысячу пятьсот лет (до конца  IX в. н. э.- Ю. Б.) должны были переносить многие битвы и распри, и все  же остались живы из-за свирепости и жертвенности юношей и воевод. И  просили мы в Ясуни, и Индра шел за нами, как шел за отцами нашими на  ромеев в Трояновой земле. И ничего не было бы, если б варяги вели наших  воинов на ту землю, так как мы и сами могли их вести. Тысячу лет мы  отбивались от ромеев и готов. И Сурью антскую , которая была с нами, мы  никогда не забудем" .   Судя по "Велесовой книге", именно Скифское и Сарматское времена  были двумя эпохами сложения праславянского единства, приведшего к  рождению антов и Руси. Судьбы археологических культур от Лужицкой через  Пшеворскую, Подклёшевую и Зарубинецкую подтверждают это. История  предгосударственных объединений восточных славян в Скифское время темна  из-за отсутствия источников и достоверных знаков. А в Сарматское время  до III в. включительно началом государственных объединений, вероятно,  следует считать Державу князя Маха и Княжество Дажена Белояра от  Северного Кавказа до Днепра и Днестра.   Именно западнославянское население (венеды) было основой  родоплеменного объединения под началом князя Маха (конец I - II вв. н.  э.). А после разделения его на две части: западную и восточную, в  восточной части возобладало антское начало, что привело в IV в. к  образованию восточно-славянского княжества.    Зарубинцы же построили много укрепленных городищ с земляными валами  и рвами, причем вершины холмов были увенчаны центральным укреплением -  детинцем, а склоны холма по периметру были окружены валом и внешним рвом  с водой. Так сложился кремль города, вокруг которого располагались  посады с многочисленными домами, садами и огородами. Так возникли  знаменитые "русколуни" - укрепленные городища восточных славян. Нередко  сооружали частокол (забор), который защищал жилые и хозяйственные  постройки небольшого размера и обязательно с одним очагом ("огнищем"),  служившим славянской семье своеобразным центром.   На равнинах по берегам рек в лесных и болотистых местностях,  например в Полесье, преобладали пойменные поселения без укреплений.  Господствующим в Зарубинецкой археологической культуре был обряд  трупосожжения и погребения праха в специальных сосудах в неглубокой яме.  Урновых и домковых погребений, свойственных венедам, было совсем мало.  Над могилами устанавливались знаки в виде столбовых ям.   Зарубинцы изготавливали свою керамику вручную. Привозной греческой и  римской посуды было мало. А в Полесье господствовала кельтская  керамика.   Все население Зарубинецкой культуры занималось пашенным  земледелием, ремеслом, домашним скотоводством, охотой, рыболовством,  собиранием меда диких пчел (бортничеством) и плодов лесов и полей.  Системами земледелия были перелог и подсека. Выращивали просо, ячмень,  пшеницу, репу, коноплю, а на Среднем Днепре - тыкву. Среди  ремесленников-зарубинцев были металлурги, ювелиры, кузнецы, ткачи,  гончары, оружейники. Торговые контакты интенсивно развивались с  греческими городами-государствами Северного Причерноморья, что  обеспечивало приток в страну античных украшений, керамики, монет,  оружия, вин, фруктов, прянностей.   Около середины I в. н. э. славяне-зарубинцы Среднего Поднепровья  пережили демографическую перемену: отток населения из региона Среднего  Днепра, с берегов притоков Тетерева и Роси и его перемещение в бассейны  рек Десны, Сейма, Псела, Ворсклы, Северского Донца.   Часть славян вместе со скифами и аланами образовали смешанное  славяно-иранское племя "севера", которое заняло Северскую землю, т. е.  будущее Новгород-Северское княжество. Отдельные группы зарубинцев в I -  II вв. заняли земли по течению реки Соб при впадении ее в Южный Буг.  Часть зарубинцев в то же время, спасаясь от сарматских набегов,  двинулась на запад от Волыни в современную Польшу и к верховьям Днестра  (племя хорватов) и там смешалось с населением Пшеворской культуры;  другая часть этих племен направилась в Центральную Европу, заселив  северные окраины нынешних Словакии и Чехии. Немало славян смешалось с  находившимися там кельтами. Передвижение племен стало постоянным и  повсеместным явлением. Так, даки - сарматское племя дасуней - пришли в  Дакию из причерноморских степей через Бессарабию в 326 - 293 гг. до н.  э. Вместе с гетами-фракийцами, как мы знаем, образовали самостоятельное  государство Дакию, которое доставило Риму немало хлопот. Название страны  и народа, вероятно, произошло от славяно-русского слова "дякую", т. е.  "благодарю". Значит, "дяки", в конечном итоге, - это "благодарные".  Имеется в виду их благодарность за почти 600-летнюю помощь восточных  славян в борьбе против Рима и его экспансионистских устремлений за  "Межю", т. е. на север от "Лимес Романус" - границы Римской республики и  империи по Дунаю. Сказительница Захариха, жившая во второй половине XIX  - начале ХХ в., сохранила древние предания украинских и русских  кобзарей, воспевших народно-освободительную борьбу за Дакию (т. е.  современные Румынию и Трансильванию) с III в. до н. э. по III в. н. э.  Эту борьбу вели автохтонные народы кущобцев (бастарнов), фракийцев,  сарматов (даков) и русов (восточных славян). Эта война кипела 600 лет,  пока армия императорского Рима, ведомая императором Клавдием II Готским,  не была окончательно разгромлена в битве у Карпатских гор (270 г.). Она  закончилась не только изгнанием римлян из Дакии и Трансильвании, но из  Паннонии и Норикума, где теперь расселились славяне. "Сказ про  Карпат-гору да Кущобу" повествует об эпизодах славной борьбы с Римом и  Готией, которые хотели покорить Дакию навсегда. Однако это у них не  получилось.    Благодаря активности Дакии, которую возглавляли энергичные вожди,  вроде царя Буребисты (90 - 45 гг. до н. э.), римская агрессия была  остановлена. Опираясь на жрецов-митраистов, Буребиста построил сильное  государство даков и гетов в Дакии. Он собрал, вооружил и обучил войско в  200 000 человек, вместе с которым покорил Фракию, Македонию, Иллирию,  Паннонию, Мезию, часть Греции. Воевал он и в Северной Италии, откуда  вывел в Иллирию ряд кельто-иллирийских племен. Рим считал все земли,  расположенные на юг от Дуная, своими. Поэтому он воспринял даков как  своих врагов и готовился к большой войне с ними. Буребиста воевал и на  востоке от Дакии. За Прутом, на территории современной Бессарабии , он  встретился с войском восточнославянского племени тиверцев и сразился с  ним, но не смог их одолеть. И та земля осталась русской.   Впрочем, средняя и южная части Бессарабии и далее по берегу Черного  моря до Ольвии включительно были завоеваны Буребистой. Великая Дакия  двух народов - даков и гетов - простиралась от Северных Карпат до  Черного моря и Дуная.   Его преемники цари Комозик и Корилл Скорилон не сумели сохранить  единство Дакии, и страна разделилась на пять областей. В 86 г. н. э. к  власти в Дакии пришел энергичный вождь Децебал, сменивший Диурпениса.  Децебал подавил мятеж проримской племенной знати и собрал сильную армию.  С этой армией он объединил Дакию. Децебал заключил союз против Рима с  германскими племенами квадов, маркоманнов, свевов, а также с роксоланами  и славянами-карпами и с Парфией. Первую войну, ведшуюся с 89 г.,  Децебал выиграл. Гордый Рим был принужден платить ему ежегодную дань.  Так продолжалось с десяток лет до тех пор, пока в Римской империи к  власти не пришел император Марк Ульпий Траян (53-98-117 гг.). В 101 г.  сильная римская армия вторглась в Дакию. В следующем году в большом  сражении при столице Сармизегетузе ("городе сарматов и даков") римляне  одержали победу: Децебал был разбит и его войско рассеяно. В 105 г.  Децебал вновь собрал армию, и военные действия возобновились.  Сосредоточив большие силы в 13 легионов, Траян перешел Дунай по  новопостроенному каменному мосту и осадил Сармизегетузу. Войска Децебала  снова были разбиты, а царь вместе с тысячью воинов покончил с собой.  Дакия превратилась в римскую провинцию. Непокорные ушли в Карпаты и  стали готовиться к новым боям. Тем временем Рим стал заселять Дакию  римскими колонистами.  Назад История Руси. Глава 6. X Далее 			 |