| 
				  История Руси. Глава 6. IX Последний однажды покинул свой дворец и ушел на Северный Кавказ. С  тех пор в Великой Сарматии больше не было царей этой династии. Власть  перешла окончательно в руки другой уже существовавшей одновременно с  наследниками Чельбира династии. Это была Аланская династия царей из рода  масгутов.    Как уже говорилось, после неудачного восстания в Пантикапее Саумак  был взят в плен и умер в г. Дарбизоне . Согласно булгарским летописям,  он был похоронен в кургане на берегу реки Сакмары.   Возвышение Аланской династии было обусловлено усилением  родоплеменного объединения аланов в сарматском обществе. Исходной  территорией формирования новой сарматской государственности была Нижняя  Волга. Со временем аланы мигрировали на запад к Танаису и на побережье  Азовского моря. Знать их общины приобрела значительное влияние в  Сарматии благодаря той роли, какую стало играть аланское войско. Римский  историк Аммиан Марцеллин (III в. н. э.) писал об аланах как о  значительной движущей силе Сарматского общества того времени: "Аланы...  населяют бесконечные пустоши Скифии... в другой части страны (к востоку  от Дона.- Ю. Б.) аланы поднимаются на восток, разделенные на  многочисленные и немногочисленные роды, они выдвинуты далеко в Азию и,  как я слышал, живут вплоть до реки Ганг, которая протекает через  территорию Индии и вливается в Южный Океан... Почти все аланы высоки и  симпатичны, их волосы скорее светлы, свирепостью своего взгляда они  внушают страх, как бы они не сдерживались. Они легки и активны в  использовании оружия".   Аланская династия правила Великой Сарматией до конца II в. н. э.,  пока ее не сменили представители I-й и II-й Гуннских династий (II-VI вв.  н. э.).   Лесостепную полосу между Днепром и Доном заняли ближайшие  родственники аланов - роксоланы, или "светлые аланы". На Нижнем Дону и в  Приазовье поселились аорсы. Основное ядро сарматов расположилось в  бывшей Великой Скифии на Нижнем Днепре, в бывших восьми царских  городищах, от Днепровских порогов до Буго-Днестровского лимана. Сарматам  удалось постепенно колонизовать почти всю Великую Скифию. Они даже  проникли в отдаленные лесные районы, находившиеся за пределами Скифии,  например, к истокам Днепра и Волги, подчиняя себе финно-угорское  население. В начале V в. н. э. историк Маркиан писал: "Река Рудон (т. е.  Западная Двина.- Ю. Б.) течет из Аланской горы (Алаунской, или  Валдайской возвышенности.- Ю. Б.); у этой горы и вообще в этой области  живет на широком пространстве народ алан-сармант, в земле которых  находятся истоки реки Борисфена, впадающей в Понт".   В степях на правобережье Днепра поселились языги-кочевники и с ними  постоянно, в течение сотен лет воевали славяне-анты, жившие изначально  между Днестром и Днепром. Именно с антов и начинается подлинная русская  история. Археологически Антская Русь началась с Зарубинецкой  археологической культуры (II в. до н. э. - II в. н. э.) .   Последняя была изначально восточнославянской и охватывала  северо-западный угол Великой Сарматии: Припятское Полесье, Волынь и  Среднее Поднепровье. Зарубинецкая культура произошла от  западно-славянской венедской Подклёшевой археологической культуры V-II  вв. до н. э. Первооткрыватель Зарубинецкой культуры археолог В. В.  Хвойко считал, что ее носителями были местные славяне. Эта  земледельческая культура была, по его мнению, одним из самых ярких  продолжений скифской земледельческой культуры, которая в дальнейшем  развилась в Черняховскую археологическую культуру II-V вв. н. э.  Последнюю Хвойко также считал славянской, которая была логическим  продолжением земледельческой культуры скифов-пахарей.   П. Н. Третьяков высказал авторитетное мнение, что поселения  Зарубинецкой культуры были синтезом среднеднепровских скифских поселений  лесостепи, которые меньше всего пострадали от нашествия сарматов. Часть  населения пришла с запада и усилила тем самым славянский этнический  компонент. Славяне-венеды, а также автохтонные жители славянских весей  между Днестром и Днепром (т. е. анты) стали основой населения  Зарубинецкой археологической культуры. По мнению археолога П. М.  Долуханова, "при обсуждении генезиса и этнической принадлежности  Зарубинецких древностей, важнейшими моментами являются следующие.  Во-первых, то, что исходный ареал этой культуры включает области  скифов-земледельцев, основной сельскохозяйственный регион на востоке  Европы. Во-вторых, то, что в ряде областей Зарубинецкой культуры  фиксируется переход от подсечного к пашенному земледелию. Третьим  обстоятельством было то, что зарубинецкая культура сформировалась в  условиях военного давления со стороны сарматских племен. Все эти  обстоятельства позволяют видеть в зарубинецкой культуре  археологизированное отражение достаточно устойчивого политического союза  разноэтнических групп, возникших в условиях давления со стороны  воинственных степных племен".    Обращает на себя внимание наличие южных и западных элитных  импортных изделий в культурных слоях зарубинцев, что предполагает  существование активных торговых связей зарубинецких групп населения с  кельтами и германцами. Зарубинецкая культура убедительно свидетельствует  о том, что оседлое славянское население, оттесненное североиранцами в  леса современных Украины и Белоруссии, начало возвращаться обратно на  черноземные земли. Славяне заняли земли на правом высоком берегу Днепра  между устьями притоков Тетерева и Роси. Отдельные группы славян  поселились в устье реки Горыни (Давид-городок) и на правом берегу  Днепра, в районе нынешнего г. Речицы, и ниже устья реки Березины.  Отдельные поселения славян возникли по берегам рек Сейма и Сулы, а также  в верховьях реки Южный Буг.   Однако в состав восточно-славянской общности будущих антов-русов  вошли остатки оседлого населения лесостепи, прежде занятой носителями  Высоцкой, Чернолесской и Белогрудовской культур XII - VII вв. до н. э.,  отчасти смешавшихся с прабалтами. Та часть населения, что смешалась со  скифами и сарматами-земледельцами и составила ту историческую общность  Среднего и Нижнего Поднепровья, о которой "Отец истории" говорит как о  скифах-пахарях и борисфенитах, предках борусков и, в конечном итоге,  русских.   Итак, сложение трех начал: 1) западно-славянского, венедского, 2)  северного балто-славянского, 3) степного скифо-сарматского -  способствовало сложению суперэтноса Зарубинецкой археологической  культуры, в котором ведущую роль играли русы (т. е. "русые") при  главенстве единого общеславянского языка.   Автор "Велесовой книги" утверждает, что инициаторами сложения Руси  было племя тиверцев, жившее между верховьями Южного Буга и Черным морем.  "И дошли тиверцы до синя моря и Сурожа,- утверждает Ягайло Ган,  (значит, в начале III в. н. э.- Ю. Б.) - к вам (т. е., к скифам и  суренжанам. - Ю. Б.) и сказали: “Как мы помним, в старые времена  сплотились анты, от язов спасаясь. И также было много крови пролито, и  на ней Русь стоит, поскольку мы кровь пролили, и так навеки до конца  будет. От земли нашей пошли славянские племена и роды. И мы славили  богов, никогда не прося их, лишь славя их силу. А также величали пращура  нашего Сварога, который был, есть и пребудет вождем нашим навеки и до  конца” (I, 56).   Выводы:   Во-первых, борисфениты - ославянившиеся скифы - стали предками  полян, самого могущественного и инициативного племени на Среднем Днепре.   Во-вторых, венеды - ославянившиеся венетийцы - сыграли значительную роль в сложении Руси.   В-третьих, вервиане - волыняне, они же невры, одно из древнейших  восточно-славянских племен Лужицкой культуры - внесли свою лепту в общий  процесс этногенеза Руси.   Этногенез славян проходил в условиях непрерывной ожесточенной войны  исконных земледельцев против степняков-кочевников. Это были войны за  выживание. Они велись в самом конце старой эры (II - I вв.) и в начале  новой (I - III вв.) против дасуней (массагетов), костобоков, языгов,  кельтов и германцев. В начале I в. славяне прозвались "Русью" (т. е.  “русыми”) и антами (т. е. “окраинными”) и в IV в. по Днепру дошли до  ильмерцев, прафиннов и прабалтов. До прихода готов на Черное море (214  г.) восточные славяне объединились в Русколань. Пращурам нашим стали  помогать кельты, с которыми они соприкасались в районе Западного Буга и  Карпат, а также иллирийцы - в районе Днестра. Вот что пишет об этом  "Велесова книга":   "И била крыльями Матерь Сва-Слава. Этим она предвещала нам трудные  времена - засуху и коровий мор. И мы верили этому, поскольку это  изречено праотцами, которым кельты помогали. И так мы приходили к  кельтам, и сто лет получали помощь от них. Так же как и от иллирийцев,  ибо иллирийцы - наши родичи. И так Род Рожанич держал нас в сердце отчем  и охранял от врагов, которых мы повергли ныне..."    Войны с племенами дасуней, языгов и костобоков продолжались около  200 лет. В конце концов языги ушли на Среднюю Тиссу, костобоки во II в.  н. э. были либо отчасти истреблены, либо поглощены финно-уграми и  иллирийцами. Дасуни, гонимые языгами, заняли Дакию. Вот как обо всем том  повествует "Велесова книга": "И вот языцы отошли на полдень и оставили  нас одних. И так шли мы туда, куда выводят скот и быков наших. И видели  тут, как птицы во множестве летят к нам. И галки, и вороны над едой  летали, и было в степях много еды, так как напало на нас племя  костобоких. И открылись многие раны, и пролилась кровь. Те внезапно  отсекали головы врагам своим, и их ели вороны. И так Стрибы свищут во  степях и бури гудят до полуночи. Небезопасна была та сеча великая. Языцы  и костобокие разили и со злобой утекали, и воровали быков наших. И так  продолжалась эта борьба двести лет. И наши родичи потекли к ляхам и там  осели за сто лет до готов Германареха", т. е., стало быть, около 250 г.  н. э. Это спасло нарождающуюся Русь от гибели. А до того, т. е. до  начала III в., и в середине IV в. русы рубились с готами у берегов  Синего (т. е. Черного) моря и одерживали одну победу за другой.  Назад История Руси. Глава 6. IX Далее 			 |