История Руси. Глава 2. V МЕСТО ПРАСЛАВЯН В СЕМЬЕ ИНДО-ЕВРОПЕЙЦЕВ. АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ. Начало праславян и прарусов теряется в глубине веков. Из русских сказов известно, что ойразы, предполагаемые предки славян, прошли путь от Вавилонии и долины Загроса до Малой Азии (или Анатолии, или Яна-Иделя) и до Дуная, пока не оказались в соседстве с киммерским племенем агаджиров. Праславяне как народ существовали под именем "халджийцев", по крайней мере, уже в III тысячелетии до н. э. при идельском царе Биш-Егете . "Чулман-толгаý" - старший булгарский эпос, собранный и отредактированный поэтом Кубаном ок. 150 г. до н. э., содержит следующую любопытную легенду: "Однажды когда юная Бай-Тимат Была в образе лягушки, Поймали ее жестокие Халаджийские ребятишки. По примеру взрослых Безжалостно убивали они Змей и лягушек И считали это верхом доблести. Но не все халджийцы, А только кара-халджийцы, Убивали змей и лягушек И считались плохим народом." Согласно преданию, ребятишкам булгары дали мешок с золотом, чтобы они не мучили лягушку и впредь не обижали бы лягушек. Булгары, как говорится в легенде, пожаловались агаджирским царям и попросили от-селить от них халджийцев (а это происходило уже во II тысячелетии до н. э., т. е. в Кимме-рийское время). Цари Агаджира переселили одну часть ак-халджийцев во главе с вождем Руджей в Биста-Арджан, т. е. в Прибалтику, от которых пошли прабалты. Другую часть народа во главе с Бирисом устроили рядом с Макиданом, т. е. с Македонией. Это были предки иллирийцев. Третью часть во главе с Джалышем поселили в области "Бырбат" (т. е. "Озерная страна"), что расположена на юг от реки Припяти и далее до Днестра, т. е. в современных Белоруссии и Украине. Это были предки современных белоруссов и прарусов. Четвертую часть народа во главе с Балыном поселили на севере царства Идель, т. е. в современной Волжской Булгарии, и на современной Суздальщине . Это были предки современных вели-корусов. Как сообщает "Чулман толгаý", ак-халджийцы, предки волынян и галичан, отличались миролюбием, они разводили лошадей и волов и занимались земледелием. Но если враг нападал на их землю, то они брались за оружие и сражались, как говорится в Предании, не-плохо. А кара-халджийцы все остались на месте, так как агаджирские цари ценили их за ра-толюбие. Уступали кара-халджийцы как воины только агаджирцам, утверждает автор Предания; последние называли праславян "ас-халидж". Возвращаясь к теме борьбы с лягушками, автор "Чулман толгаý" пишет так: "Не нравился ас-халджийцам Жестокий обычай кара-халджийцев, Но предпочитали они терпеть это, Помня слова Агаджа : "Кара-халджийцы покорны нам И дают нам хлеб и лес, Которых мы не можем Добыть в своей степи. Если мы будем Всем чинить обиды, То разобьют они Кувшин нашего царства" . Булгары чтили завет Агаджа и дружили с праславянами, своими ближайшими соседями в Киммерии / Скифии / Сарматии / Кара-Саклане. Вторая половина III тысячелетия до н. э. - это время тех великих переселений, которые положили начало образованию народов древней и современной Европы. Этот период можно назвать Первым великим переселением народов, изменившим этнокультурную карту Европы. Именно в это время произошли основные миграции из предполагаемой среднеевро-пейской прародины на восток и юго-восток племен культуры Шаровидных амфор, на запад из Евразии - племен Ямной культуры, а также распространение культуры Шнуровой керамики и Боевых топоров, а в самом конце III тысячелетия - расселение в Западной, Южной и Центральной Европе племен культуры Колоколовидных кубков. Первых индоевропейцев в Европе ученые усматривают в носителях археологических культур Чернавода, Болераз, Боденской, Ямной, Шнуровой керамики и Боевых топоров. По мнению археологов англичанина Гордона Чайльда и литовки Марии Гимбутас, археологическим показателем праиндоевропейской культуры является Ямная археологическая культура Линейно-ленточной керамики. Как бы там ни было, обе они относятся к пра-индоевропейским. Эти ямники, как будто бы, пришли с Нижнего Дона и Волги. На бескрайних просторах от Енисея до Пиринейского полуострова создались условия для быстрого роста индоевропейской племенной общности с родовым строем общинников-скотоводов и начинающих земледельцев во главе. Постепенно, с течением веков, патриархально-родовые отношения заменяются классовыми в связи с накоплением богатств (скота и земель), а также рабов-иноплеменников в результате войн. Межплеменные конфликты и войны становятся обычным делом, как и грабеж с присвоением богатств чужого племени. Главы патриархальных семейств, выдвигаемые родами , выходят на первый план и постепенно превращаются в князей и царей. В связи с укрупнением племен и образованием племенных предгосударственных союзов роль народного собрания теряет первоначальное значение. Экономическая сила, богатство, власть попадают в руки знати. Так создаются предпосылки для образования царств и империй. Карта 2. Древнеямная культурно-историческая область III тысячелетия до н. э. По Т. В. Гамрекелидзе и В. В. Иванову. Из: Гамрекелизде Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Ч. II, 2. Благовещенск, 1998. С. 948. Назад История Руси. Глава 2. V Далее |