Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

История Руси. Глава 2. VI Версия для печати

История Руси. Глава 2. VI

В эпоху ранней Бронзы, в середине III - начале II тысячелетия до н. э., на территории Центральной, Восточной и Северо-Восточной Европы образовалась культура Шнуровой ке-рамики, или культура ладьевидных Боевых топоров. Эта культура была результатом разви-тия местной культуры Шаровидных амфор, распространившейся от реки Лабы до Волыни в сочетании с культурой Шаровидных амфор степной полосы Восточной Европы; участвовали в ее создании и индоевропейцы-ямники, т. е. носители Ямной археологической культуры Восточной Европы. При этом индоевропейцы от 2000 г. до н. э. вплоть до 1700 г. до н. э. вы-тесняли трипольцев (негроидов), представителей Средиземноморской культуры, из Причер-номорских степей. В результате огромная территория Средней Европы разделилась на три области: западную, среднюю и восточную (см. карту). Причем наиболее древней была сред-няя часть, соответствующая современной территории Польши. Отсюда началось вытеснение и ассимиляция носителей культуры Воронковидных кубков, являвшихся аборигенами Се-верной Европы. У этих народов заметен был переход от полукочевого образа жизни к осед-лому со строительством домов столбовой конструкции и с особой керамикой, которая дожи-ла до времени Черняховской культуры Причерноморских степей II - V вв. н. э. А керамика шаровидных амфор Евразии приобрела шнуровой орнамент. Этот орнамент появляется на глиняных горшках: сырой горшок перед обжигом обматывался шнуром, в результате чего на горшке оставался оттиск в виде декоративного рисунка; иногда применялся тонкий стержень с намотанным на нем шнурком. Шнуровой орнамент, подобно спиральному, должен был символизировать извивы вечно мудрой змеи, олицетворявшей собой время; этот орнамент должен был охранять человека при его жизни от воздействий нечистых темных сил. "Шну-ровиков" по праву считают родоначальниками ариев-земледельцев. Первые "шнуровики" появились в исконном индо-иранском поясе в Среднем Приднестровье и до Среднего Днеп-ра. Они были потомками древних хлеборобов-ариев эпохи Бронзы. Этот факт подтверждает живучесть одной из главных земледельческих составляющих протославянской общности, отразившейся в «Сказе о царе-пахаре» (см. с. 00 настоящей работы).

 Увеличить


Ср.: Gimbutas M. 1) The Kurgan Culture // Actes du VII CIPP. Praha, 1970; 2) Primary and Secondary of the Indo-Europeans // Journal of Indo-European Studies. 1985. N 13. P. 185-202.

На севере и на востоке Европы шнуровую керамику обычно находили вместе с брон-зовыми и каменными топорами в земляных холмах захоронений знатных людей. По мнению английского археолога Гордона Чайльда из Королевского антропологического института в Лондоне, все эти предметы принадлежали к группе белых скотоводов, которые кочевали на лошадях и были вооружены мечами и луками со стрелами, копьями и дротиками, ножами и пращами, булавами и арканами, топорами и секирами. В начале Бронзового века началась миграция этих народов из Северного Причерноморья и Малой Азии в Европу. Это-то и были индоевропейцы.
Мария Гимбутас из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе подкрепила мнение Чайльда новейшими данными раскопок.
Гимбутас восстановила картину нескольких последовательных "курганных вторже-ний" орд конных воинов в Европу из Северного Причерноморья, которые не только покори-ли аборигенов Европы - лапоноидов и средиземноморцев, но и распространили свои язык и культуру, в том числе выращивание пшеницы и ячменя, разведение баранов и коз, а также свои керамику, ремесленные изделия, оружие. Распространялись также мифология, верова-ния и начатки ведической философии, свойственные древним ариям. В Подолии и на Волы-ни произошла встреча уже оседлых индоевропейцев с собратьями-кочевниками, шедшими на запад из степей Северного Причерноморья. Эти же индоевропейцы-кочевники заняли бе-рега Среднего и Нижнего Дуная и перешли к полуоседлому образу жизни. Они же продви-нулись на северо-запад Европы до Северного моря и принесли с собой обряд захоронения в дольменах. Каменные дольмены культуры Шаровидных амфор представляли собой родовые усыпальницы, что говорит об усилении роли Рода в общественно-политической жизни индо-европейцев. Заметим, что каменные гробницы Подолии имели прямоугольную или трапе-циевидную форму, сориентированную на северо-запад, что отражает направление движения пастушеского населения, т. е. индоевропейцев. У головы погребенного обычно ставили ке-рамические сосуды со шнуровой керамикой, а также кремневые топоры. Погребальные ук-рашения изобиловали изделиями из янтаря, кости и камня. В селе Иванье Ровенской области Украины найден просверленный в центре янтарный диск, изображающий солнце, на одной плоскости которого был нанесен равносторонний крест, а на другой изображены человече-ские фигурки, вооруженные луками.
Окончательно культура Шнуровой керамики сложилась к 2200 г. до н. э. В дальней-шем она сыграла выдающуюся роль в сложении языковых и культурных общностей кровно-родственных народов. Среди последних заметную роль играла общность протогерманцев, протобалтов и протославян, живших тогда в симбиозе . На территории современной Поль-ши в 2200-1700 гг. до н. э. сложилась культура Злота, представлявшая собой сплав культур трех эпох трех индоевропейских нашествий: представителей культур Воронковидных куб-ков, Шаровидных амфор и Шнуровой керамики. В основе погребальных обрядов пришель-цев виден наметившийся переход от коллективного к индивидуальному, к новому социаль-ному устройству, связанному с господством старейшин в обществе.
К 2000 г. до н. э. эти энергичные пришельцы – а это были киммерийцы - достигли Ютландского полуострова и юга Скандинавского полуострова, активно себя вели в Саксо-нии и Тюрингии, на северо-востоке Европы в лесах современных Прибалтики, Финляндии, Карелии и республики Коми, иными словами - на обширном пространстве от Урала до Бал-тийского моря. Они повлияли на финно-угорские племена (например, на Фатьяновскую культуру) и на культуру Усвятскую, северно-белорусскую, 2500-2000 гг. до н. э.
На рубеже III-II тысячелетий до н. э. протославянская и протобалтская зоны прожи-вания расширились и дистанцировались одна от другой. Балты ушли к востоку и северо-востоку от современной Польши. А в центре Европы культура Шнуровой керамики дала на-чало культуре Колоколовидных кубков в верховьях Вислы, Одры, Дуная и в северных Аль-пах. Эти изменения были связаны с появлением пракельтов и правенетийцев. Пракельты же быстро освоили территории современных Франции, Испании, Португалии, Италии, Швейца-рии, Британских островов. А молниеносный натиск и превосходство медного вооружения всадников культуры Колоколовидных кубков способствовали упадку древних мегалитиче-ских культур континента. После окончательного падения Трипольской культуры на юго-западе современной Украины, на всем пространстве Европы и части Азии от Британских островов до гор Алтая и Загроса (южный Иран) возникла молодая индоевропейская цивили-зация, наследница древних культур Передней Азии (Чатал-Гуюка) и Туркмении (оазиса Гео-ксюр).
Дальнейшее развитие культур Шнуровой керамики, Колоколовидных кубков и Бое-вых топоров привело к образованию Центрально-европейской культурной общности Полей погребальных урн (см. археологическую карту на с. 00). В недрах последней происходило рождение национальных культур и праязыков народов современной Европы. Дальнейшую историю индоевропейцев в Европе можно было бы уяснить из приводимой далее "Схемы схождений археологических культур...". Важно понять, что же дальше происходит с произ-водными Центрально-европейской культурной общности Полей погребальных урн. Этой же проблеме посвящен следующий раздел нашей книги, озаглавленный "Праславяне".

Назад История Руси. Глава 2. VI Далее

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены