Самыми ценными считаются два издания «Путешествия». Первое из них опубликовано в 1935 г. издательством «Academia» в двух томах. Второе — в составе первого тома Полного академического собрания сочинений А. Н. Радищева. Редколлегия издания 1935 г. стремилась освободить текст издания 1790 г. от опечаток и ошибок, не замеченных Радищевым, а потому в печатный текст 1790 г. были внесены исправления по рукописным копиям «Путешествия». Научно-исследовательская работа по подготовке совершенного издания текста книги продолжается вплоть до настоящего времени (имеются в виду разыскания Г. П. Шторма, Д. С. Бабкина, В. А. Западова, А. Г. Татаринцева и др.). Ведь только полное текстологическое изучение всех найденных списков книги позволит полностью восстановить творческую историю произведения и литературную судьбу его текста па всех этапах его истории. Возможно, что эта кропотливая и сложная работа текстологов в будущем принесет свои плоды и позволит ученым опубликовать уточненный текст «Путешествия» с полным сводом всех вариантов чтений по всем рукописям. Еще при жизни Радищева началось триумфальное шествие идей его революционной книги по стране. «Путешествие» читали, изучали, им руководствовались в своей жизни и деятельности передовые русские люди. Между июнем и августом 1790 г. неизвестным стихотворцем была написана «Ода на войну». Ее автор вослед Радищеву заявил, что народам война не нужна и что не простые люди начинают ее, а царь и его вельможи. В конце этого антивоенного произведения пересказывается то место из «Путешествия», где Истина возвещает царю: «Ты виною будешь, если мать восплачет о сыне своем, убиенном на ратном поле, и жена о муже своем». Вот что пишет стихотворец в своей оде: Иной гласит, отдай мне друга; О сыне слезы мать лиет; Рыдая, нежная супруга За муяшю смерть тебя клянет; Все гласом отчество гневливым Гремит, как некий бог с небес: «Отдай мне чад, что ты бурливым На жертву склонностям принес». По-радищевски звучит и проклятие царю и его вельможам: Да гибнет всяк к войне пристрастный, Всяк изверг из земных царей! Чей меч тогда лишь спит ужасный, Когда не зрит удобных дней; Чей лавр со кипарисом смешен, И слава подданных с бедой; Кому мир самый безутешен И полон горести покой! С. Процесс А. Н. Радищева, | Да гибнет низкий тот вельможа, Кой, льстя владыке своему, И злые склонности в нем множа, Не кажет тех вредов ему, Что вводит брань в его державы! Да гибнет лютый тот злодей, Кой для корысти иль для славы Блажит войну в душе своей![17] Друг Радищева П. И. Челищев написал в 1792 г. «Путешествие по Северу России в 1791 году» (издано только в 1886 г.). Следуя примеру первого русского революционера, он изобразил в произведении Россию как страну, где «загнанная истина молчит, невинность стонет, все степени страждут, никто не находит своего права». Челищеву удалось показать в своем произведении ужасающую нищету крестьян Олонецкой, Архангельской, Вологодской и Новгородской губерний. Он обвинил правительство в «небрежении», т. е. в экономической запущенности края. По-радищевски звучат гневные обличительные строки произведения, обращенные к властям: «Доколе вы, викарные владыки народов, нерачением, незнанием и корыстолюбием своим ввергать станете род смертных в несчастья и напасти? Доколь священные законы благоустройства государственного прорицать станут единственно своевольство владычествующих, бедство подчиненных и казни страждущих под игом вашим? Почто не доискиваетесь вы до источника разнообразных пороков, бедствий и злодейств? Отрите мрак очей ваших, войдите подробно в хижины поселян всех степеней: вы найдете их источник, болезнь, лекарство, блаженство их и ваше. Смотрите повсюду бедность, праздность, скука; повсюду малая прибыль, а величайший труд». В 1794 г. был арестован в Яссах герой штурма турецкой крепости Измаил майор В. В. Пассек, у которого при обыске обнаружили два списка «Путешествия из Петербурга в Москву», а также стихотворения самого Пассека. В приобщенных к делу стихах вольнолюбивый майор оправдывал казнь французского короля Людовика XVI, призывал народ «смело злобы цепи разорвать», истребить «кичливый царский род» и воспевал «вольность». Ликуй, о вольность, дщерь природы, Народ бессмертну власть принял; На гибель царския породы Курильник правды осиял,— писал он[18] . Стихи Пассека явно испытали влияние радищевской оды «Вольность». Буптарь был сослан в провинциальный полк, а позднее — в Сибирь. Находясь в тюрьме, Пассек в 1803 г. вел записки, проникнутые радищевскими идеями, и даже составил проект освобождения крестьян от крепостного рабства. В проповедях арестованного в 1794 г. учителя Тобольской семинарии П. А. Словцова звучали все те же мотивы из произведения Радищева: он осуждал сословное неравенство, обличал дворянство и самодержавие. «Истинно великим человеком» П. А. Словцов называл того, кто помогает народу и «вырывает скиптр из рук насилия». Сосланный «для исправления» в монастырь на остров Валаам, Словцов был возвращен оттуда после смерти Екатерины II, но в 1808 г. страдальца отправили в Сибирь, где он и скончался. В радищевском духе написано стихотворение «Инквизиция», появившееся на свет в 1798 г. на страницах журнала «Приятное и полезное препровождение времени». Его автор — А. Побединский смело обличал церковную тиранию и «власть предержащих» вообще. Влияние Радищева, несомненно, испытал на себе и молодой Иван Андреевич Крылов. Его сатирические журналы «Почта духов» (1789) и «Зритель» (1792) резко изобличали безобразный произвол и разврат придворных и чиновников екатерининской России, беспощадно бичевали деспотизм самодержавия и показывали уродливость крепостничества. От Радищева тянутся живые нити к членам «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» И. П. Пнину, И. М. Борну, В. В. Попугаеву. Членами этого же общества были два сына писателя: Николай и Василий. Иван Петрович Пнин написал два публицистических сочинения: «Вопль невинности, отвергаемой законами» (1802) и «Опыт о просвещении относительно России» (1804), в которых требовал уничтожения «рабства в России». Пнин считается прямым последователем идей Радищева. В стихах «На смерть Радищева», изданных только в 1858 г., поэт запечатлел мужественный образ Писателя, Гражданина, Борца: Итак, Радищева не стало! Мой друг, уже во гробе он! То сердце, что добром дышало, Постиг ничтожества закон; Уста, что истину вещали, Увы! — навеки замолчали, И пламенник ума погас; Сей друг людей, сей друг природы, Кто к счастью вел путем свободы, Навек, навек оставил нас! Оставил и прешел к покою, Благословим его мы прах! Кто столько жертвовал собою Не для своих, но общих благ, Кто был отечеству сын верный, ■ Был гражданин, отец примерный И смело правду говорил, Кто ни пред кем не изгибался, До гроба лестию гнушался,— Я чаю, тот — довольно жил '. Другой просветитель — Иван Мартынович Борн в своей речи, обращенной в конце 1802 г. к членам «Вольного общества», ска- | | | | | | | зал: «Радищев умер, и, как сказывают, насильственно, произвольною смертию. Как согласить сие действие с непоколебимою твердостию философа, покоряющегося необходимости и радеющего о благе людей в самом изгнании, в ссылке, в несчастии, будучи отчужденным круга родных и друзей?.. Друзья! Посвятим слезу сердечную памяти Радищева. Он любил истину и добродетель. Пламенное его человеколюбие жаждало озарить всех своих собратий сим немерцающим лучом вечности... Он родился быть просветителем, жил в утеснении — и сошел во гроб. В сердцах благородных патриотов да сооружится ему памятник, достойный его!1» Борну принадлежит также и стихотворение «На смерть Радищева», где восхваляются ум, знания, добродетели и честь первенца свободы. Все это была открытая общественная демонстрация солидарности с революционным делом Радищева. С ней связаны также очерк бывшего крепостного Василия Васильевича Попугаева «Петр» (1801) и трактат «О благоденствии народных обществ» (1801—1803), антикрепостническая драма Н. Сандунова «Солдатская школа» (написана в 1794 г., издана в 1817 г.), в которой образы крестьянина Бедона и его сына Иосифа напоминают читателю персонажей, изображенных Радищевым в главах «Путешествия» «Зайцово» и «Едрово». Радищев, несомненно, влиял на творческие позиции самого крупного поэта «Вольного общества...» А. X. Востокова, который в своем «Опыте о русском стихосложении» (1817) во многом исходит из радищевских представлений о природе и характере российского стиха, высоко оценивая вклад Ломоносова и Тредиаковского в русскую поэзию. С радищевским началом в русской литературе связана и книга С. К. фон Ферельцта «Путешествие критики, или Письма одного путешественника, описывающего другу своему разные пороки, которых большею частию сам был очевидным свидетелем» (написана в 1810 г., издана в 1818 г.). Следуя радищевским традициям, автор вывел в своей книге целую галерею помещиков — звероподобных и растленных типов, издевающихся над своими крепостными. Пламенное человеколюбие Радищева вдохновляло Кондратия Федоровича Рылеева, автора поэтических «Дум», и его единомышленников-декабристов. Оду «Вольность» и «Путешествие» хорошо знали члены тайных обществ декабристов: П. А. Бестужев, П. И. Каховский, В. К. Кюхельбекер, Н. М. Муравьев, Н. И. Тургенев, В. И. Штейнгель и др. Назад Далее |