| 
				 В 17 главах из 26  повествование ведется от лица путешественника, в девяти рассказывают  другие персонажи. Так, в главе «Чудово» повествование ведет приятель  путешественника Ч., в главе «Зайцово» — приятель путешественника  Крестьянкин, в главе «Крестьцы» — крестицкий дворянин, главы «$.отилов» и  «Выдропуск» передают содержание бумаг, найденных! Путешественником на  постоялом дворе Хотиловского яма, в главе «Торжок» рассказ ведется  человеком, «отправляющимся в Петербург на скитание прошения», в главе  «Медное» повесть «о продаваемых с публичного торга» написана  «гражданином будущих времен», т. е. тем самым, который составил «Проект в  будущем», главы «Тверь» и «Слово о Ломоносове» содержат материал,  полученный путешественником от новомодного стихотворца, «пардасского  судьи». В авторе оды «Вольность» и посвящения А. М. К. мы бе.; труда  узнаем самого Радищева. Только эта догадка еще ничего не объясняет в  замысле книги. Автору «Путешествия» одинаково дороги и путешественник, и  «сочувствователи» его, и рассказчики: это, по сути дела,  единомышленники Радищева, его друзья, помогающие донести до читателя  основные темы и идеи его произведения. Автобиографические черты  рассеяны по всему произведению так, что устами путешественника и его  собеседников, а иногда и путников говорит сам Радищев. «Путешествие из  Петербурга в Москву» как бы вырастает из громадного жизненного опыта и  знаний Великого мыслителя, Гражданина, Борца. Потому и невозможно  отделить фигуру путешественника от самого Радищева и, пользуясь методом  мнимой «диалогичности», пытаться сравнивать разные главы книги с целью  противопоставить их одну другой, одни будто бы как «либеральные», а  другие — «революционные». Путешественник Радищева — это художественный  автопортрет, который, отделившись от его создателя, стал литературным  типом гуманиста в самом высоком смысле этого слова.    «Путешествие из Петербурга в  Москву» — это цельное сочинение, написанное одним автором, в одном  ключе, оно лишено каких-либо противоречий и смешений. Это совершенное  произведение словесного искусства XVIII в. с революционным  содержанием. Имеющиеся в «Путешествии» отрицательные образы  помещиков-крепостников, мучителей крестьян, чиновников, вельмож и  самого царя принадлежат единой художественной ткани произведения; они  составляют как бы некое сбалансированное единство с положительными  образами «Путешествия». Каждый из образов представляет определенный  человеческий характер, как бы стоящий на одной из ступеней громадной  социальной лестницы от крепостного до царя. Каждый из этих образов  органически связан с темами и идеями революционной книги и служит  средством их художественного выражения.    Главных тем в произведении три: 1)  обличение крепостничества, 2) обличение самодержавия, 3) признание  неизбежности народной революции.    Композиция «Путешествия из  Петербурга в Москву» представляет собой внутреннюю взаимосвязь,  мотивированность всех компонентов повествования. Она обусловлена  идейным замыслом, пронизывающим все произведение от начала и до конца.  Композиция «Путешествия» проявляется в постепенном диалектическом  раскрытии названных выше трех основных тем и идей произведения  посредством повествования и изображения характеров людей, с которыми  встречается путешественник по дороге из новой столицы в старую. Впрочем,  почти каждая глава произведения имеет вспомогательную тему,  подчиненную и созвучную трем главным темам. Так, например, в главе  «София» рассказывается о русской народной песне как выражении  национального характера, в главе «Тосна» — о родословии дворянства, в  главе «Любани» — об угнетении крестьян, в главе «Чудово» — о городе как  «жилище тигров», в главе «Подберезье» — о недостатках про-           свещения, в главе «Новгород» — об  упадке торговли вольного в прошлом города, в главе «Валдай» — о падении  нравов, в главе «Вышний Волочок» — о каналах и шлюзах, о дорогах, в  строительстве которых государство не заинтересовано, в главе «Торжок»  —- о свободе от цензуры, в главе «Тверь» — о поэзии, в главе «Городпя» —  о рекрутской повинности, в главе «Клин» — о народных песнях и т. д.    Самую важную роль в идейном  содержании «Путешествия» играют две главы — «Спасская Полесть» и  «Тверь», в которых наиболее ярко изобличается  самодержавно-крепостнический строй России и обосновывается необходимость  народной революции.    Эпиграф к «Путешествию» — «Чудище  обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» — взят Радищевым из  восемнадцатой песни поэмы В. К. Тредиаковского «Тилемахида» (1766),  которая, в свою очередь, представляет стихотворную переделку романа  французского писателя Ф. Фенелона «Приключения Телемака» (1699). Роман  был задуман как «урок царям». Телемак, сын Одиссея, спускается в ад и  видит там мучения злых царей. В качестве наказания царям преподносят два  зеркала: зеркало Лести и зеркало Истины. В первом из них они видят  себя такими, какими их при жизни изображали придворные льстецы, во  втором — такими, какими они были на самом деле, т. е. более ужасными,  чем стоглавая Лернейская гидра и трехглавый пес Цербер. В радищевском  эпиграфе объединены оба чудовища в одно. Имя его — российское  самодержавие и крепостничество, обличаемые в книге. Метод «двух зеркал»  прямолинейно использован в главе «Спасская Полесть». В остальных  главах «Путешествия» повествование ведется как бы в двух планах —  внешнем и внутреннем. Поведение людей (внешнее) объясняется с точки  зрения их социальной и человеческой сущности (внутренней). В этом смысле  метод «двух зеркал» становится как бы художественным методом писателя.  Начав с рассказов об отдельных злоупотреблениях чиновников и помещиков  (в главах «София», «Тосна», «Любани», «Чудово» и др.) и о безнаказанном  нарушении ими законов, Радищев задает вопрос, почему это происходит. И  отвечает: такова самодержавно-крепостническая система государства,  «стоглавого чудища» («Спасская Полесть», «Новгород»). Отрубить головы  «чудищу» может только народная революция («София», «Зайцово», «Тверь» с  одой «Вольность», «Городня»). Потому народ является главным героем  произведения Александра Радищева. Интересы и чаяния народные, яшзни и  судьбы простых людей, стонущих под гнетом крепостников-помещиков и  российского самодержавия, находятся в центре внимания автора книги.  Тему народа писатель решает на большом историческом материале  современной ему России, которую путешественник видит как бы из окна  своего экипажа, останавливаясь в пути на станциях и разговаривая с  попутчиками или случайными встречными.    Тему народа Радищев раскрывает с  нравственно-этических позиций, т. е. с точки зрения существующего добра и  зла, где добро это свобода, а зло — эксплуатация человека человеком и  порожденный ею бесчеловечный строй царской России. В этом проявился  глубинный демократизм писателя, далеко опередившего свое время.    «Путешествие» — не публицистический трактат, а художественное  сочинение, потому и основные средства выражения его идей — это образы,  человеческие характеры. Их писатель строит в соответствии со своей  этической системой взглядов. Будучи сам человеком высоких нравственных  качеств, Радищев в «Беседе о том, что есть сын Отечества» полагал, что  истинному сыну отечества подобает быть честным, благонравным и  благородным. А именно:    1.Первым качеством истинного сына отечества является честь, она  прежде всего «святая святых», без истинной чести человек«как без души».  Честью обладают и порабощенные люди. «Нет человека, — утверждал  Радищев, — который бы не чувствовал прискорбия, видя себя унижаема,  поносима, порабощаема насилием, лишаема всех средств и способов  наслаждаться покоем и удовольствием, и не обретая нигде утешения  своего». Честь бывает истинная и ложная. Всякому человеку «врожденно  чувствование истинной чести», так как по рождению человек не зол и не  добр. Истинная честь освещает «дела и мысли человека по мере приближения  его к оному, следуя светильнику разума,    проводящему его сквозь мглу страстей, пороков и предупреждений к  тихому ея, чести то есть, свету». За исключением «отверженного от  природы», в сердце каждого человека вложена «пружина», устремляющая его  «к люблению чести». Радищев считает естественным, что каждый человек  стремится к дальнейшему своему совершенствованию, хочет стать уважаемым,  знаменитым.    Человек, для которого истинная честь дороже всего, обязан,  во-первых, свято «почитать свою совесть», во-вторых, должен «возлюбити  ближних», трудящихся, в-третьих, должен исполнять свое звание так, «как  повелевает благоразумие и честность, не заботясь ни мало о воздаянии,  почести, превозношении и славе».    2. Другим качеством истинного сына отечества является благонравие. Благонравный человек — «истинный исполнитель всех    предуставленных для блаженства его законов». Во-первых, он  свято повинуется им. Во-вторых, он должен отличаться скромностью, не  допускать хвастовства. В-третьих, он «с благоговением подчиняется...  всему тому», чего требует справедливый порядок, «благоустройство и  спасение общее». В-четвертых, он скорее предпочтет погибнуть, чем подать  своими действиями «другим пример неблагонравия» и тем самым «отнять у  отечества детей». В-пятых, человек высоких нравственных качеств  «страшится заразить соки благосостояния своих сограждан; он пламенеет  нежнейшею любовью к целости и спокойствию своих соотчичей, ничего  столько не жаждет зреть, как взаимной любви    между ними», дружбы и согласия, единства действий в достижении  поставленной цели. В-шестых, «он возжигает сей благотворный пламень во  всех сердцах; не страшится трудностей, встречающихся ему при сем  благородном его подвиге; преодолевает все препятствия, неутомимо бдит  над сохранением честности, подает благие советы и наставления»,  оказывает помощь несчастным, угнетенным, зовет их к свержению господства  богачей насильственным путем ит. п. В-седьмых, человек должен  отвращаться всего, что может «запятнать чистоту и ослабить  благонамеренность оных, яко пагубу блаженства и совершенствования  соотечественников своих».    3. Благородность составляет третью отличительную черту  истинного сына отечества. Благородным, во-первых, может считаться лишь  «тот, кто учинил себя знаменитым мудрыми и человеколюбивыми качествами  и поступками своими; кто сияет в обществе разумом и добродетелию, и  будучи воспламенен истинно мудрым любочестием, все силы и старания свои к  тому единственно устремляет, чтобы» быть полезным для блага отечества.  Во-вторых, «прямо благороден» лишь тот, чье сердце не может не трепетать  от нежной радости при одном имени отечества. В-третьих, он не жертвует  благом отечества во имя различных предрассудков; «награда состоит в  добродетели», а «истинное благородство» — в добродетельных поступках.    Тот, кто хочет обладать всеми тремя  названными качествами, должен, во-первых, «приучить дух свой» к  трудолюбию. Во-вторых, он должен прилежно выполнять свои обязанности  перед народом. В-третьих, он должен отличаться умным состраданием к  порабощенным и униженным, активно способствовать избавлению их от  тяжелой жизни. В-четвертых, он обязан горячо и неизменно любить отчизну,  отдавая ей все свои силы. В-пятых, ему надлежит неустанно овладевать  науками, знаниями и искусством, поставив их на служение интересам  народа.    Идеал Радищева — это активный  человек, готовый к революционным действиям, осуществляющий на деле  принципы «разумного эгоизма». Крепостничество (рабство) и самодержавие —  аморальны. По Радищеву, они заслуживают сурового осуждения и борьбы с  ними.    По своим морально-этическим  взглядам Радищев близок нам, нашим современникам. Его воззрения созвучны  нашей морали. Любовь к Родине, добросовестный труд на благо общества,  где царят свобода, равенство и братство, забота о сохранении и  умножении общественного достояния, высокое сознание общественного  долга, гуманные отношения и взаимное уважение между людьми, честность и  правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и  личной жизни, непримиримость к несправедливости и нечестности  составляют основное содержание морального кодекса строителей  коммунизма.    Верный себе, писатель на многих  страницах «Путешествия» показывает, как страшная российская  действительность воздействует на разум и сердце людей, превращая  сторонних дотоле наблюдателей, «смотревших не прямо», в  «сочувственников» путешественника, выпрямляет их. «Я взглянул окрест  меня, — пишет Радищев, — душа моя страданиями человечества уязвлена  стала. Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствии  человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает  не прямо на окружающие его предметы». Эти мысли полемичны по отношению к  взглядам масона А. М. Кутузова, считавшего, что причиною зла, царящего в  мире, является эгоистическая природа человеческого характера, а не  социальная среда. Эти мысли полемичны и по отношению к взглядам  французского философа-просветителя Ж.-Ж. Руссо, автора трактатов  «Рассуждение о науках и искусствах» (1750), «Об общественном договоре»  (1762), а также «Исповеди» (1766—1769) и многих других, Руссо считал,  что человек добр по природе, но общество исказило, «замутило» изначала  чистый родник, превратив человека в лживое и лицемерное существо. Как  просветитель-материалист, Радищев полагал, что человек по природе не  добр и не зол и что его бытие зависит от условий среды и жизненных  обстоятельств; в этом случае, однако, не исчезает индивидуальность,  «наша единственность, сие столь чувствуемое я...» — писал он в своем  произведении «О человеке, о его смертности и бессмертии». Долг писателя —  помочь людям познать истину, научить «взирать прямо», т. е. видеть  действительные причины зла.      Назад       Далее   			 |