История Руси. Глава 4. II По предположению археологов, протоиранцы пришли на южный Урал с Черного моря около 1900 г. до н. э. и там построили город - священный Аркаим ("Двойник неба"). Он находился в 50 км к западу от современного г. Бреды Челябинской области, на р. Синташте. В 1970-е годы археологи обнаружили большое городище Андроновской археологической культуры. Оно было сооружено древними строителями концентрическими кругами, а в центре находилось святилище бога солнца. Это говорит о том, что протоиранцы были солнцепоклонниками. Толщина городских стен достигала 5 м, высота - 4-5 м. В плане город был точной копией модели Зодиака и напоминал огромный гороскоп. Вокруг Аркаима располагались другие города - всего 21. Они находились в верховьях рек Урала и Тобола. Эта область называлась "Арья-Варта", т. е. "Страна городов". Другое, мифологическое, название Аркаима - Кайлеград, под которым он упомянут во множестве древних преданий. По словам археолога Г. Б. Здановича (передача ЦТВ от 190.09.2003 г.) весь район реки Синташты был колыбелью протоарийской цивилизации, откуда арии расселялись в юго-западном направлении. Около 1600 г. до н. э. город был разрушен и сожжен врагами. Его жители на колесницах возвратились к Черному и к Азовскому морям, дав очередной толчок волне переселений. В числе переселенцев были и киммерийцы. На греческих и малоазийских рисунках сохранились изображения киммерийцев: конных воинов в высоких шапках, вооруженных луками и длинными прямыми мечами, в сопровождении их собак. Главное оружие - боевые колесницы, запряженные парой коней. Не случайно поэтому их военной конной силе подчинились многие народы Восточной, Центральной и Южной Европы. Так, например, около 1600 г. до н. э. киммерийцы создали Крито-Микенскую цивилизацию, а также Агаджирскую и Илатскую цивилизации; последняя частично стала Элладой, когда ее завоевали греки-ахейцы, или "тирбашцы". Больше всего войн у киммерийцев было с протогреками ("тирбашцами"), которые двигались из своей прародины в Сербии на юг до Пелопонесса и Греции, затем завоевали эти страны, вытеснив оттуда "агильцев", т. е. предков этрусков. Часть "агильцев" они огречили и превратили в предков афинян, а "тирбашцы" стали спартанцами и постоянно враждовали с афинянами. К исторически известным памятникам киммерийцев относят памятники Позднекатакомбной культуры Нижнего Приднепровья, Подонья и Поволжья XII - X вв. до н. э., Белозерскую культуру Северного Причерноморья и Приазовья XII - X вв. до н. э., Cрубную культуру междуречья Днепра и Дона XII - VIII вв. до н. э. и ее продолжение - Бондарихинскую культуру. Причем любопытно отметить, что носители последней представляли собой смешение или симбиоз протоиранцев с протославянами, дружно строивших свои совместные поселения на защищенных природой мысах рек, с оборонительными валами и рвами. Эти культуры характеризуются строительством защищенных по всему периметру городищ, развитой бронзовой металлургией, керамикой и оружейными мастерскими. Везде господствовал обряд погребения с курганом, достигавшим 15-метровой высоты. К археологическим памятникам киммерийцев относят и Кобанскую культуру горного Кавказа VIII в. до н. э. с ее непрочитанными письменными свидетельствами. Лишь чудовищная засуха на рубеже II-I тысячелетий до н. э. в значительной мере подорвала экономическую мощь процветавшей Киммерийской цивилизации. По преданию, киммерийцы ведут свой род от древнеарийского царя Йимы, который якобы получил от богов тайну приготовления дающего жизненную силу священного напитка из меда - хаомы или сомы, или по-славянски - сурицы. Другие имена родоначальника киммерийцев - Имир, Богумир (Велесова кн., I, 9.91), Бергельмир, последний - из германской мифологии. Согласно Библии, киммерийцы - это потомки сына Иафета, внука Ноя Гимера, или Гомера (Быт. 10,2; 1-я кн. Паралипоменон 1,5). Певец "Илиады" и "Одиссеи" Гомер был якобы по происхождению киммерийцем. О родстве киммерийцев со славянами повествует "Велесова книга": "Были киммерийцы также отцы наши, и они римлян потрясали, а греков разметали как испуганных поросят" (II, 6 е). По данным "Велесовой книги", Богумир, первый царь Киммерии, якобы был родоначальником нескольких восточно-славянских племен, что находит свое выражение в следующей схеме: Известие о родстве славян с киммерийцами сообщается также в виде легенды в арабском сочинении XII в. "Маджмал-ат-таварих": "Некогда жили-были три брата Рус, Кимар и Хазар, и от них произошли русы, киммерицы и хазары". Киммерийцев упоминают античные авторы Гесиод, Гомер, Аполлодор, Геродот, Страбон, Посидоний, Диодор Сицилийский, Плутарх, Помпоний Мела, Плиний. Так, Геродот свидетельствует об оставшихся в V в. до н. э. киммерийских стенах. Аполлодор, Гекатей Милетский, Страбон, Помпоний Мела сообщают о г. Киммериада или Киммерис, расположенном на полуострове Тамань; он перекрывал своими рвами и валами весь перешеек с севера на юг. К киммерийцам относили племя синдов, строивших города и селения на Таманском полуострове, Нижней Кубани и в Приазовье. Римлянин Помпей Трог (I в. до н. э. - I в. н. э.) сообщал о царстве амазонок, возникшем около XXI в. до н. э. на побережье Азовского моря не без участия киммерийцев. Первый отряд состоял из 40 женщин. Предание это живет и в мифологии греков. По свидетельству Трога, это женское царство было основано скифскими юношами царского происхождения Плином и Сколонитом. Они были почему-то изгнаны со своей родины и нашли приют у воинствующих женщин. Схожие сказания проникли и в Ростовскую землю. В XVII в. местные писатели Мусины-Пушкины сочинили об этом сказочную повесть. Царство Амазонок поддерживало дружественные связи с Киммерийским царством. После Троянской войны (1193-1184 гг. до н. э.) киммерийцы вместе с амазонками участвовали в походе на греков-ахейцев и победили их. В результате 3/4 ахейских крепостей было разрушено. Отличились воины, жившие между Днепром и Дунаем (Сабатиевская археологическая культура). В их числе могли быть и протославяне. Амазонки доблестно сражались с афинским царем Тезеем. А киммерийский царь Сагил посылал амазонкам военную помощь. Военный отряд возглавлял сын царя Иандсатор. Поход амазонок был неудачным из-за ссоры с киммерийцами. Удачливее воевали амазонки, когда они были одни. Так, во время Троянской войны они успешно сражались на стороне Трои во главе со своей царицей Пентисилеей. Тогда Трою осаждали войска греков-ахейцев, микенцев, а также союзные войска танаитов и акаджиров или акациров, иначе говоря "лесных людей". Несчастливая для троянцев Троянская война явилась как бы сигналом для нового переселения народов в начале II тысячелетия до н. э. Движение народов охватило земли от Северного Причерноморья до долины Нила в Египте и от Волги до Минусинской котловины в Сибири. Под натиском кочевников киммерийцы были вынуждены мигрировать на запад и достигли берегов Балтийского моря. Здесь они внесли свой вклад в археологические культуры современных Германии и Польши, что привело к замене Тшцинецко-Комаровской археологической культуры на Лужицкую (XIII в. до н. э.). Киммерийцы вытеснили протогреков-дорийцев с берегов Одры и Спревы и дали толчок к их окончательному переселению в современную Грецию. Назад История Руси. Глава 4. II Далее |