Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

История Руси Источники: Тексты VII Версия для печати

История Руси Источники: Тексты VII

К главе 12


12. Захариха. "Сказъ про Кондыря-деда".
"Ходили наши Щуры с Пращурами Дикимъ Полемъ,
гоняли скотину, жили въ травахъ,
да собрались у костра ввечери и стали жалиться:
мъ бо добре было намъ въ степу томъ,ý"Вс
и трава тутъ тучная, и вода сладкая,
тъ!ýда горя не оберешься, отъ ворогу спокою н
молодыхъ угнали,ýНа той недел
а ныне и коровъ захватили!
То у нихъ мечи длинные, а то - арканы,
а то скачутъ какъ черти на коняхъ быстрыхъ,
тъ управы на нихъ, и молодежи гибнетъ много,ýи н
и уже родится меньше, какъ гибнетъ <...>
лать намъ, куда идти, чтобъ мирно было?"ýЧто д
И сказалъ Кондырь-Дедъ, самый старый,
лая въ надзелень пошла,ýажъ борода его б
и сказалъ онъ такъ: "Братья-Поляные!
Треба намъ, якъ безъ царя мы одни остались,
стъ подаваться, изъ степу идти!ýдо другихъ м
кахъ стать,ýА пойдемо изъ степу, треба на р
сахъ жити".ýкахъ стать, въ лýна р
, абы велъ людей.ýПопрошали его тутъ вс
поднимался Народъ Русскiй весь,ýИ на зорьк
запрягалъ возы, забиралъ ягнятъ, телятъ,
тьми своими,ýклалъ ихъ до возовъ с д
ки дальней,ýгналъ скотину на полночь, до р
тамъ ставалъ, говядину сгонялъ до купы,
поилъ ее на ночь и станомъ ставалъ,
возы въ коло ставилъ, стражу ставилъ,
а наутро даль подавался, все на полночь,
сяцъ пути своего былъ далеко,ýи за м
совъ дубовыхъ Свароговыхъ,ýдоходилъ до л
, все доверху, доверху,ýкýи тамъ шелъ по р
пока ни селъ кругомъ, ни людей не стало.
ли Русы степные Поляньскiе,ýОтамъ с
хаты ставили на полночномъ берегу,
абы все еще чара была межъ ними да степомъ,
абы ворогу трудно было нападать на нихъ.
ва для скота большiе,ýПоставили хл
на, насушили, стога наложили,ýнакосили с
а кто рыбу стал ловить, сушить, солить на зиму,
съ пошел охотничать,ýа кто въ л
ли люди,ýа коли осень пришла, вид
что жизнь у нихъ тихая, мирная стала,
за то.ýда Кондыря благодарили всýи д
ти,ýИ вот насталъ день, когда стали забывать д
какой трудъ былъ отцамъ въ степу,
и какъ тяжко было сохранить стада,
и уже стали молодые гидитися войны,
стоять до смерти.ýзабывать стали, какъ въ пол
Тогда пришли старшiе Родичи до Кондыря-Д?да,
поклонились ему, въ кругъ стали,
кiи свои поклали на землю въ середку,
и такъ сказали они ему въ тотъ часъ:
"Ты насъ привелъ сюда и мы тебя благодаримъ,
лать намъ съ молодыми, скажи?"ýа что д
дъ такъ:ýОтожъ сказалъ имъ Кондырь-Д
гу побольше, посылать надоý"Якъ буде сн
искать князя Волыняка якога-ся!
А безъ князя не буде у насъ защиты!"
чали ему старые Родичи: "Правда!ýОтв
Безъ князя не буде защиты у насъ!
ла мы управимо якось,ýСвои д
а щобъ ворога отбить, наученье нужно.
Такъ пошлемо конныхъ до Волыни".
гъ упалъ, послали ониýИ якъ только сн
пятерыхъ конныхъ до Волыньской земли.
На Колядинъ день вернулись они,
а съ ними въ санкахъ князь добрый,
а съ нимъ его родина близкая.
А князь Волынякъ сталъ дружину сбивать,
а съ весны почал молодиковъ учить,
да на Русь,ý пришла бýтýа вже въ л
напали на нее степовики съ полудне,
да не вышло по-ихнему. Побили ихъ Русы!
Только и смогли два села разбить,
людей побить да скотину угнать,
су,ýда догналъ ихъ князь еще въ л
хъ чисто на капусту!ýпорубалъ вс
Отбилъ полониковъ, отбилъ скотину,
и добро забралъ ихнее, коней, мечи,
и такъ ляконулъ ихъ, что не ходили на Русь больше!
И поняли тогда Пращуры наши старые,
что князя съ дружиною кормить надо,
и что безъ того жизни не будетъ Русской!
хъýИ еще позвалъ князь знахарей вс
и сказалъ имъ, чтобъ учили Пращуровъ,
якъ Нава та Права, та Ява есть,
,ýхъ часовъ и Русы всýа съ т
кто звалъ Правой Праву, а кто Равой,
чку далекуюýа прозвали еще р
Равой Русскою съ того часу.
А течетъ она у Карпатъ-Горы за Покутомъ,
и значитъ она Праву нашу,
а зъ той Правы и Правда идеть,
и безъ Правды одна ложь есть въ жизни.
И еще сказалъ Волынякъ-князь, що будеть
пра теперь Рущизна наша,ýколо Дн
ть бытиýи що кажень Русъ долгу им
до той Руси пригортатися,
и до Княжгорода Руського, що на полудню
и що зъ того Княжгороду пойдеть Руська земля,
а що пришли Три Браты съ Сестрою Кiев будовати,
и що Русы должны до Кiева дбатися.
И поперечилъ князю одинъ Родич старый,
и такъ сказалъ, что Кiев тотъ есть
князей Поляньскихъ, атожъ не Руськiй.
И вскричалъ на него князь Волынякъ,
и голову ему сбилъ шаблею напрочь!
"Такъ, - сказал, - будетъ всякому,
якiй будеть на Кiив нарекати,
а люди до боку отштовхати одъ Кiиева!"
мъ посылалъ князь до Кiя-князяýА съ т
двадцать восемь Родичей, абы Кiю-князю
землей Руськое Боряною кланялись,
а подъ его управу ставилися.
И князь Кiй ихъ прыймалъ до своего кiя,
билъ,ýи кiемъ ихъ легонько по спин
и такъ сказалъ: "А будете противиться,
вашей!ýпче ударю по спинýи покр
Князю же вашему кланяйтесь, благодарите,
пусть сидитъ надъ вами!"ýи надал
Такъ мучалася и едналася Руська земля".
Источник: Миролюбов Ю. П. Собр. соч. Т. 17. С. 159-162.
К о м м е н т а р и й
дъ Кондырь - легендарный персонаж руководителя Полянской родоплеменной общины. Он якобы привел полян на Средний Днепр;ýД
говядину - коров;
гидитися - отвращаться;
князя Волыняка - легендарный персонаж первого князя из Волыни, призванного полянами на княжение еще до Кия;
Нава, Права, Явь - весь видимый и невидимый мир древних славян. См. главу 21;
Рава - река Рава Русская в Предкарпатье, за Покутьем;
Рущизна - Киевская Русь;
пригортатися - приходить, собираться;
Родич - руководитель племени. См. главу 9;
землей Руськое Боряною - земля Борусов, одного из восточнославянских племен, находилась по среднему и верхнему течению Днепра;
кiемъ - палкой вместо скипетра, знаком власти у славян.

К главе 12


13. Захариха. "Ярусланы-цари. Сказъ".
"А за старые часы, колижъ старые
Пращурки въ кочергахъ стояли,
гали по степу,ýа Щуры в сорочкахъ долгихъ б
вать учились,ýсни спýза старовину древнюю, коли-жъ п
вать,ýли часы спýа ще въ ночи не ум
ды пращуровъ нашихъ въ степу,ýтакъ были д
а были тамъ Ярусланы-цари съ родами своими,
дами пращуровъ нашихъ,ý съ дýи были въ дружеств
поякъ пили съ ними чашу братецкую,
ли другъ другого.ýи языка знали, поразум
Отъ и пришелъ князь Кый съ братами и сестрой,
Лободою прекрасною, до того до степу.
Долго ходили они по степу, скотъ гоняли,
до Новгороду, до Суражу ходили,
а потомъ до Дунаю Синяго подавалися,
ли съ Русамиýдали, Волохи хотýабо тамъ, пов
границю хранити та до Федоряковъ наймати,
абы границю Панщины боронили отъ ворога.
А Федоряками звали народы такые,
яки-жъ до Волоха наймалися съ догоды.
Такъ князь Кый пришелъ до гирловъ на Дунаю,
пкiй,ýа тамъ князь Городъ ставилъ кр
ли люди его и самъ онъ,ýи те-жъ вид
тъ, и всякъ день война,ýяко житья тамъ мирнаго н
сяцъ,ýи всякъ день и тыждень, и всякъ м
лый - каженъ день война!ýа тамъ и годъ ц
Та все кровь, та все овбитые Русы въ поли!
Такъ шелъ князь до Тки, а ставилъ тамъ еще разъýыши-р
Кiевець-Городъ, и там жилъ съ людьми.
Скоро-жъ и тамъ война была великая,
а Волохи упомины не давали Русамъ
а други народы противъ Русы штвали.
стъ,ýхъ мýОтъ того-жъ, якъ набридло ему, князь шелъ с т
а до Карпатъ-Горы приходилъ жить на часъ,
а и тамъ не було житья мирного.
И тамъ война була скоро кажень день.
ки, и тамъ Княжгородъ ставилъ,ýТакъ шелъ онъ до Русы-р
про шелъ, на Боричевъ,ýа оттамъ-тудь на Дн
и тамъ на печерах Кiевъ ставилъ
и тамъ Русы мирно жили уже, та не каждый день война була!
Такъ тамъ Ярусланы-цари съ полудни были,
скотину гоняли, коней, коровъ,
съ Русами были,ýи такъ они въ дружств
довъ пращуровъ нашихъýи одъ ворога Русовъ - д
хранили, и съ ворогомъ бились,
.ýабы Русовъ не трогали вороги т
Отожъ прискакавъ князь-царь Русасунъ,
и сказавъ котлы натягнути,
хъ котловъ бити палицею,ýа до т
бо Волохи съ сылою великою вышли до степу,
ну беруть,ýнашихъ Русовъ ловять, до пл
до отроцтва волосского забирають!
Отожъ, Русы до котлов былы, гукали,
и всякiй родъ въ степу зналъ, якъ тревога идеть,
комонники съезжалися до купы,ýи вс
на Волоха накидалися хоробро,
та были его, та гнали за Дунай Синей,
а якове еще и до Панщины досягалися,
та тамъ добра всякого набирали.
А одойшли Волохи, тихо стало, такъ Румы
съ берегу моря поналезлы на Русiю!
Одъ Греця одбились, Волохи обратно
зають!ýна Русiю нашу милую нал
дають, якъ Волохи идуть,ýСкачутъ комонци, пов
тьмя тьмущая, можно, и тридцать тысячъ заразъ,
гнутые,ýи ведуть ихъ воеводы въ черменое од
ли,ýтакъ покидали столы князи-цари, на конь с
сготовлялися скакать на ворога.
къ имо Улягсунъ, Червено Сонце, такъ:ýИ рь
"Погонемо на нихъ скотину! Чего сами биться будемо?"
лиýТакъ погнали скотину, а коли-жъ быки вид
гнутыхъ,ýвоеводъ Волоскихъ, въ черменое од
ли страшно, на нихъ накинулись,ýтакъ зарев
хъ! Однихъ быковъýи розбили, ростоптали вс
сотня добрая загинула! А Русамъ и меча не дошлось
мъ ворогамъ вытягнути! Забрали Руси скотъ,ýпротиву т
зали, шкуры сняли, мясо посолили,ýдор
ду.ýа Волоховъ такъ побросали, воронам на
И долго еще Волохи въ степь боялись идти,
бо никто изъ нихъ съ того похода не вернулся.
А на Кiеву мирно життя ишло.
ли мяса накоптить Русы,ýТа не посп
лъ порадоваться Кiй-князь, ни цари-князья,ýне усп
да отъ Дунаю идеть,ýякъ новая б
и гонычъ комонный прискакалъ сказать,
аще Волохи снову за Дунаемъ Синимъ,
и на Карпатъ-Гору войной идуть.
И сказалъ такъ Русунъ Хоробрый людямъ:
"Полетю сизымъ орломъ до неба,
они,ýхъ, игдýуглядю Волоховъ вс
и пойдемо на нихъ, поскачемо мститися!"
И то сказалъ, о землю три кратъ бился,
лъ,ýвъ орла сизаго оборотился, подъ облакы лет
лъ,ýоглянулъ все, всю Русiю вид
лъ, вернулся, о землю три кратъ бился,ýназадъ прилет
ставалъ за-сежъ Русуномъ Хоробримъ,
щiй:ýдалъ царь Вýа такъ людямъ пов
ли скоро всю Русiю съ облакы,ý"Вид
лъ такожъ Волошину злую всю,ýа вид
идуть на Русiю рати великiя, несчетныя.
е, якое хватаетъ Русовъ,ýлъ я войско ихнýВид
скопитъ молодиковъ, отрочить ихъ,
вы жжеть,ýи домы ихъ запалюеть, и пос
а старыхъ да меньшихъ бiеть насмерть,
и только молодыховъ та молодицъ забираеть!
Отожъ, поскачемо, люди Руске, помстимося!"
ли Русы, ажъ земля сдрогла,ýИ полет
и поскакали, аже хмара за ними стала.
су старецъ б?лый,ýИ прийшолъ изъ богова л
мъ, абы не печалилися,ýи сказалъ вс
клъ, же поможе!ýабо ему Перунко самъ рь
А самъ ему свой мечъ указовалъ,
сковалъ на то.ýащо в кузни на неб
И того меча человекъ одинъ не подыметь.
Тожъ Перунко единый вздать можеть!
дичи съ лесу,ýмъ вýА прийшли такожъ часомъ т
сной,ýони-жъ Русы съ полуноче л
а якъ ихъ еще Борусями кличуть,
а сказали, что маеть помогати пращурямъ.
И такъ было ни годъ, ни два,
тъ до того было,ýа яко же тысячи л
такъ и теперь будеть на земли Руськой.
ти на возахъ, выростали,ýРодилися д
сами родителями ставали, жены - матерями,
мужи - отцами, вояками хоробрыми,
и страховая война йшла, а Волохи
зли, якъ война на мори,ýна Русь л
едина за другую, невстанно.
зли наню,ýИ Русiя била ихъ, а они л
и весь часъ Ярусланы-цари за Русь йшли,
и такъ було не одну сотню годовъ,
и такъ було весь часъ тотъ окрутный.
И навчилася Русь смерте не боятися,
тай навчилися вороги, якожъ Русу не здужали!
ли, воевати могутъ Русiю они,ýПовид
ла не могутъ!ýа зничити доц
Тай пришлы вси народы степовые,
и Комыри, якове теперь Кутурга стала,
и Кутригура прийшла Балангарьская,
и Шивера, и Вятичи, и Радимичи,
ють,ýтай такiе пришли, аще и Русовъ не разум
зли на Волоха войной великой!ý полýи т
лъ то ворогъ, аще всю степущу подняли,ýИ вид
ть хочь на часъ,ýи сталъ замиряться глад
а самъ злое мыслить на Русы да на Борусы,
весь часъ война йшла, миру не было!
И весь часъ Русы съ Волохами билися!
Скоро и за Дунай пошли, и вжежъ на Греця,
и про то въ другой кратъ роскажемо.
Отожъ, Богу слава, та людямъ хоробрим!
зъ нихъ!"ýТа то-жъ и мы, потомыци, живемо пр
Источник: Миролюбов Ю. П. Собр. соч. Т. 17. С. 82-86.
К о м м е н т а р и й
въ кочергахъ стояли. - Дети стояли возле печи, иначе говоря, были маленькими;
Ярусланы - племя, происшедшее от смешения русов с аланами;
поякъ - пир;
Лободою - Лыбедью, сестрой трех братьев, основавших Киев;
Новгороду. - Анахронизм. В V в. Новгорода еще не было. См. с. 00;
Суражу. - До города Сурожа (Судака), где на южном берегу Крыма существовало Суренжанское княжество. См. с. 00;
Федоряков - федератов, или союзников Рима;
Волохи - римляне;
до гирловъ на Дунаю... городъ ставилъ. - По преданию, князь Кий построил город в устье Дуная, называвшийся Циус, или Киус, он же - Киевец;
обитые - убитые;
ки - Тиссы;ýТыши-р
штвали - вставали;
набридло - как вздумается;
Боричевъ - Боричев взвоз, или спуск со Старокиевской горы на Подол;
Русасунъ - легендарный царь ярусланов;
отроцтва волосского - римского рабства;
комонники - конники;
до купы - все вместе;
черменое - красные одежды;
Улягсунъ, Червене Сонце - легендарный царь ярусланов;
хмара - туча;
лый. - Волхв, вышедший из святилища Сварога, которое находилось в дубовом лесу;ýсу старецъ бýизъ богова л
Перунко - Перун, бог грома и молний, бог войны у славян. См. главу 21;
дичи - кудесники, знающие веду;ýв
зничити - уничтожить;
Комыри - Кутурга - киммерийцы. См. главу 4;
Кутругура - болгарское племя. См. главу 14;
Шивера - Кивера - даки.

Назад История Руси. Источники: Тексты. VII Далее

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены